В этой рубрике «ЗН» продолжает знакомить наших читателей с реальными способами и толковыми предложениями по решению проблем в кризисный период. Вслед за мэром Черкасс Сергеем Одарычем и депутатом Андреем Сенченко, своим опытом и идеями делится мэр Винницы Владимир Гройсман. Владимиру Борисовичу 31 год. Однако столь юный возраст не смутил ни виннитчан, которые три года назад доверили ему «джойстик» города; ни Ассоциацию мэров городов, выдвинувшую его на пост вице-премьера по региональным вопросам, ни премьера, которая это предложение поддержала. Вот только Гройсман, по информации «ЗН», решил остаться с виннитчанами.
В последнее время много говорят о том, что у нас в государстве кризис. Это правда — но значительно больше правда, чем кажется на первый взгляд. Поскольку этот кризис начался не осенью прошлого года. Он продолжается у нас, по крайней мере, с середины 90-х годов. И только сегодня, на мой взгляд, когда мы заговорили о кризисе всерьез, появляется шанс осознать до конца глубину наших проблем и начать их решать по-настоящему, а не декларировать это на словах.
Масштаб коммунальной катастрофы
В Украине 458 городов, 886 поселков городского типа и 28496 сел, жителем одного из которых является каждый из нас. Об этом факте почему-то так часто и так легко забывают наши политики. Сто процентов наших граждан являются членами конкретных территориальных общин, живут в конкретных населенных пунктах. А если продолжать еще дальше — проживают в конкретных домах, ходят или ездят по конкретным улицам, отводят детей в школы или в детсады, обращаются со своими проблемами в поликлиники или в больницы, работают на конкретных предприятиях или в учреждениях. Когда от общих суждений мы переходим на уровень этой территориальной конкретики, тогда и получаем представление о реальном положении дел в государстве. И беда только в том, что абсолютному большинству жителей городов или сел опускаться до этого уровня не нужно — они именно там и живут.
Из 1251 лифта домов коммунальной собственности в городе Виннице — пятая часть уже исчерпала свой срок эксплуатации. Но в условиях ограниченного ресурса мы в этом году заложили средства на проведение модернизации только 19 лифтов. И похожая ситуация, я уверен, не только в Виннице. Общая площадь улично-дорожной сети города составляет сотни тысяч квадратных метров. В последний раз капитальный ремонт винницких дорог видели накануне Олимпиады 1980 года. Понятно, что за четверть века проблема бездорожья в городе стала «язвой», более того — хронической, ведь средств хватало только на проведение «ямочного» ремонта. Ежегодно в городах и городках на дорогах появляется все больше автотранспорта. Городская инфраструктура не рассчитана на такую нагрузку. Ликвидировать проблему заторов можно только одним способом — строя новые мостовые переходы, эстакады и развязки, расширяя перекрестки и т.п. Но для этого нужны ресурсы, а их у территории нет. Другая тема — учреждения здравоохранения, которые десятилетиями не видели ни нового медицинского оборудования, ни капитального ремонта отделений. Не лучше ситуация и в учебных заведениях и в детсадах, куда мы ежедневно отводим наших детей.
Аналогичных примеров можно привести великое множество — буквально по каждой сфере жизнедеятельности городов или сел. Если обобщать, то все это вместе можно назвать «территориальной катастрофой». Не нужно никого пугать тем, что она может произойти. Она уже произошла.
Что же делать?
Сегодня не имеет смысла искать козла отпущения — поскольку проблемы действительно накапливались годами. Чтобы не допустить «территориальной катастрофы», надо было ежегодно выполнять профилактические работы, ремонтировать, проводить техническую модернизацию, вводить новейшие технологии, вкладывать средства в развитие отраслей. К сожалению, этого не делали вообще или не делали надлежащим образом. Такое положение дел следует признать и начать менять его ежедневно и последовательно.
То, что я сегодня делаю в Виннице, как и большинство моих коллег в системе исполнительной власти местного самоуправления других городов или районов, можно смело назвать антикризисным менеджментом. Я хотел бы привести несколько примеров, чтобы показать: проблемы все же можно решать. И наш винницкий опыт в этом смысле не является чересчур особенным, а во многих смыслах он, пожалуй, типичный. Но усилия местного самоуправления требуют сегодня серьезной государственной поддержки.
Все начинается с элементарного порядка
На конец 2005-го — начало 2006 года, когда я приступил к исполнению обязанностей винницкого городского головы, по данным опроса, проведенного среди виннитчан, одной из острейших проблем города была... проблема мусора. Диагноз оказался простым: системы работы, которая обеспечивала бы регулярную уборку города и вывоза твердых бытовых отходов, в городе просто не было. И мы начали ее выстраивать. Результат: сегодня мусор вывозят до начала рабочего дня, налажен его вывоз из частного сектора, регулярно убираются придомовые территории, ликвидированы стихийные мусорные свалки.
Первое, что нужно было для этого сделать, — наладить элементарный контроль за рабочими процессами и напомнить должностным лицам об ответственности за их участки работы. Уже с первых дней мы организовали процесс сбора информации от простых жителей — о стихийных свалках мусора, неубранных придомовых территориях, о фактах несвоевременного вывоза мусора с контейнерных площадок и тому подобное.
Сегодня в городе действует уже ряд таких «контуров» обратной связи. Мы создали, например, многоканальную службу оперативного реагирования «Круглосуточная стража», работающую в режиме call-центра с соответствующим техническим обеспечением, возможностями учета и анализа всех обращений по проблемам и территориям, ежедневного отчета о выполнении. Создан специальный сайт «Диспетчер», позволяющий руководству города с помощью сети Интернет осуществлять в on-line режиме мониторинг работы управлений горисполкома и их реагирование на обращение граждан. А начиналось все именно тогда — с того, что я поручил обычному человеку без бюрократического прошлого, но ответственному, принимать звонки от граждан по специально выделенному телефонному номеру. Параллельно вот уже три года действует созданный еще тогда мой личный форум в Интернете, куда люди обращаются с волнующими их вопросами. К этому каналу обратной связи с жителями добавились возможности обратиться в городскому голове через сайт мэрии и специальные электронные терминалы, установленные в холле горисполкома. И, конечно, постоянное непосредственное общение городского головы с жителями города было, есть и будет. Я рассказал это исключительно для того, чтобы еще раз подчеркнуть: слышать людей и понимать их проблемы — главная аксиома работы власти.
Было принципиально, чтобы ни один из сигналов от людей не оставался без внимания городского руководства и соответствующих служб. В свое время на одном из оперативных совещаний я предупредил всех работников городских служб, что каждый, кто «отфутболит» работников горячей линии с их обращениями, «отфутболит» лично меня. Благодаря проведению выборочных проверок бравурных рапортов о выполнении работ мы достаточно быстро искоренили такое явление, как отписки. А сейчас действует система, при которой результат решения вопроса по каждому обращению подтверждается фотоматериалами, а часто и подписями человека, который обращался. Кроме этого, я считал и считаю, что не является чем-то чрезвычайным, когда мэр города или его заместители выезжают непосредственно на территорию и сами оценивают реальное положение дел. Эта практика введена и поддерживается по сегодняшний день.
Системы планирования, контроля, обратной связи, о которых идет речь в приведенном примере, — это элементы общей системы качественного управления, которые мы начали вводить три года назад: сначала поэлементно, а затем привели ее в соответствие со стандартами ISO 9001:2000 и сегодня продолжаем развивать.
Но, к сожалению, даже на элементарном уровне система «от постановки задачи до контроля за ее выполнением» с ориентацией на человека как конечного потребителя действует у нас далеко не повсюду. Причин этого много, но одна из главных — заполитизированность системы и государственного, и муниципального управления. Сегодня многие управленцы на различных уровнях занимаются политикой вместо выполнения своих прямых обязанностей. Назначение на руководящие должности нередко определяется политической принадлежностью, а не управленческой квалификацией. Существует немало примеров, когда конкретные хозяйственные шаги заменяются политическими лозунгами. А когда система загружена не тем, ради чего она функционирует, то на различных уровнях появляется масса возможностей для злоупотреблений и безответственности. А в результате — «маємо те, що маємо».
Утраченная отрасль отечественной экономики
Создание эффективной и не заполитизированной системы управления на всех уровнях государства — только одна из составляющих очень необходимой сейчас антикризисной стратегии. Когда мы говорим, например, об ответственности за предоставление жителям города качественных услуг, то одними только призывами, требованиями и контролем достичь этого никогда не удается. Чтобы иметь право требовать от кого-то выполнения поставленных задач, надо предоставить соответствующему должностному лицу или организации необходимые для работы ресурсы. И здесь вновь возникают серьезные вопросы.
О чем мечтает каждый виннитчанин? Жить в комфортном европейском городе. Сегодня это стало девизом для всех, кто проживает в Виннице. А для власти — не просто лозунгом, а конкретной постановкой задачи. Ныне мы отрабатываем и вводим нормальные, человеческие стандарты в разнообразнейшие сферы жизни города: от чистоты на улицах до обеспеченности жителей качественными коммунальными услугами, от работы общественного транспорта до освещенности города, от качества школьного питания до сроков прохождения юридическими и физическими лицами согласительных процедур.
Каждая из перечисленных проблем для своего решения требует не только поиска управленческих решений, но и ресурсного обеспечения. Так, наблюдая за возрастанием нагрузки на городские магистрали и не всегда качественную работу маршрутных перевозчиков, мы пришли к выводу, что необходимо создать альтернативу — муниципальный автобусный парк. В прошлом году в город пришли первые пять ЛАЗов. Параллельно мы начали модернизацию электротранспорта города, обновив трамвайный парк 54 швейцарскими вагонами, купив пять новых троллейбусов и проведя реконструкцию и модернизацию еще 12. В 2006-м и 2008 годах построили в городе две новые троллейбусные линии. Сейчас работаем над реализацией проекта строительства трамвайного пути, который улучшит обеспечение общественным транспортом наиболее густонаселенного микрорайона города.
Возвращаясь к проблеме наведения порядка на улицах, замечу, что город за последние три года приобрел 12 единиц современной техники. Это позволило нам улучшить качество и сократить сроки уборки города. Еще один важный момент: на этом мы экономим, ведь стоимость механизированной уборки городских улиц в 1,5 раза ниже стоимости ручной.
Также мы реализуем программу «Светлый город». Речь идет о реконструкции внешнего освещения с установлением энергосберегающих светильников, позволяющих экономить почти 40% электроэнергии. На 1 января 2006 года в городе было установлено 1689 таких светильников, сегодня — уже 11700 (при общем количестве 16 тыс.).
Два года назад мы начали и комплексную программу ремонта подъездов домов путем общего финансирования работ ЖЭКами и жителями. Проектом предусматривается ремонтировать 1000 подъездов ежегодно. Таким образом за пять лет мы сможем отремонтировать все подъезды винницких многоэтажек. На сегодняшний день уже отремонтировано свыше двух тысяч подъездов.
Но все это — деньги, деньги, деньги. Потребности городов в ресурсах, необходимых для решения безотлагательных проблем, в разы превышают возможности местных бюджетов. Например, чтобы провести капитальный ремонт домов города, нужно около 100 миллионов. Городской бюджет любого областного центра, маленького города или села не имеет сейчас возможностей изыскать такие средства дополнительно к текущим расходам.
Каждый город сегодня ищет собственные подходы и возможности решения проблем. Кроме возможностей городского бюджета, мы пытаемся привлекать дополнительные средства. В частности, для проведения капитального ремонта городских дорог в 2006—2008 годах мы привлекли 45 млн. грн. путем муниципального займа. Время подтвердило правильность этого шага. За три года мы провели капитальный ремонт 344 тыс. м2 дорожного полотна (а это около 20% от общей площади городских дорог). Если бы мы этого не сделали, трудно даже представить, каким было бы состояние дорог в городе сейчас. Я думаю об этом каждый раз, когда смотрю на дороги, до которых у нас еще не дошли руки.
Считаю, причина такого положения дел на территориях в том, что городское хозяйство уже лет 15 хронически недофинансируется. Вполне очевидно: местные бюджеты своими силами не преодолеют проблемы, о которых мы говорим. Нужны реальные источники наполнения местных бюджетов. В частности, речь идет об изменении системы местных налогов и собраний, — законопроекты по этим сферам жизнедеятельности подготовлены нами в составе рабочей группы Ассоциации городов и общин и уже проходят обсуждение в комитетах Верховной Рады. Сегодня крайне нужны государственные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения, дорожного строительства.
По моему мнению, надо принципиально изменить взгляд на эти вещи и начать смотреть не сверху вниз, а снизу вверх. Сферу городского хозяйства, и в том числе ЖКХ, в ее нынешнем состоянии я бы назвал утраченной отраслью отечественной экономики, масштаб которой не берется в полной степени во внимание.
Во-первых, давайте учтем тот факт, что муниципалитеты сегодня — мощные заказчики. Мы даем работу десяткам предприятий, на которых трудится большая часть населения города — я имею в виду как коммунальные предприятия, так и предприятия других форм собственности. Кроме того, подчеркну, что большинство закупаемого нами в виде техники или услуг — отечественное!
Еще один момент, когда мы говорим о системном подходе. Все имеет свой срок эксплуатации. Реконструкция дорог в городе проводится с применением самого современного щебенково-мастичного покрытия. Вместе с тем гарантия, которую нам дают подрядчики, ограничивается шестью годами. Это означает, что через шесть лет мы снова будем должны перекрывать те участки, которые ремонтируем сегодня. И так на всех направлениях. Собственно, речь идет о том, что на местном уровне идеологию «латания дыр» мы заменяем идеологией системного обновления. А это означает, что городское хозяйство не является разовым заказчиком, — оно может стать системным заказчиком, который должен закупать технику, материалы, услуги циклически — в соответствии со сроками эксплуатации.
В-третьих, именно в этой сфере имеются колоссальные резервы для экономии на уровне государства. Известно, что Украина — один из самых больших в мире покупателей газа. Именно покупателей, а не потребителей. Поскольку значительная часть газа, который мы покупаем с таким колоссальным напряжением для бюджета государства, городов, конкретных предприятий или семей, — это выброшенные на ветер деньги. В Виннице множество котелен — морально устаревшие мощности с низким КПД, давно требующие замены. Если прибавить потери тепла в процессе транспортировки и непосредственно в помещениях, не оборудованных современными технологиями тепловой защиты, можно было бы сэкономить от одной до двух третей сегодняшних объемов топлива.
Государственный подход к инвестициям в модернизацию городского хозяйства может стать тем «мультипликатором», который даст толчок всей экономике. На мой взгляд, это вторая составляющая антикризисной стратегии. Продолжение же политики игнорирования этой утраченной отрасли может привести к тому, что мы вместе с ней потеряем основы жизнеспособности государства в целом.
О пессимистах и оптимистах
Булгаков говорил, что кризис начинается в головах. Это выражение сейчас цитируют все, не всегда задумываясь над последствиями такого положения дел. А фактически речь идет о том, что люди теряют веру в завтрашний день, тот оплот, который дает силы противостоять трудностям и настойчиво двигаться к достижению цели.
Сегодня едва ли можно найти бесшабашных максималистов, которые верили бы, что все может измениться к лучшему в один миг. Но существует только один способ предотвратить сползание нашего общества в бездну тревоги и пессимизма — настроение людей может начать изменяться одновременно с тем, как начнет на их глазах меняться жизнь каждой конкретной семьи. В свое время виннитчане оказали мне честь стать городским головой. И не потому, что я наобещал им что-то особенное, а только благодаря тому, что наша команда с самого начала занялась решением проблем людей. Этот «секрет» знает сегодня каждый городской голова. И тот факт, что рейтинги многих из них в их городах выше рейтингов любого политика общегосударственного уровня, еще раз подтверждает необходимость перехода от политики красивых слов к политике реальных дел и достижения реальных результатов.
А достижение этих результатов возможно только при объединении усилий центральной власти и местного самоуправления на уровне территориальных общин. Проиллюстрируем этот тезис на примере так называемых делегированных полномочий. За три года в Виннице мы пополнили автопарк городской станции скорой помощи одиннадцатью новыми автомобилями, тем самым достигнув цели, которую перед собой ставили: карета скорой в 92% вызовов тратит на приезд к пациенту до 15 минут. В двух отдаленных микрорайонах города мы позаботились о здоровье детей и взрослых, открыв филиал детской поликлиники и амбулаторию семейной медицины. Реализовали проекты по строительству и покупке дорогого оборудования для Центра кардиососудистой хирургии и хирургического корпуса больницы скорой медпомощи. Что же касается образования, то за три года средства, выделяемые на питание детей в школах, мы увеличили в 3,5 раза. Дополнительно открыли 43 группы в детских садах для удовлетворения потребностей жителей города. С 2006 года удвоили средства, выделяемые на капитальный ремонт учебных заведений, в 2007-м — увеличили их в 2,8 раза, в прошлом году — еще почти вдвое. Все это было сделано за счет городского бюджета. Но остается великое множество проблем, которые можно было бы постепенно решить, если бы по крайней мере такое же участие, как и город, в решении проблем на местах взяло на себя государство.
Поэтому государству не надо перекладывать на местные бюджеты проблему дофинансирования делегированных полномочий. Не следует обвинять местную власть в том, что она не может обеспечить плату за тепло на уровне цен, непосильных для значительной части потребителей. Не стоит делать ее «крайней», все больше ограничивая полномочия. Наоборот — сегодня время партнерского отношения к местному самоуправлению. Потому что, я уверен, именно усиление местного самоуправления является третьей составляющей стратегии, которая может дать нам всем шанс в нынешней непростой ситуации. А это означает, что у людей появится надежда на завтрашний день, которая и является тем фактором, который поможет всем вместе преодолеть кризис.
Обобщая уроки собственного «антикризисного» опыта в отдельно взятом городе, я рискнул бы еще раз подчеркнуть: наш шанс на возрождение и развитие связан, по моему глубокому убеждению, с тремя приоритетами — политической стабильностью, сильной отечественной экономикой и сильным местным самоуправлением.