UA / RU
Поддержать ZN.ua

Терриконы гречки

Избирательная кампания, официально не объявленная, а реально ведущаяся с конца прошлого года, отличается невиданным размахом прямого и косвенного подкупа избирателей.

Автор: Евгений Шибалов

…Однажды типичный новый русский встретил увешанного цепями и татуированного неформала. «Братан, а зачем тебе все это?» - поинтересовался новый русский. - «Ну, это чтобы из толпы выделяться…» - пояснил неформал. - «Братан, - снисходительно ответил тот, - умом надо выделяться! Умом!»…

Но умом не получается. Поэтому в ход идут грубые, но осязаемые и легко понятные материальные атрибуты. Избирательная кампания, официально не объявленная, а реально ведущаяся с конца прошлого года, отличается невиданным размахом прямого и косвенного подкупа избирателей. Сказать нечего, поэтому за кандидатов «говорят» продуктовые наборы, сомнительного свойства благотворительные акции и приписываемые себе успехи в улучшении качества инфраструктуры и уровня материального благосостояния.

Когда незабвенный Леонид Черновецкий прикармливал пресловутой гречкой своих любимых бабушек, это воспринималось как варварство. Просвещенная публика брезгливо морщила носик и рассуждала о политической культуре, интеллигенция округляла глаза, не находя слов. Почему-то была всеобщая уверенность, что такие пещерные приемы уже не срабатывают, что Украина, пусть больная и слабая, не может снова поддаться этой заразе примитивизма после прививки Майданом и предшествовавшими событиями. Что, в конце концов, голос полноправного гражданина банально стоит дороже немудреного набора продуктов.

Но, как выяснилось, нет такого варварства, которое не могло бы стать нормой в «цивилизованном» обществе. Круг замкнулся. Эпатаж стал трендом. Вместо эволюции произошла деградация: от робких попыток конкурировать идеологиями и программами политики быстро перешли к борьбе компроматов, а теперь наступила очередь войны кошельков.

Причем в этой войне партия власти не стесняется пользоваться таким «трофеем», как средства налогоплательщиков. В Донецкой области, где уже давно никто никого не стесняется, об этом говорят открыто, в официальных документах. Конференция областной ячейки ПР, например, в своем решении предписала главам городских и районных организаций «обеспечить взаимодействие местных органов власти, кандидатов-мажоритарщиков, партийных организаций по решению социально-экономических проблем», а также «организовать широкую разъяснительную работу реализации в регионе социальных инициатив президента Украины В.Ф.Януковича, акцентировать внимание общественности на успехах правительства, местных органов власти при проведении Евро-2012».

«Партия регионов - это партия власти. И они тождественны!» - рубанул, выступая на этой конференции, губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий, произведенный в заместители председателя областной организации бело-синих.

Комитет избирателей Украины в своем заявлении заикнулся было о том, что это несколько за гранью даже по меркам украинской политики. «Нет ли здесь админресурса?» - задалась очевидным вопросом некая часть общественности. Но здесь есть только суровые жизненные реалии: поскольку почти все мэры одновременно занимают партийные должности, то «взаимодействовать» они должны, по сути, сами с собой. На благо партии и кандидатов-мажоритарщиков, к формированию списка которых низшие инстанции допущены не были. Нижестоящим велено только бросить на алтарь победы результаты своей работы: в Макеевке, например, успехи в ремонте дорог приписываются нардепу Виталию Борту. Хотя в Донецке более предприимчивый Александр Лукьянченко, напротив, сумел извлечь пользу из амбиций однопартийцев: Ефим Звягильский за свой счет проложил десять километров канализации, обустраивая свой «феод» в окрестностях шахты имени Засядько, Татьяна Бахтеева и Валентин Ландик оплатили газификацию отдаленных от центра поселков и пр. Кроме того, мажоритарщики в этом году обязались из своих денег профинансировать первый звонок в школах и раздачу подарков первоклассникам. Денис Омельянович озаботился проблемой лифтов в Дружкове.

Апофеоз этого неприглядного явления, которое никто не посмел официально признать подкупом избирателей, наблюдался в Горловке: Николай Янковский банально раздает пенсионерам по… 100 грн.! Печальнее всего, что за этой «помощью» образовываются длинные очереди, и горловские бабушки, подобно киевским, не задаются вопросом реальной стоимости того нематериального актива, который готовы продать так дешево.

Как грибы после дождя появляются общественные приемные. Небожители решили на время (очень короткое!) снизойти к нуждам и чаяниям народа.

Главная проблема не в том даже, что подкуп избирателей - это нивелирование всей сути представительской демократии как таковой. Самое неприятное то, что «круговая порука мажет как копоть». Считающий себя хитрым и умеющим жить гражданин может взять подношение, но не голосовать так, как хотелось бы дарителю (а по сути, взяткодателю). Многие так и поступали. Поступят и в этот раз. Одного только не способен сделать «счастливый» обладатель палки колбасы, небольшой денежной подачки или простенького сувенира, а именно - поинтересоваться происхождением средств. Никогда не поинтересуется облагодетельствованный гражданин у действующего народного депутата: а вы, товарищ, из своей зарплаты этот аттракцион невиданной щедрости оплачиваете или за счет неких спонсоров? Если второе, то что обещали взамен? Ни за что мажоритарному кандидату из числа топ-менеджеров не зададут вопрос: а с чего это возглавляемое вами предприятие вдруг решило тратить свою прибыль на вашу политическую карьеру? Это безвозмездное вложение или инвестиция?

Здесь нет ничего нового: легализовывать «темные» капиталы через благотворительность, а также общественную и политическую деятельность умела еще американская мафия в 30-х годах прошлого века. Удивительно, что эти рецепты не устарели и по-прежнему работают - вот в чем штука.

И не надо считать потенциальных народных избранников циничными сверх необходимого. Они не абстрактные шекспировские злодеи, творящие непотребства исключительно по велению темных сторон своей натуры. Они просто рассматривают свое участие в выборах как бизнес-проект. И, что естественно, начинают с изучения целевой аудитории и выработки правильной, то есть ведущей к цели кратчайшим путем стратегии.

Они всего лишь хорошо знают спрос и предложение на этом специфическом «рынке». Однажды клерки из Донецкого областного аппарата Партии регионов рассказали вашему покорному слуге такую историю. Когда-то Борис Викторович Колесников, будучи народным депутатом, вел прием граждан. Он нечасто баловал своих избирателей таким вниманием, поэтому ажиотаж был нешуточный.

И среди прочих на этот прием пожаловала представительница, как принято говорить, «социально незащищенных слоев населения» - мать-одиночка с четырьмя детьми. В кабинете нардепа, со слов присутствовавших там референтов, произошел следующий
диалог:

- Борис Викторович! Я - мать-одиночка, у меня нет работы, мне не на что жить!

- Я могу чем-то помочь?

- Да! Дайте денег!

П-п-подождите! Что значит «дайте денег»? - от этой обескураживающей прямоты растерялся даже собранный и хваткий обычно Борис Викторович. - Может, вам… ну, я не знаю… помочь с трудоустройством… или организовать шефство над вашей семьей социальными органами или благотворительным фондом каким-нибудь…

- Нет. Просто дайте денег!

- Но почему я должен давать вам деньги?

- Ну, у вас же много! Дайте!

Не буду утверждать, что все именно так и было. Но легко верю, что могло быть.

«Дайте, у вас же много!» - это о-о-очень удобная позиция для того, чтобы начинать торговаться. Лучшая из всех возможных - как раз в этом случае много можно и не давать. И вся «маркетинговая» стратегия строится в расчете на то, что большинство - за подобными социальными иждивенцами. Что именно они могут внести во власть кого угодно за счет численного превосходства.

Тот, кто себя ценит, по крайней мере, не продается так банально и навязчиво, почти всегда предлагает что-то взамен, выдвигает условия, оговаривает взаимные гарантии. А бывает, что и совсем не продается. Редко, но бывает.

Но со всякими «умниками» в Донецкой области давно уже не церемонятся. Общественник Константин Лавров, пытавшийся организовать протесты против стройки, которую ведет корпорация «наследного принца» Александра Януковича, получил пять лет тюрьмы «за вымогательство», поскольку, согласно судебному вердикту, предлагал унять им же созданное недовольство в качестве пиарщика и за деньги. Оппозиционер Андрей Искра пожаловался, что от имени мэра города Снежное «переговоры» с ним ведет дважды судимый рецидивист - с погромами и угрозами, все как в лучших домах. Александр Ярошенко, возглавляющий объединенную оппозицию в Донецкой области, заявил, что его призывы к жителям региона присоединиться к акции «Украина без Януковича» закончились обысками налоговиков в офисе фирмы, частично принадлежащей его дочери.

Как могут повлиять на реноме партии власти эти и подобные эпизоды - в рамках выбранной стратегии не имеет никакого значения. Потому что в конечном итоге выбирать гражданин будет между вполне осязаемой банкой тушенки и мифической «репутацией». С точки зрения кандидатов, выбор в этом случае очевиден. А они знают, о чем говорят, они хорошо изучили целевую аудиторию…