UA / RU
Поддержать ZN.ua

Три года условно за посягательство на Украину

Осуждение Д.Сидора может создать впечатление, что СБУ наконец всерьез взялась за русинскую тематику. Однако так считать — справедливо только частично.

Автор: Владимир Мартин

Долгоиграющее дело о русинском сепаратизме наконец прошло через судебный приговор. В этот понедельник председатель Сойма подкарпатских русинов, протоиерей православной церкви Московского патриархата Димитрий Сидор Апелляционным судом Закарпатской области признан виновным в посягательстве на территориальную целостность Украины и осужден до трех лет лишения свободы с назначением испытательного срока на два года и обязательством не выезжать за пределы Украины на постоянное проживание без разрешения исполнительной инспекции.

Предметом расследования уголовного дела стал провозглашенный 25 октября 2008 г. Д.Сидором в Мукачеве меморандум 2-го Европейского конгресса подкарпатских русинов (ЕКПР) (о чем «ЗН» рассказывало в материале «Берлога для Балоги» от 1 ноября 2008 г.). Меморандум содержал «Акт провозглашения восстановления русинской государственности», который начинался словами: «Учитывая, что 17-летняя антирусинская политика украинских властей засвидетельствовала о невозможности далее сохраниться коренному русинскому народу в составе Украины со своим национальным этническим лицом; что все решения и поступки украинских властей за 17 лет направлены на этноуничтожение и дискриминацию, имеющие признаки геноцида русинского народа на его исторической земле; что 1-й Европейский конгресс подкарпатских русинов от 7 июня 2008 г. вынужденно принял решение восстановить право статуса субъекта международного права суверенного подкарпаторусинского народа от 21 декабря 1918 г. и 10 сентября 1919 г., а также статус Республики «Подкарпатская Русь» от 22 ноября 1938 г., имеющих силу закона до сегодня… Делегаты 2-го конгресса единогласно приняли при одном воздержавшемся Акт провозглашения воссоздания русинской государственности в статусе от 22.11.1938 г. с образованием государственной исполнительной власти…».

Этот акт вызвал огромный резонанс в СМИ и привел к тому, что СБУ возбудила против Д.Сидора уголовное дело по ч.1 ст.110 Уголовного кодекса (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины). Судебно-лингвистическая, научно-правовая, а также комплексная научно-правовая и лингвистическая экспертизы установили, что в акте содержатся публичные призывы к изменению границ территории и Государственной границы Украины. После завершения экспертиз мало кто сомневался, что приговор суда будет обвинительным.

Фигуранты политических дел всегда пытаются по максимуму использовать суд как трибуну для провозглашения своих лозунгов. Теперь же этого не случилось. Во-первых, приговор Д.Сидору практически полностью проигнорировали СМИ. Во-вторых, странным оказалось поведение самого подсудимого. Если кто-то ожидал, что протоиерей провозгласит себя жертвой режима, страдающей за благородную идею - право своего народа на самоопределение, то его ожидало разочарование. Правда, последнее слово подсудимого, продолжавшееся полтора часа, было пересыпано тезисами типа: «Власть независимой Украины только продолжает антирусинские преступления СССР и Советской Украины» или утверждениями о «государственных преступлениях украинской власти против человечности по факту 20-летнего этноцида русинской нации на русинской земле в центре Европы». Однако в части посягательства на территориальную целостность и неприкосновенность Украины Д.Сидор свою вину категорически отрицал, заверяя суд, что его неправильно поняли и подло оболгали. «Обвинять меня в призывах изменить границу - все равно, что предъявлять обвинение в призывах снести крышу с областного драмтеатра! - заявил подсудимый. - Уголовное дело грубо и цинично сфальсифицировано СБУ как преднамеренный политический заказ. Не было этой бессмысленной идеи - отсоединения Закарпатья от Украины, это циничная практика СБУ - приписывать людям то, чего они не делают. Второй конгресс проводился не с целью отделения Закарпатья, а чтобы побудить облсовет и официальный Киев реализовать принятое 1 декабря 1991 г. на областном референдуме решение об автономности Закарпатья в составе Украины» (на самом деле на референдуме речь шла о предоставлении Закарпатью статуса специальной самоуправляющейся административной единицы в составе Украины. - В.М.).

Иногда аргументация протоиерея казалась неубедительными попытками выкрутиться и переложить ответственность на других. «Меморандум - коллективное произведение, а судят только меня!» - возмущался Д.Сидор. Когда же он начал называть уже покойных активистов русинства, приобщившихся к написанию документа, не выдержал даже судья Иван Стан: он сделал подсудимому замечание, что провозглашать такие вещи неэтично, особенно священнику…

Санкция инкриминированной Д.Сидору статьи Уголовного кодекса предусматривает ограничение свободы до трех лет или заключение на этот же срок, впрочем, лишения свободы не просила даже прокуратура. Сам подсудимый, предчувствуя, что приговор будет обвинительным, еще до его провозглашения заявил о намерении дойти в поисках справедливости вплоть до Международного суда по правам человека в Страсбурге.

Осуждение Д.Сидора может создать впечатление, что СБУ наконец всерьез взялась за русинскую тематику. Однако так считать - справедливо только частично. На самом деле Д.Сидор (как и многие другие активисты русинства) - далеко не самостоятельная фигура, а настоящие кукловоды на суде не фигурировали. Речь идет не только о российских спецслужбах, что прослеживалось на 2-м конгрессе ЕКПР. Намного опаснее свои, доморощенные политики-интриганы, чья причастность к русинскому конгрессу очевидна и даже подтверждена материалами уголовного дела. В частности, проведение мероприятия такого масштаба в Мукачеве было бы невозможно без личной санкции В.Балоги, который давно симпатизирует и покровительствует русинам. Показательно, что в начале конгресса прозвучало приветствие делегатам от Мукачевского горсовета, в ответ на которое организаторы выразили благодарность мэрии за поддержку, в частности материальную. В день конгресса в Мукачеве проводился фестиваль русинской культуры, который финансировала мэрия и широко рекламировала облгосадминистрация. Приезд на фестиваль участников из районов, часть которых стала делегатами конгресса, оплачивали райгосадминистрации. То есть Украина руками тогдашней власти еще и финансировала антиукраинское мероприятие. Наконец, нужно вспомнить и приснопамятное решение контролируемого В.Балогой Закарпатского облсовета в марте 2007 г. о признании отдельной национальности «русин» и внесении ее в перечень национальностей края. Никакой правовой оценки эта деятельность до сих пор так и не получила. В.Балога и дальше проводит в местные советы по спискам своей партии русинских активистов и поддерживает это движение, чтобы иметь в рукаве лишний козырь в политических торгах с Киевом. Никакого патриотизма здесь нет - чистый бизнес. И регионалам, которые еще не отвергли окончательно идею объединиться с «Єдиним центром», нужно об этом помнить…

P.S. Сразу по окончании судебного процесса произошел неприятный инцидент, который иллюстрирует открытость русинских активистов для СМИ. Моя попытка сделать фотоснимок Д.Сидора, выходившего из судебного зала, вызвала неожиданную вспышку злости у его приверженцев. За считанные секунды толпа из пятнадцати человек прижала меня к стенке, послышались крики: «Кто ты такой? Какое имеешь право здесь снимать?» Тут же несколько человек начали выкручивать мне руки, пытаясь вырвать фотокамеру и мобильный телефон. Слова, что перед ними журналист, редакционное удостоверение, даже предостережения, что такие действия подпадают под статью уголовного кодекса о препятствовании журналистской деятельности, не оказали никакого эффекта. К счастью, в зале еще оставались трое сотрудников спецподразделения «Грифон», которые следили за порядком во время вынесения приговора. Правоохранители сразу бросились на помощь и, прикрыв меня, начали сдерживать и отталкивать агрессивную толпу. Им пришлось приложить немалые усилия, при этом некоторые неугомонные «карпатороссы» и дальше не прекращали попыток насильно вырвать фотокамеру и телефон.

В своей работе автору неоднократно приходилось контактировать с преступниками, криминальными авторитетами, а иногда даже с психически больными лицами, совершившими тяжкие преступления. Абсолютное большинство их всегда вело себя адекватно, а если кто-то и пытался совершать, условно говоря, попытки повлиять на ситуацию, то дальше слов дело никогда не заходило. Поэтому теперь вытаращенные, налитые злостью глаза поборников отдельного русинского народа, растопыренные пальцы, которые тянулись к фотокамере, возгласы «Мы все равно до тебя доберемся!» произвели неповторимое впечатление.

Делать снимки особы, занимающейся политикой, в публичном месте, которым является помещение суда, - для печати обычная практика, никаких разрешений или согласований для этого не нужно. Поэтому причина такого неадекватного поведения и агрессии непонятна. Очевидно, таким образом «карпатороссы» демонстрируют европейское и толерантное лицо своей «нации», о котором постоянно твердят их лидеры, в том числе протоиерей Сидор…