UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тест на состоятельность

Официальное начало переговоров между Украиной и Европейским союзом о создании зоны свободной тор...

Автор: Татьяна Силина

Уж не знаю, смеяться тут нужно или плакать, но медицинские и криминальные подробности биографии Николая Рудьковского, поврежденные в борьбе за его свободу конечности Нестора Шуфрича и средний палец бойца «Кобры», оскорбивший чувства Арсения Яценюка, оказались для наших политиков и журналистов куда более важными поводами для длительных и жарких споров и публичного смакования подробностей, чем событие, последствия которого в самом деле могут серьезнейшим образом сказаться на судьбе страны и каждого ее гражданина. Официальное начало переговоров между Украиной и Европейским союзом о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) даже в понедельник, когда это событие состоялось, на большинстве отечественных телеканалов шло лишь пятым-шестым сюжетом…

Рискуя оказаться «не в струе» и выпасть из общего информационного потока, мы, тем не менее, все же решили задать несколько простых вопросов комиссару Европейской комиссии по делам торговли Питеру МЕНДЕЛЬСОНУ, приезжавшему в Киев специально для торжественного начала переговоров, обещающих быть весьма и весьма нелегкими для Украины.

— Уважаемый господин комиссар, что будет означать для Украины создание с ЕС углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли?

— Этот шаг — как экономический, так и политический. Он приблизит Украину к общему рынку ЕС, который в общем-то является ее крупнейшим рынком экспорта и крупнейшим источником иностранных инвестиций. Он будет означать улучшение условий для украинских предпринимателей, стремящихся осуществлять экспорт в ЕС, а также удешевление продукции ЕС для украинских потребителей и предприятий, планирующих импортировать промежуточные товары. Украина обладает большим потенциалом как экспортер аграрной продукции и промышленных товаров, а ЕС станет для Украины крупнейшим рынком для обеих категорий.

Привлечение значительных объемов иностранных инвестиций также будет весомой частью экономического развития Украины, особенно в плане становления мощной отрасли предоставления услуг. Это также свидетельствует о существенном прогрессе, достигнутом при внедрении Украиной реформ, а также о желании Украины иметь более тесное партнерство с ЕС.

— Чем интересна такая зона свободной торговли с Украиной для Европейского союза?

ЗСТ улучшит условия для осуществления инвестиций из стран ЕС в Украину посредством создания более понятных, прозрачных и предсказуемых правил. Благодаря поощрению новой торговли она будет способствовать созданию новых связей между предприятиями ЕС и Украины. ЗСТ между Ук­раиной и ЕС является час­тью более широкой политики ЕС по созда­нию стабильного и успешного пространства европейского соседства через более тесные экономические связи. Наша политика соседства должна быть направлена на обеспечение экономической интеграции и процветания стран-соседей.

— Как долго, по вашему мнению, могут длиться эти переговоры? Почему вы считаете, что они будут «мучительным процессом»?

— Как я сказал в понедельник, когда мы начали нашу работу, такого рода переговоры всегда сложны, детальны и часто чувствительны. Такова природа торговых переговоров: они касаются сложных вопросов, таких, как сближение регуляторных норм и тарифные барьеры. Но именно поэтому столь большое значение имеют амбиции: чем более комплексным и глубоким будет соглашение, тем большей будет экономическая ценность. Иногда это означает пересмотр закрепленных прав ради более широкого блага экономики. В политическом плане это может быть вызовом. Но я думаю, что как ЕС, так и Украина хотят достигнуть амбициозных результатов и они этого будут добиваться.

— Готова ли, на ваш взгляд, Украина к созданию ЗСТ с Евросоюзом?

— Нужно помнить, что Украина уже выполнила много сложной работы, готовясь к вступлению к ВТО. Это было огромным свидетельством прогресса, достигнутого в реформировании экономики Украины, и ее постепенной интеграции в мировую экономику и экономику ЕС. Членство в ВТО дает нам основу для того, чтобы двигаться в направлении установления более тесных двусторонних экономических связей, и, я думаю, Украина готова к этому.

— Что вы можете ответить на опасение представителей некоторых украинских отраслей (например, сельского хозяйства, бан­ковской сферы, мелкого и среднего бизнеса и т.п.), что ЗСТ с ЕС приведет к уничтожению этих отраслей в Украине?

— Опыт свидетельствует, что открытие рынков всегда создает новые торговые возможности для партнеров. Что касается всех названных вами отраслей, то ЗСТ даст возможность распространить сферу применения европейских стандартов производства, что резко повысит конкурентоспособность украинских производителей на международных рынках, а значит, и на рын­ке ЕС. Как появившиеся возможности для осуществления экспорта украинскими товаропроизводителями, так и рост инвестиций из стран ЕС в Украину, обеспеченные созданием ЗСТ, в значительной мере компенсируют возможные краткосрочные потери, связанные с реструктуризацией этих отраслей.

— Соглашение о создании ЗСТ должно быть неотъемлемой частью нового углубленного базового соглашения между Ук­раиной и ЕС. Если переговоры по ЗСТ будут продолжаться несколько лет, то на основе какого документа стороны будут строить свои отношения, ведь действие нынешнего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС заканчивается через неделю?

— Обе стороны демонстрируют очевидное желание завершить переговоры о создании ЗСТ настолько быстро, насколько возможно в рамках нового усиленного соглашения. Однако Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС содержит положение, в соответствии с которым действие СПС продлевается на такой строк, который будет согласован обеими сторонами. Если ЕС и Украина договорятся о продлении срока действия СПС до вступления в силу нового усиленного соглашения, которое будет включать также и ЗСТ, то крайний срок не будет вопросом.

— Вы только что вернулись из Москвы. Когда, по вашему мнению, Россия присоединится к ВТО?

— Думаю, Россия уже близко подошла к решению последних открытых вопросов. ЕС всегда активно поддерживал вступление России в ВТО. Я надеюсь, что это произойдет в нынешнем году. Нет причин, по которым это было бы невозможно.

— Какие, на ваш взгляд, вопросы может решить Украина, войдя в рабочую группу по подготовке вступления России в ВТО?

— Можно ожидать, что официально Украина станет членом ВТО в начале лета, поэтому очевидно, что если процесс вступления России в ВТО завершится раньше, членство Украины не будет иметь материального влияния на процесс вступления России. Если переговоры с Россией продлятся дольше (я надеюсь, что это будет не так), тогда Украина будет иметь полное право участвовать в этом процессе так же, как любой другой член ВТО. Конечно, если мы профессионально выполняли нашу работу, то правительство в Киеве должно выяснить, какие вопросы, беспокоящие его в сфере торговли, уже поднимали другие страны ВТО. На этом этапе у меня нет причин ожидать, что Украина захочет поднимать новые вопросы.

* * *

Как следует из интервью господина Мендельсона, возможность решить с Россией некоторые чувствительные для обеих стран вопросы, используя свое первенство во вступлении в ВТО, Украина практически уже упустила. Затягивание с ратификацией вэтэошного пакета документов делает эту возможность еще более призрачной. Однако перманентная политическая турбулентность в стране и увлеченность так называемой политической элиты решением собст­венных проблем могут перечеркнуть для Украины куда более значительные перспективы.

Сегодня лишь крайне узкий круг экспертов представляет себе весь объем и сложность вопросов, встающих перед нашей страной в связи с начавшимися переговорами с ЕС о создании зоны свободной торговли. Высшее же руководство страны лишь заученно повторяет тезисы о важности такого шага и пытается использовать даже эту малопонятную (и для украинского общества, и для политикума) тему в целях пиара, рассчитанного как на внутреннего потребителя, так и на экспорт.

И президент, и премьер, претендующие на звание искушенных экономистов, наперебой заявляют о том, что хотели бы завершить эти переговоры как можно быстрее, даже до конца текущего года. Подобные откровения заставляют вздрогнуть от ужаса экспертов, которые даже в самых оптимистических прогнозах говорят как минимум о двух-трех годах напряженной работы. Поскольку дело не только и не столько в самих переговорах, сколько в необходимости быстрых и эффективных реформ во всех сферах, без которых зона свободной торговли с ЕС не только не принесет выгоды украинской экономике, но и может привести к уничтожению ряда отраслей. Но зачем нашим власть имущим эксперты? Им необходим рейтинг, а значит, наступление светлого будущего нужно обещать уже завтра. И не важно, что в 2005-м нам уже обещали и подачу заявки в ЕС в том же году, и начало переговоров о вступлении в 2007-м. Но кто сегодня помнит об этом, кроме занудливых экспертов?

Зачем слушать еврокомиссара Мендельсона, пытавшегося остудить излишний пыл Юлии Владимировны в Брюсселе словами о том, что, как правило, даже при желании быстрого продвижения подобные переговоры проходят дольше, чем предполагалось вначале? Зачем обращать внимание на слова опытного брюссельского чиновника, сказанные им после встречи с Виктором Андреевичем, о том, что «нас ждет долгий и сложный процесс»?

Легкомысленная и популистская торопливость наших руководителей заставляет специалистов опасаться, что в результате может значительно пострадать содержание будущего документа. Даже эксперты сегодня не могут сказать, как на самом деле будет выглядеть анонсируемая «углубленная и всеобъемлющая» зона свободной торговли, что в это понятие вкладывает европейская сторона и насколько видение Брюсселя совпадает с представлениями Киева. Да и вообще, есть ли у Киева эти представления? С чем он подошел к таким долгожданным переговорам? Есть ли у нашего руководства единое видение, единые стратегия и тактика ведения будущих переговоров и создания этой самой «углубленной и всеобъемлющей»? С большой долей уверенности на эти вопросы можно дать отрицательный ответ.

Учитывая наличие в стране серьезных институциональных проблем, отсутствие опыта ведения подобных переговоров и критическую малочисленность специалистов, готовых принимать в них участие, Украина рискует оказаться в крайне невыгодной позиции по сравнению с Евросоюзом. В отличие от нас, у европейцев есть и богатый опыт, и искушенные переговорщики, и четкое представление о собственных интересах, и достаточные эгоизм и жесткость в их отстаивании.

А условия работы отечественных переговорщиков, помимо всех вышеперечисленных проблем, осложняются желанием наших керманичей понравиться не только украинскому электорату, но и обитателям высоких брюссельских кабинетов. В 2005-м это желание заставило новую оранжевую власть без оглядки и, не прислушиваясь к робким замечаниям и предупреждениям некоторых экспертов, радостно подписать План действий с ЕС, тем самым загнав Украину в тесное стойло Европейской политики соседства. А спустя совсем небольшое время Киев начал публично критиковать ЕПС, громко говоря об отсутствии в ней «добавочной стоимости» для Украины и тихо размышляя, как бы из нее теперь выбраться. Однако, несмотря на этот опыт, существуют серьезные опасения, что все то же желание понравиться и неумение вовремя сказать «нет» пусть даже горячо любимому и столь желанному Евросоюзу могут навредить интересам Украины. Особенно, если никто не знает, а в чем же эти интересы в контексте создания зоны свободной торговли состоят.

Еврокомиссия, готовясь к переговорам о ЗСТ с Украиной, провела консультации с представителями европейского бизнеса, разослала список вопросов отраслевым ассоциациям, изучила их пожелания. С предложением как можно скорее изучить потребности разных отраслей украинской экономики и отечественного бизнеса наши дипломаты из представительства Украины при Евросоюзе стучались в многочисленные киевские двери последние года два. В основном безуспешно. В конце концов, как свидетельствуют представители нашего Минэкономики, они тоже разослали соответствующий вопросник украинским ассоциациям. Но вот уже переговоры с ЕС официально начались, а от 99% ассоциаций ответов так и нет… Откуда ж нашим переговорщикам знать, чего добиваться от Евросоюза, в чем нуждается та или иная украинская отрасль, где можно и нужно пойти на уступки, а где проходит та красная линия, которую переступать на переговорах с ЕС никак нельзя?

Конечно, можно сидеть и стенать, что наши товары неконкурентоспособны на европейском рынке, что их там «никто не ждет», их туда «никто не пустит». А можно задаться вопросом: что мы должны сделать, чтобы пробиться на европейский рынок? И, узнав ответ, начать это делать. Никто не говорит, что будет легко. Но ставки слишком высоки: либо наша экономика реструктуризируется и реформируется, либо украинские отрасли постараются не только выжить, но и быть конкурентоспособными — либо большинство из них постепенно просто умрет.

Эксперты говорят о колоссальном объеме европейских норм и стандартов, которые необходимо как можно скорее сделать частью украинского законодательства. Для этого требуется едва ли не круглосуточная напряженная и кропотливая работа парламента.

Но зачем сушить голову над тарифами, санитарными и фитосанитарными нормами, правилами конкуренции и прочими скучными и малопонятными вещами? Ведь куда приятнее и занятнее обсуждать в кулуарах, с кем и с какой целью летал в Париж Рудьковский, эффектно демонстрировать перед телекамерами «боевые» ранения, весело развешивать под куполом парламентского цирка антинатовские шарики и громко дудеть в дудки…