UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРИ ОШИБКИ ТРЕХ ПОЛИТИКОВ

«Об чем думает такой папаша? Он думает об своих конях, об выпить рюмку водки и об дать кому-нибудь по морде» Исаак Бабель...

Автор: Юлия Мостовая

«Об чем думает такой папаша? Он думает об своих конях, об выпить рюмку водки и об дать кому-нибудь по морде»

Исаак Бабель. «Одесские рассказы»

В последнюю неделю весны Украина вступила в период, во время которого у всех, без исключения, политиков (я имею в виду серьезных политиков, в чьей власти что-либо решать) отпадет желание думать о лошадях и даже о водке, а остается лишь одно желание, присущее старому одесскому биндюжнику. Начался период голой, откровенной, циничной и бескомпромиссной борьбы за власть. Свидетельством тому - не только отставка Марчука, но и дело Косаковского, попытка свержения Мороза, грядущие кадровые перемены в правительстве. Среди поведенческих приоритетов на второй план отходят церемонии и популизм, уступая место пирровым победам. Власть пытается показать силу, за что, как предполагается, ее должен полюбить народ, истосковавшийся по твердой руке. Игра в бирюльки закончилась, по крайней мере нам всем именно так следует понимать все действия главы государства. От грохота удара кулаком по столу присели отцы регионов и выпрямились силовые структуры. Именно на их плечи ляжет основная тяжесть работ по улучшению жизни народонаселения, наведению порядка и несению демократии в массы. Основные события еще впереди. Но начались они сегодня, и ошибок, способных сдетонировать непредвиденный властями взрыв, уже сделано немало. И делают их не только власть предержащие, но и временно власть отпустившие. Вот об этом давайте и поговорим.

Генерал несозданной армии

«Всем желаю успешной работы, а также пережить все это». С этими словами экс-премьер Евгений Марчук покинул зал заседаний президентского дворца.

Многих интересует: знал ли Евгений Марчук о грядущей отставке? Мне кажется, что знал и знание это пришло к экс-премьеру где-нибудь 8 июня 1995 года, а именно в день, когда был подписан президентский указ о его назначении премьер-министром. Тогда, почти год назад, премьерство Евгения Марчука казалось неизбежным и естественным, как вздох. Но, вместе с тем, именно в согласии Евгения Кирилловича занять этот пост, наверное, и состояла его ошибка. Уже тогда было ясно, что Президент назначал его нехотя и что рано или поздно импульсивный Леонид Кучма сделает тот шаг, на который он пошел 27 мая.

Конечно же, неэкономист Марчук не должен был соглашаться на это назначение, тем более, что он становился премьером с несравнимо меньшими полномочиями, нежели его предшественники. Экс-премьеру не позволили формировать свою команду, несмотря на то, что на каждое министерское кресло у него было по три-четыре собственных кандидата. Премьерская судьба Евгения Марчука в течение года умещалась в маленькой капельке чернил. Президентская рука, с занесенным пером, за 353 дня устала - и, как только Марчук впервые за это время выразил в «Зеркале недели» некоторое неудовольствие безосновательной критикой в свой адрес, чернила оказались на бумаге.

В том, что так произошло, наверное, есть и часть вины Евгения Марчука. И состоит она не в том, что он умело или неумело координировал работу ведомств и министерств. (Несомненно, после обвинения в стольких экономических грехах нужно не снимать, а расстреливать, и не одного премьера, а весь Кабинет. А тот, кто провозгласил ими выполняемый курс, пусть живет.) Евгений Кириллович с самого начала понадеялся на то, что сможет договориться с Президентом, а главное - с его командой. Премьер молча занялся экономикой. Однако в нашумевшем интервью «Зеркалу недели» Евгений Марчук признался в том, что ему очень сложно работать в атмосфере политического цинизма и лицемерия. Этот самый цинизм он охарактеризовал так: «Это когда сознательно говорят одно, думают другое, а делают третье». События начала этой недели являются лучшей иллюстрацией к такому определению. Но изначально Евгений Марчук пытался со всеми жить дружно. Наверное, он считал, что во дворце на Банковой работают люди, живущие не только сегодняшним днем, но и завтрашним. Поэтому Марчук ушел в политическое подполье, к средствам массовой информации обращался в случаях крайней необходимости и без большой охоты. Демонстрация протокольных встреч с японцами на УТ-1 или сообщение о том, что он вышел в коридор и встретил своего советника, с которым тут же провел беседу, - это не стиль Марчука. В этом, пожалуй, и состояла самая главная ошибка премьера. Придя в публичную политику из закрытой структуры, он сохранил нелюбовь к открытым выяснениям отношений. Но быть председателем СБУ и премьером страны в имиджевом плане - совершенно разные вещи. Наверное, понять это сейчас еще не поздно.

Российская газета «Коммерсантъ-Daily», комментируя отставку Марчука, озаглавила материал так: «Кучма назначил Марчука главным оппозиционером». Сложно отказать российским коллегам в политическом чутье. Теоретически они правы. Другое дело, как все будет на практике. Для Евгения Марчука действительно открылись самые большие политические возможности и перспективы. При желании он может войти в союз с Морозом, может сконсолидировать центр, может принять помощь от России, которая второй раз на грабли с Леонидом Даниловичем наступать не будет, Марчук может повести собственную игру, представляя собой политика, способного сберечь идеалы Западной Украины и внимательно прислушаться к мнению Восточной. Послезавтра все забудут о том, что именем пресс-службы Президента экс-премьер обвинен в развале отечественной экономики, недоедании шахтеров, убиении реформ и неспособности договориться с Верховным Советом. Симпатии населения Украины в значительной степени - на стороне экс-премьера. Украина, подобно Мюллеру, любит молчунов, потому что помнит: молчун если друг, то - это друг, а если враг - так уж враг. В Марчуке есть определенность, а это - именно то, чего так не хватает сегодня многим. Он сможет все начать с чистого листа. Именно начать, поскольку, по большому счету, созданием политического имиджа Евгений Марчук вплотную не занимался.

Но это все - перспективы, изыскания возможных вариантов, на одном из которых, безусловно, Марчук остановится. И все у него получится, как говорят москвичи, если экс-премьер сможет провести процентов на 80 ротацию собственной команды. Если, наконец-то, чего-нибудь захочет...

Цена президентского росчерка

- Я не буду спрашивать, кто «за», я спрошу, кто «против».

С такими словами, зачитав обвинение Евгению Марчуку, Президент Украины обратился к ошарашенным членам правительства. Марчук отвернулся, чтобы не смущать. Все промолчали, дабы не «влезать». Хотя почему все? Трое заранее предупрежденных в красках описали, как неимоверно сложно работать в условиях конфронтации двух первых лиц исполнительной власти. Ощущение этой сложности усугублялось личными причинами: кому-то нужно оправдывать новое назначение, кому-то не хочется на пенсию, а кому-то снится в страшном сне, что с МВФ будет договариваться не он, а кто-то другой, тоже молодой, да еще и английский язык знающий.

Возможно, впервые за время пребывания на посту Президента Леонид Кучма проявил завидную решительность. Чего греха таить: ахнули все. Опять же таки, кроме предупрежденных Владимиром Павловичем Горбулиным министров. Одним росчерком пера Президент отправил в отставку «самого Евгения Марчука». Во всем мире средства массовой информации, соблюдая профессиональную этику, указали официальную причину отставки. Однако вслед за ней во всех сообщениях СМИ было поставлено «но» и далее следовал вывод о том, что таким образом «Президент попытался убрать самого серьезного конкурента на будущих президентских выборах». В принципе, Леонид Данилович сам имеет возможность ознакомиться с выводами зарубежных «шакалов пера», поскольку мониторинг иностранных СМИ, подготовленный МИДом, на этот раз был отправлен только (!) Президенту.

Действительно, можно вести речь о политической ревности, взявшей верх над политической целесообразностью, можно принять во внимание и распоряжение Марчука об отслеживании СБУ хода приватизации стратегических объектов, можно также быть недовольным его удачным визитом в Крым... Но я, например, хоть убейте, не понимаю, зачем Президент отправил Марчука в отставку.

Если сконцентрироваться на стратегии, то премьер-министра, действительно, отправить в отставку было нужно. Так поступает любой нормальный президент, предварительно позаботившийся о том, чтобы все негативные эмоции, накопленные в обществе, были сконцентрированы на премьер-министре, которого, с большой пользой для себя и гражданского спокойствия, можно было принести в жертву тому же самому обществу. Но 27 мая Марчук был еще очень далек от того, чтобы символизировать для народа причину всяческих бедствий и неудобств. Сумбурное и не очень грамотное заявление пресс-службы Президента кануло в лету, не оставив большого следа в сознании граждан Украины. Следовательно, спустя, скажем, полгода в жертву придется приносить кого-нибудь другого.

Что же касается тактического момента, то здесь все можно было действительно объяснить общепринятым мнением об устранении конкурента. Но Марчук не был конкурентом Леониду Кучме! Да, очень многим в этой стране хотелось, чтобы так было. Но с первого дня ухода с поста председателя СБУ Евгений Кириллович представлял собой кокон, внутри которого происходили никому неведомые процессы. Однако крылья наружу за все это время так и не вырвались. За год премьерства Марчук ни на шаг не подошел ближе к стартовой линии, кроме приобретения депутатского мандата, им не было сделано ни одного шага в сторону от президентского курса. Именно поэтому не могу понять, почему столь серьезно снабжаемые информацией люди как Президент и секретарь СНБ до такой степени поддались действию мифа?! Мало того, они сами поспособствовали его усилению, за что Евгений Кириллович когда-нибудь им обязательно скажет «спасибо». На сегодняшний день экс-премьер продолжает пребывать в этом состоянии и отставка, пережитая им, ни в коей мере не повредила ни кокон, ни сложенные крылья. Следовательно, ни от какого противника Президент не избавился. Повторюсь: все будет зависеть от Марчука, от его желания взлететь или не взлететь.

А вот Президент поставил себя в достаточно сложную ситуацию. Многие сходятся на том, что днепропетровский круг в верхах власти замкнулся. Казалось бы, теперь Президент себя может чувствовать в полной безопасности. Но, скорее всего - это не так. Так называемый днепропетровский клан - не един. В Днепропетровске, как и в любом городе, есть люди порядочные, а есть и не очень. Среди тех его представителей, которые были вынесены на политический Олимп, - люди разные: Пустовойтенко отличается от Лазаренко, Тигипко - от Ворсинова, а Горбулин - от Президента. Но рано или поздно их интересы выйдут за рамки отводимой квоты и тогда название одного из памфлетов Ярослава Галана будет очень уместно вспомнить...

Говорят, Леонид Данилович - неплохой преферансист. И он должен знать, что, играя мизер, для отхода всегда лучше оставить одну крупную карту, чтобы потом не зацепить «паровоз». В своем окружении он не оставил «инородцев», которыми можно было бы пожертвовать или которых можно было бы использовать в роли «форточки» для глотка свежего, не днепропетровского воздуха. Конечно, на такую роль мог бы претендовать первый Президент Украины Леонид Кравчук, в последнее время чрезвычайно приближенный к Президенту второму. Но это в том случае, если верить в искренность Леонида Макаровича. Наверное, этой верой слепо увлекаться не стоит, ибо, разделяя патриотическую позицию Леонида Кучмы, поддерживая его ориентацию на Запад, Леонид Кравчук вряд ли забудет о том, кто урезал его президентский срок. Как знать: подталкивая Леонида Кучму к резким действиям в стиле «буря и натиск», не хочет ли Леонид Макарович тем самым добиться повторения Леонидом Даниловичем собственной судьбы?..

Поговаривают, что один за всех представляющий столичную элиту в президентском окружении Дмитрий Табачник ближе к середине лета возглавит Министерство иностранных дел. Этот уход днепропетровский круг замкнет окончательно. Будет ли легко в нем дышаться Президенту? У многих на этот счет есть сомнения. По крайней мере, уже сейчас большинство убеждено в том (как это ни парадоксально), что Президент Леонид Кучма с дня отставки Марчука стал заложником своей команды, которая, подобно ельцинской, не позволит Президенту отдать власть, даже если он от нее устанет.

Украина вступила в «ЕЭС»

В 1992 году на освобожденное Витольдом Фокиным кресло премьер-министра было два реальных претендента - Павел Лазаренко и Леонид Кучма. Именно тогда имя днепропетровского губернатора впервые попало в тасующуюся политическую колоду государственного масштаба. Впоследствии всякий раз, когда осуществлялась замена в шатком кресле украинского премьера, имя Лазаренко настойчиво всплывало. Но Павел Иванович не спешил. Он присматривался и выжидал. Он не спешил разделить судьбу со всеми предыдущими премьерами. Он знал степень устойчивости премьерского кресла. Он, как и Цезарь, предпочитал быть первым в провинции, нежели «крайним» в Риме. Он копил силы (и не только силы). И накопил.

Многие считают, что Павел Лазаренко и является настоящим главой так называемого днепропетровского клана. Возможно, в финансовом и организационном плане это так и есть. Но в политическом... Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Павел Иванович делал, делает и будет делать очень многое. Соответственно ошибки допущены были. Счет им ведут не многие, но среди них - как сторонники, так и недруги Павла Ивановича, способные время от времени напоминать о совершенных ошибках. Очевидно, именно таким способом новоназначенного премьера намереваются держать в узде, забывая при этом о том, что когда-нибудь капитал, а также огромное количество связей, замешанных на оказании услуг, сделают их обладателя неуязвимым.

Назначение Павла Лазаренко первым вице-премьером в правительстве Марчука многими рассматривалось как хорошо спланированная подготовка к замене премьера. Не исключено, что так и было. Но все же при этом нужно отдать должное Лазаренко: с Марчуком он себя вел по-джентльменски, по-крупному не подставлял и даже известное чрезвычайное заседание Кабинета министров у Президента покинул. Однако, в то время, как Евгений Марчук в течение года бездействовал и пытался всячески свести на нет конфронтацию с Президентом, Павел Иванович укреплял свои позиции, холил и лелеял «Приватбанк», выводил в люди «Единые энергетические системы Украины», через верные фирмы скупил 12 областных газет и три центральные плюс - телевизионный канал. И, самое главное, Павел Иванович обеспечил себя до невозможности верным генеральным прокурором.

Исходя из всего этого, можно предположить, что только сейчас Леонид Данилович поймет, что такое «создание собственного политического имиджа». Надо полагать, что даже постоянные ссылки, типа «користуючись мудрими настановами Президента», Павлу Ивановичу не помогут. Лазаренко плохо уживается с ролью второго, и через какое-то время это очень не понравится первому. Правда, за это время чрезвычайно решительный и жесткий Лазаренко сможет кое в чем в стране навести порядок. Он не будет размазывать «белую кашу по чистому столу». Банки, из которых, как из Буратино, новый премьер вытряс 6 трлн., все поняли уже в первый день - у Павла Ивановича рука - капкан. Не исключено, что на помощь Павлу Ивановичу придет и миллиард долларов с Запада. Есть информация, что поддерживающий Леонида Кучму Запад готов выделить Украине миллиард под предреферендумную выплату зарплат.

Параллельно тому, как будет нарастать недовольство Президента новым премьером, по поводу и без повода появляющимся на страницах верных газет и на экранах государственных и верных каналов, будет расти на Павла Ивановича обида регионов. Ведь в областях у нас уже давно привыкли жить и хозяйничать самостоятельно. Нет сомнений в том, что Лазаренко наступит на больной мозоль очень многим представителям неднепропетровских кланов и они дружно, как шашель, подгрызут ножки у кресла Павла Ивановича. И тогда грохот будет - неимоверный. Избежать подобной участи Павлу Ивановичу позволит либо своевременный уход в отставку, либо конституционно усиленный статус премьера, участь которого решает парламент, с представителями которого Лазаренко умеет договариваться лучше всех. В противном случае, имея в пассиве огромное количество недругов по всей стране, нелюбовь со стороны России и ревность со стороны Президента, Лазаренко уже никогда не сможет стать первым. И даже остаться при ком-нибудь другом вторым.