UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тестирование выпускников 2006 года

После многих лет подготовки, дискуссий, споров на тему «Вводить или нет внешнее тестирование выпускников ОУЗ?» вопрос решен...

Автор: Сергей Раков

После многих лет подготовки, дискуссий, споров на тему «Вводить или нет внешнее тестирование выпускников ОУЗ?» вопрос решен. В 2006 году, в соответствии с указом президента № 1013/2005 от 4.07.2005, принимать во все университеты Украины будут исключительно по результатам независимого внешнего тестирования (ВТ) с небольшим исключением для творческих профессий.

Внедрение ВТ на национальном уровне — чрезвычайно сложная, ответственная и требующая немалых средств задача, затрагивающая интересы и судьбы миллионов людей. Эта мера окажет мощное влияние на всю систему образования, состояние гражданского общества страны, на соответствие страны стандартам современного мирового образовательного сообщества.

ВТ вводится в Украине не на пустом месте — на протяжении 2002—2005 годов осуществлялся проект «Центр тестовых технологий», задачей которого были разработка и апробация модели ВТ выпускников ОУЗ. Проект еще продолжается, в целом он признан успешным как в Украине, так и в мире. Сегодня на основе этой модели дорабатывается модель ВТ, чтобы до августовских педсоветов определить программу действий, направленных на внедрение ВТ на национальном уровне в 2006 году: на основе указа президента готовится соответствующее постановление Кабинета министров.

Пока не приняты судьбоносные решения для системы образования Украины, не лишним будет донести, по крайней мере, их главные идеи до общества, чтобы понять, как они воспринимаются, в какой мере можно рассчитывать на поддержку.

Целью внедрения ВТ на национальном уровне является решение важной управленческой задачи — оптимизировать набор в высшие учебные заведения. Оптимизация означает, что каждый абитуриент сможет продолжать свое образование согласно своему желанию и с учетом собственных достижений в учебе. Это задачи можно решить лишь в масштабах страны и только на основе унифицированных измерений учебных достижений, которые дадут возможность объективно определить рейтинг абитуриентов и сформировать набор в университеты в соответствии с этим рейтингом, а также пожеланиями самих абитуриентов и планами набора в вузы. Не следует усматривать во ВТ только средство борьбы с коррупцией в университетах — это бонус при качественном решении задачи оптимизации набора в вузы. Внедрение ВТ дает и множество других бонусов: мониторинг качества общего образования, мониторинг эффективности педагогических методов. Результаты ВТ могут быть использованы для исследования многих других просвещенских вопросов, поскольку база данных будет включать базы данных об учениках (регистрационные сведения, результаты анкетирования, результаты тестирования в разрезе каждого тестового задания), ОУЗ, вузов, причем эти данные по мере их накопления дадут возможность отслеживать динамику процессов и тенденций в системе образования.

Большинство развитых стран использует системы ВТ выпускников ОУЗ, но одинаковых систем нет — каждая страна старается выбрать такую, которая лучше всего соответствовала бы ее национальным интересам. Остановимся на нескольких вопросах, ответы на которые определяют модель национальной модели ВТ, и попробуем сформулировать аргументы по поводу целесообразности соответствующих решений для Украины.

Бланковое тестирование или компьютерное? По крайней мере, на ближайшее время более целесообразно бланковое: после тестирования остается документ, имеющий юридическую силу (например, для апелляции или судебного иска), не возникает проблем с предоставлением всем участникам тестирования равных условий, с надежностью информационных систем.

Украинская модель ВТ предусматривает бланковое тестирование.

Одновариантный тест (то есть один вариант для всех абитуриентов, возможно с псевдовариантами) или многовариантный? Использование одновариантного теста имеет существенный недостаток — не слишком высокую надежность. В условиях абсолютной секретности следует подготовить тесты, распечатать (для Украины — это 500 тыс. экземпляров), запаковать, доставить на места, синхронно в масштабах страны провести тестирование, осуществить проверку. Хотя организация одновариантного тестирования достаточно сложна, его в течение многих лет применяют в США (с их 3 млн. абитуриентов), Китае (с 15 млн. абитуриентов), Польше, Великобритании, России, Кыргызстане и многих других странах. Одновариантный тест успешно апробирован в Украине (правда, на очень маленькой выборке, составившей в 2005 году 8 756 человек). В пользу единственного теста говорят только две его характеристики, но каждая из них по отдельности перевешивает все его недостатки: абитуриенты находятся в абсолютно одинаковых условиях (в противном случае абитуриент, если его вариант теста оказался сложнее, может обратиться с иском в суд); один тест можно сделать практически безупречным с точки зрения его валидности, сложности, разрешения, что обеспечивает как нельзя более точное определение рейтинга каждого абитуриента.

Украинская модель ВТ предусматривает использование одновариантного теста с псевдовариантами, по которому абитуриентов всей страны тестируют синхронно.

Закрытая или открытая база тестовых заданий? Открытость базы тестовых заданий смещает акценты с овладения знаниями до «натаскивания» на тесты. Тем самым выхолащивается процесс обучения в ОУЗ. Одновременно с обнародованием базы заданий готовятся и печатаются многочисленные решения задач, разнообразные шпаргалки, в том числе и электронные, и даже просто таблицы ответов на вопросы тестов. Использование открытой базы тестов вредно (если не сказать разрушительно) для общего образования: теряются как ориентиры для учеников и учителей в процессе обучения, так и валидность результатов тестирования. Альтернативы практически нет, мировой опыт показывает, что целесообразнее всего использовать закрытую базу тестов, тем более это касается начального периода накопления базы тестовых заданий.

В украинской модели ВТ предлагается использовать закрытую базу тестовых заданий.

Общий тест или специальный? На первый взгляд, весьма привлекательным кажется общий (интегрированный) тест. Абитуриенту предлагается единый тест, состоящий из субтестов по всем предметам, по которым проводятся вступительные экзамены в любые университеты страны. Оценка выставляется за каждый субтест. Университет использует весь набор оценок за субтесты с собственными весовыми коэффициентами. За одну сессию при использовании общего теста определяется набор оценок абитуриента по всем предметам — быстро и дешево. Однако использованию общего теста противоречат два весомых аргумента: во-первых, общий тест для надежности должен состоять из полноценных субтестов, что делает его чрезвычайно трудоемким для абитуриента; во-вторых, исследования показывают, что валидность общего теста очень низка, учитывая каждый субтест. Иными словами, тест, состоящий из субтестов по математике и украинскому языку, не дает валидных результатов ни по математике, ни по украинскому языку.

Для украинской модели ВТ как один из вариантов обсуждается тестирование, состоящее из двух сессий: первая сессия — общий тест абитуриента (ОТА): два субтеста по математике и украинскому языку, построенные на принципах ключевых компетентностей по этим предметам — (ориентировочно в мае);

вторая сессия — специализированные тесты абитуриента (СТА): СТА-математика, СТА-история, СТА-украинский язык и т.п., по выбору абитуриента, (ориентировочно в начале июля).

Единый тест или тест абитуриента? Принято решение использовать ВТ абитуриента, а не ВТ выпускника ОУЗ. И хотя это решение было продиктовано различными соображениями, в том числе и соображениями ограниченности средств, оно, тем не менее, снимает многие как организационные, так и методологические проблемы. Организационно ВТ абитуриента снимает проблему доставки выпускника школы к месту тестирования: поступление в вуз добровольно, так что о приезде на место тестирования должны позаботиться сами выпускники или их родители. В противном случае эта ответственная и довольно ощутимая в финансовом плане обязанность возлагается на школы и отделы управления образованием. Методологически ВТ абитуриента снимает проблему объединения в одном тесте двух трудно соединимых задач (итоговый тест по математике для школы и селективный тест для отбора в вуз).

Украинская модель ВТ 2006 года предусматривает тестирование только абитуриентов.

Использовать или не использовать в тесте открытые вопросы (вопрос с развернутым ответом)? На протяжении трех лет в Украине разрабатывалась модель, предусматривавшая их использование. Ситуация с открытыми вопросами напоминает случай «чемодана без ручки» — и тащить трудно, и выбросить жалко. Три года продолжались эксперименты с открытыми вопросами. Конца делу не видать: очень хотелось бы оставить творческие задания в тестах, но как их проверять, как оценивать, как обеспечить единство при оценке? В Польше эти проблемы пытаются решить уже более десяти лет, другие страны изначально отказались от открытых вопросов (понимая под тестовыми заданиями только такие, правильность ответов на которые может проверить компьютер) и сосредоточились на усовершенствовании форматов и содержании тестовых заданий.

В 2006 году в украинской модели ВТ предлагается использовать только закрытые вопросы, предусмотрена только компьютерная обработка результатов тестирования (сканирование с дальнейшей оценкой).