UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трехходовка для «чайника». «Миксер» — вне игры. «Мясорубке» приготовиться

Юлия Тимошенко обиделась. На социологов. Сотрудники Центра исследований проблем гражданского общ...

Автор: Алексей Мустафин

Юлия Тимошенко обиделась. На социологов. Сотрудники Центра исследований проблем гражданского общества (ЦИПГО) накануне решили развлечь сограждан с их же помощью и поинтересовались — на каких животных, по их мнению, похожи отечественные политические лидеры. Досталось всем — и Ющенко, которого сравнили с ослом и жирафом, и Януковичу, напомнившему опрошенным быка, медведя и пингвина в одном лице, и Морозу с Симоненко, которые, как оказалось, напоминают украинцам лису и собаку. Но Юлии Владимировне особенно не повезло — ее сравнивали и со змеей, и с пираньей, и даже с обезьяной.

Неудивительно, что лидер БЮТ увидела в опросе происки недоброжелателей. Фамилий, правда, не называла. А зря — ведь в опросе речь шла не только о зверье. Политиков сравнивали, скажем, также с кухонной утварью. И в этом «виде соревнований» миксер, с которым сравнили Тимошенко, явно выиграл у бесполезного чайника (президент), сковороды без ручки (спикер) и уж тем более мясорубки (премьер). Так что все трое с таким же успехом могли заподозрить, что заказчиком опроса был кто-то из бютовцев. И тоже обидеться.

Старые песни о главном

Обидчивость — отличительная черта большинства украинских политиков. А у многих из них, похоже, еще и напрочь отсутствует чувство юмора. Особен­но когда шутят не они, а над ними. Друг другу политики еще могут позволить анекдоты, в которых сравнивают оппонентов с «зайчиками» и «белочками». Да еще зарубежным гостям могут рассказывать, что на ближайших выборах собираются получить не меньше половины мест в парламенте на одну политическую силу — улыбок людей, мало-мальс­ки разбирающихся в отечественной политике, залетные эмиссары могут и не заметить. Но от избирателей политики требуют к себе самого серьезного отношения. Словно забывая слова горин­ского Мюнхгаузена о том, что «самые большие глупости на свете делаются с серьезным выражением лица».

С какими лицами пойдут на осенние выборы лидеры украинских партий и блоков, можно догадаться сейчас. Достаточно взглянуть на рекламные ролики, которые уже крутятся в эфире. Те же лозунги, то же видео, даже голоса за кадром не изменились со времени кампании 2006 года. А зачем? — удивляются технологи. От добра добра не ищут. Так народ говорит. То есть избиратели.

В Партии регионов, по словам Елены Бондаренко, даже первую десятку списка планируют оставить такой же, какой она была полтора года назад. Да что там первая десятка. Поговаривают, что в списке — на том же или даже более высоком месте — окажется Олег Калашников. Репута­ция в журналистской среде, похоже, регионалов уже не очень беспокоит. По меньшей мере, укреплять свой имидж собираются другими методами. Но дело в общем-то даже не в сохранении одиозных фигур. Оставляя практически нетронутым список, партия по сути сигнализирует — ни о какой модернизации ПР, о которой так много говорили полгода-год назад, речь уже не идет. Партию консервируют в нынешнем виде на пятилетку (срок полномочий новой Рады).

Стратегия для будущей коалиции?

Не меняется партия — остаются прежними и лозунги. Оппоненты бело-синих уже обратили внимание, что рекламные ролики регионалов выстроены так, будто партия все еще находится в оппозиции. Но в том-то и дело, что слоганы 2005—2006 годов заменить пока нечем. Первоначально предполагалась, что базой для новой партийной идеологии станет стратегия экономических реформ, подготовленная под эгидой Рината Ахме­това. Но презентация документа несколько раз откладывалась. В конце концов представил стратегию не Янукович, как планировалось, а сам Ринат Леонидович. И представил ее не в качестве правительственного или партийного документа, а именно как проект ахметовского фонда «Эф­фек­тив­ное управление». Ахметов, конечно, заявил, что занялся стратегией по инициативе премьера, но тут же отметил, что его фонд «не занимается политикой и не финансирует программы политических партий и отдельных политиков». Более того, намекнул Ахметов, что был бы не против, если бы в фонд вкладывали деньги и другие спонсоры, не обязательно из сине-белого лагеря.

Возможно, это и совпадение, но практически в то же время в «Украинской правде» бывший нашеукраинец и глава «Ощад­банка» Александр Морозов поделился весьма схожей идеей — созданием центра под условным названием «Будущая Украина» (Avenir Украина), который смог бы разработать «стратегию развития страны» вместо «абстрактных лозунгов о справедливости». Зная, кому близки призывы к справедливости и богатую историю взаимоотношений Морозо­ва с Тимошенко, можно было подумать, что это — личное. Если бы другой нашеукраинец, Зино­вий Шкутяк, в эфире радио «Эра» не заявил, что идея ахметовской программы (цитирую) «родилась еще год назад, когда НУ и ПР договаривались о создании совместной коалиции», и была предметом договоренностей Ющенко и Ахметова еще в прошлом году. Более того, Шкутяк признался, что согласованная программа реформ стала одним из условий, на которых регионалы согласилась на досрочные выборы.

Версию Шкутяка неожиданно подтвердил и новоиспеченный заместитель секретаря СНБО Александр Садыков. Прощаясь с прессой в качестве уже бывшего николаевского губернатора, он так расчувствовался, что признался: президент поручил ему внимательно ознакомиться с «концепцией развития Украины до 2015 г., которую представили Ринат Ахметов и фирма «Макензи» (удивительная информированность, не так ли?)» и поработать над ней. Ника­кого диссонанса между поручением президента и словами Ющенко о том, что «меморандумов больше не будет», Садыков не почувствовал. На все расспросы у него есть универсальный ответ: «Мы — солдаты президента. И где скажет президент, там и будем работать».

Соратники — конкуренты

При этом другие, не менее верные «солдаты президента» (из новоиспеченного блока «Наша Украина — Народная самооборона») продолжают уверять избирателей, а заодно и партнеров по оранжевому лагерю, что никаких коалиций с регионалами в будущем парламенте не будет и быть не может. Вся агита­ционная кампания строится на противопоставлении «мы и они». Мы — «носители идеалов Майдана». Они — «реваншисты, покупающие предателей». Общая схема: предательство в Раде — обращение к народу — разбуженная страна — решительный президент — досрочные выборы, буквально вырванные у «донецких». О каком сотрудничестве с «реваншистами» в таком случае может идти речь?

Правда, о том, что «Наша Ук­раина — Народная Самооборона» будет делать в будущем парламенте, вообще говорится очень мало. Избирателям сообщают разве что об отмене депутатской неприкосновенности да о «налоговом кодексе Катеринчука» — причем последний всплыл настолько неожиданно, что рекламирующие его билборды смахивают на какую-то самодеятельность. Зато в остальном — молчок. Что это, попытка скрыть планы создания «широкой коалиции»? Не обязательно. Не менее правдоподобная версия — у блока просто нет согласованной стратегии. Во всяком случае, пока. Слишком разных людей набрали в список. И согласовать их позиции по конкретным вопросам будет очень сложно. Если вообще возможно. А согласовывать нужно. Начнется кампания, журналисты обязательно будут спрашивать, например, об отношении блока к вступлению в НАТО или признании воинов УПА. Как ответит на первый вопрос, скажем, Анатолий Грицен­ко, а на второй Вячеслав Кириленко — предугадать несложно. А как ответит на оба Юрий Луценко? Призовет не копаться во второстепенных вопросах? Но ведь для партнеров по блоку эти вопросы как раз не второстепенные, а самые что ни на есть принципиальные!

Неудивительно, что Виктор Балога сразу же предупредил соратников, что до особых распоряжений им лучше держать язык за зубами. Вот согласуют позиции, определят уполномоченных — тогда пожалуйста. А до этого каждое лишнее слово может стоить кандидату места в списке. Не больше и не меньше.

Еще полгода назад даже коллеги по оранжевому лагерю не преминули бы вволю поиздеваться над такой, с позволения сказать, «информационной диктатурой». Но сейчас бютовцам не до этого. У них проблемы с выстраиванием собственной рекламной стратегии. Уже первые избирательные билборды Тимо­шен­ко удивили специалистов. Вместо мобилизующего «Справедливость есть. За неё стоит бороться», граждане увидели неожиданное сообщение «Справедливость победила (уже??), досрочные выборы состоятся». Сила первого слогана — в столь нелюбимой Александром Морозо­вым «абстрактности», ведь большинство избирателей воспринимает справедливость как безусловную ценность, хотя каждый вкладывает в это слово свой смысл. Слабость нынешнего лозунга — в его излишней конкретизации. Избирателя волей-неволей заставляют задуматься, а совпадает ли его собственное представление о справедливости со взглядами бютовцев?

Впрочем, на самом деле и этот шаг — во многом вынужденный. Тимошенко очень важно продемонстрировать избирателю умение побеждать. Выборы — единственное, чего она за последнее время добилась. Да и тут, как назло, славу пытаются присвоить себе нашеукраинцы — недаром в их роликах главным инициатором досрочных выборов выступает президент. Воевать с НУНС напрямую Тимошенко не может — чтобы не выглядеть «нарушительницей конвенции». Единственный выход — напоминать о собственных заслугах. Просто громче и настойчивей.

Премьериада авансом

А вот о другом бютовском ноу-хау 2006 года практически ничего не слышно. Напомню, что полтора года назад Тимошенко при любой возможности заявляла, что парламентские выборы — на самом деле выборы премьера. Технологи БЮТ надеялись таким образом мобилизовать оранжевый электорат в поддержку своего лидера. Но в итоге больше всех голосов собрала Партия регионов. И премьером — в полном соответствии с лозунгами Тимошенко — стал Виктор Янукович. Одно время доброхоты его даже называли (по бютовским лекалам) «народным премьером».

Разумеется, сторонники Тимо­шенко и сейчас считают единственным возможным «народным премьером» Юлию Владимировну. Только теперь расстановка сил не в её пользу. Даже союзники по оранжевому лагерю наступают на пятки — в четверг нашеукраинцы отрапортовали, что их рейтинги уже сравнялись с бютовскими. А на бело-синем фланге у Януковича конкурентов вообще нет.

Возможно, поэтому в ход идёт другая технология — не столько расхваливать своего кандидата в премьеры, сколько внести сумятицу в ряды соперника, озвучивая имена «альтернативных» претендентов из его лагеря. Почему бы, к примеру, не порассуждать о том, что премьером от сине-белых может стать не Янукович, а Ахметов, Колесников, Скударь или Бойко... В ответ называют целый букет оранжевых кандидатов, способных конкурировать с Тимошенко — Яценюка, Луценко, Балогу, Гриценко, Еханурова.

Забавно, конечно, когда Ахметова в премьеры двигает Николай Томенко. Теперь уже бывший вице-спикер от БЮТ. Нельзя, конечно, исключить, что в глубине души Ринат Леонидович был бы не прочь возглавить правительство. Но, как человек расчетливый, не может не понимать, что волю эмоциям давать не стоит. Во всяком случае пока. Виктор Янукович — это по настоящему ударный электоральный ресурс ПР. Недаром в роликах постоянно обыгрывается формула «партия и премьер Янукович». Возможно, Ющенко — опять же в глубине души — симпатизирует Ахметову намного больше, чем нынешнему премьеру. Но даже он вынужден был заявить в интервью «Интеру», что подаст на утверджение кандидатуру Януковича, если коалиция будет сформирована на базе Партии регионов. А если регионалы все-таки объединятся с нашеукраинцами, президенту совсем не нужно будет настаивать на каком-то другом представителе бело-синих. Скорее всего, он будет «продавливать» своего собственного протеже.

Кого именно — Ющенко говорить не хочет, пытаясь поддерживать интригу, но не даром говорят — что у президента на уме, то у Луценко на языке. Юрий Витальевич накануне простодушно признался на 5 канале, что портфель руководителя КМ — не по нему и лучше его вообще отдать Виктору Балоге. В общем-то и это заявление напоминает технологию. Виктор Небоженко, к примеру, уверен, что Луценко таким образом просто «сжигает» кандидатуру главного президентского канцеляриста. Правда, при этом, сознательно или нет, экс-социалист подыгрывает… той же Тимошенко. Достаточно бютовцам методично напоминать избирателям, что, голосуя за НУНС, они поддерживают кандидатуру Балоги на пост премьера — и отток части нашеукраинских избирателей на сторону «дамы с косой» обеспечен. Подобную технологию уже опробовали на Петре Порошенко и Юрии Еханурове. Правда, в Балоге бютовцы видят более сильного соперника — даже жалуются журналистам, что, мол, на Банковой уже поставили перед местными администрациями задание не позволить тимошенковцам собрать больше 10 процентов голосов.

Бело-синие фальстартом Балоги при помощи Луценко, кстати, тоже довольны. Регионалы действительно опасались увидеть главного президентского канцеляриста в премьерском кресле. Но теперь шансов на это немного. В оранжевом варианте большинства — против будут бютовцы, в «широкой коалиции» — воспротивятся сами регионалы. В обход Балоги Ющенко всеми доступными способами сигнализируют — в президентском резерве хватает «компримиссных» фигур. Арсений Яценюк, например. Очень он понравился регионалам своей гибкостью. Кое-кто до сих пор с восхищением вспоминает, как Арсений Петрович в день утверждения министром умудрился в своей парламентской речи ни разу не упомянуть НАТО.

Конечно, как кандидат в депутаты от «Нашей Украины», Яценюк еще может до 30 сентября сделать несколько резких заявлений в духе предвыборной программы блока. Но бело-синие, в общем-то, готовы отнестись к ним снисходительно. В конце концов, министр иностранных дел до сих пор так и не вступил в «Нашу Украину», куда его сватают уже год, а в избирательный список попал по личной квоте Ющенко. И по большому счету, на него не распространяются клятвенные уверения нашеукраинцев в невозможности «широкой коалиции». А если припечёт, он всегда может вспомнить знакомую мантру о «солдате президента», который, между прочим, нигде и никогда от союза с регионалами не зарекался.