UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРИ СИСТЕМЫ — ТРИ ОБРАЗА КАМПАНИИ

От начала новой избирательной кампании в Верховную Раду нас отделяет, по сути, только сезон летних отпусков...

Автор: Александр Вишняк

От начала новой избирательной кампании в Верховную Раду нас отделяет, по сути, только сезон летних отпусков. Официальный старт гонке будет дан в начале октября текущего года, но ни для кого не секрет, что тщательная подготовка к выборам началась еще весной. А между тем вопрос о том, по каким правилам будет проходить кампания, по-прежнему остается открытым.

Как известно, глава государства наложил вето на новую версию закона «О выборах народных депутатов Украины», предусматривающую жесткую пропорциональную модель. Затем аналогичная судьба постигла и другую версию закона, в котором предполагалось, что количество депутатов-«списочников» в будущем составе парламента возрастет с 50% до 75%. Часть парламентских фракций (которые представляют относительно благополучные партии, имеющие приличный рейтинг и необходимое число региональных организаций) еще надеются на то, что избирательный закон все-таки удастся модифицировать. О чем свидетельствует принятая под занавес сессии его новая редакция, являющаяся по сути прежним, ветированным документом.

Надо думать, на этот закон также будет наложено вето, и кампания пройдет в соответствии с буквой закона четырехлетней давности, предусматривающего избрание 225 депутатов по одномандатным округам и точно такого же количества — по спискам партий и блоков, преодолевших 4-процентный барьер. Но будет и весьма существенное отличие. Речь идет о решении Конституционного суда от 26 февраля 1998 года, в котором признано не соответствующим Основному закону положение о «предоставлении одному и тому же лицу права быть включенным в список кандидатов в народные депутаты от политической партии, избирательного блока партий для участия в выборах по многомандатному общегосударственному округу и одновременно выдвинутым в одномандатном избирательном округе».

Можно, конечно, спорить о том, что проблема «двойного кандидатства» надумана: во многих странах со смешанной избирательной системой, например в Германии, Венгрии и России, политики имеют полное право баллотироваться и по спискам, и по мажоритарным округам. Но споры эти будут бесцельными — решения высшего органа конституционной юрисдикции не подлежат обжалованию.

Нет никаких сомнений, что данное обстоятельство окажет существенное влияние на ход избирательной кампании: большинство лидеров политических партий вынуждены будут баллотироваться по партийным спискам для того, чтобы предоставить возглавляемым ими организациям шанс на преодоление 4-процентного барьера. Как показывают исследования, практически для всех партий (кроме КПУ, ПЗУ, НДПУ и НРУ) присутствие главы организации в списке является крайне важным фактором — оно увеличивает количество сторонников в 1,3–1,5 раза.

Следует заметить и то, что ни одна из партий (кроме Коммунистической) еще не обеспечила себе такой рейтинг поддержки, чтобы уверенно смотреть в избирательное будущее. Только Компартия может (если захочет) позволить себе ослабить первую пятерку и отправить своих лидеров искать счастье в одномандатных округах. Для остальных организаций такой ход связан с серьезным риском. В то же время каждый из партийных «вождей» должен отдавать себе отчет в том, что его присутствие в списке отнюдь не гарантирует его партии успешное преодоление 4-процентного «порога», и в случае неудачи за бортом высшего законодательного органа могут оказаться и организация, и ее председатель. Поэтому процесс формирования списков потребует от партий значительно более взвешенного подхода, нежели в 1998 году.

Каким образом изменятся шансы ведущих политических партий в случае введения этих изменений в избирательную систему?

Исследование рейтинга политических партий по национальной выборке и экспертные оценки шансов партий в округах, проведенные фирмой «Юкрейниан социолоджи сервис» в 2000—2001 годах позволяют предварительно оценить шансы партий на парламентских выборах 2002 года при чисто пропорциональной, смешанной 50—50% и смешанной 75—25% системах выборов (см. табл. 1—2).

Разработанные прогнозы показывают, что тип избирательной системы существенно повлияет на результаты выборов и распределение мест в будущей Верховной Раде между отдельными партиями и политическими течениями.

Если бы был подписан и вступил в силу Закон о выборах в Верховную Раду на пропорциональной основе, то победу на выборах, скорее всего, праздновали бы левые партии, которые набрали бы от 34% до 40% голосов избирателей и получили бы от 200 до 240 депутатских мандатов. При этом лидер избирательной гонки — Компартия Украины получила бы 160—175 депутатских мест из 450. Следовательно, при таком исходе выборов практически ни одного решения без левых (КПУ, СПУ и, возможно, ПСПУ) будущая Верховная Рада принять не сможет.

Центристские же партии (СДПУ(о), НДПУ, ПЗУ, «Трудовая Украина», Демократический союз), имеющие в нынешней Верховной Раде треть мандатов, смогли бы получить от 19 до 24% голосов избирателей и имели бы 120—150 мандатов, то есть в лучшем случае смогли бы сохранить нынешнее влияние. Говорить же о шансах новообразованной Партии регионов, как и других «новичков», пока вообще неуместно, т.к. их рейтинг ниже 1%.

Правые партии (два Руха, ПРП) получили бы на выборах 13—16% голосов. И в случае самостоятельного участия в выборах им бы удалось завладеть 60—80 депутатскими мандатами.

Таким образом, чисто пропорциональная система привела бы к существенному полевению нового парламента, не дав возможности правым и центристам рекрутировать в свои ряды беспартийных мажоритарщиков, в силу отсутствия таковых.

В случае же сохранения нынешней смешанной избирательной системы 50—50% ситуация существенно изменится. Ведь, с одной стороны, в мажоритарных округах (а тем более при небаллотировке лидеров партий) 80—90 депутатских мандатов получат беспартийные представители среднего бизнеса и местной власти, которые составят резерв пополнения т. н. центристских фракций в будущем парламенте, а с другой — Компартия, социалисты, и «витренковцы» получат всего 140—160 депутатских мест, то есть столько же, сколько у них и сейчас.

Количество же депутатов центристских партий (даже не считая беспартийных центристов) будет составлять 110—130 депутатов. Причем крупнейшими будут партийные фракции СДПУ(о), Демсоюза и «Трудовой Украины». Количество депутатов от правых фракций при самостоятельном баллотировании Рухов, ПРП и КУНа уменьшится до 40—60 человек.

В случае изменения избирательного закона в сторону увеличения до 70—75% депутатов, избранных по спискам партий и блоков, ситуация изменится, но не так существенно, как при пропорциональных выборах. Увеличится на 30 мандатов по сравнению с нынешним их количественным составом представительство левых партий и на 10 — правых. Центристы получат столько же, сколько и при действующей системе, но уменьшится представительство беспартийных. Исходя из этого, Президент снова наложит вето на новую редакцию закона о выборах, в котором заложена пропорция 75—25%.

Естественно, весьма существенно, кроме избирательной инженерии (закона), на расстановку сил в парламенте может повлиять образование 3—4 мощных центристских и правых партийных блоков. Но сегодня еще рано подсчитывать шансы, ведь большинство из уже задекларированных блоков и союзов могут так и не состояться. Последние заявления и прогнозы, появившиеся в СМИ, могут заметно повлиять на процесс реструктуризации электорального пространства в Украине. Но окончательные выводы о шансах блоков можно будет сделать только осенью. После их образования.