UA / RU
Поддержать ZN.ua

Татарская свадьба

Если второй тур выборов президента в автономии подтвердит тенденцию тура первого, расхожую шутку о том, что крымские татары — это партийность, а не национальность, придется забыть...

Автор: Валентина Самар

Если второй тур выборов президента в автономии подтвердит тенденцию тура первого, расхожую шутку о том, что крымские татары — это партийность, а не национальность, придется забыть. А также усомниться в заверениях меджлиса о непоколебимости своего авторитета среди народа и, следовательно, в его надежности как политического партнера.

Результаты первого тура в Крыму удивили двумя моментами. Во-первых, поразительно низкий процент голосов за П.Симоненко (6,6% против 51 в 1999 году!). Но поскольку это общеукраинская трагедия компартии, а крымские лидеры никак не протестовали против «кражи» голосов или других фальсификаций, останавливаться на ней особо не будем.

Вторая неожиданность: непривычно низкая — чуть более половины — явка крымских татар, которых принято считать самой сплоченной политической силой полуострова. Как известно, курултай крымскотатарского народа, следуя традиции сотрудничества с национал-демократами, призвал соотечественников голосовать за В.Ющенко. Количество избирателей — крымских татар сравнимо с одним округом — около 150 тысяч. Однако на нынешних выборах счет идет не на миллионы и даже не на сотни тысяч голосов. Учитывая же то, что страшилка «Ющенко отдаст Крым татарам» была отработана его оппонентами с особым цинизмом и забрала гораздо больше голосов, чем крымские татары могли дать, ситуация выглядит несколько двусмысленно. По подсчетам Координационного совета, в который входят оппозиционные меджлису татарские организации, в выборах приняли участие 53 процента крымских татар, а их голоса распределились между В.Ющенко и В.Януковичем примерно поровну. Заместитель председателя меджлиса нардеп Рефат Чубаров («Наша Украина») с таким раскладом не согласен и утверждает, что В.Ющенко поддержали до 70 процентов крымских татар, но признает, что явка была низкой. Причин тому несколько: люди были запуганы возможными провокациями, многие живут не там, где прописаны, а где есть работа. Также среди причин он назвал огромное количество ошибок в написании фамилий крымских татар — потенциальных избирателей Ющенко — и недостаточную разъяснительную работу местных меджлисов.

Координационный совет, призывавший соотечественников бойкотировать выборы, поскольку ни один из кандидатов не обещал восстановления национальной автономии, называет другую причину: «поддержанному курултаем и меджлисом кандидату оказали доверие примерно 20 процентов крымских татар... Это и есть процент доверия крымских татар прежде всего самому меджлису». Одним словом, у нас, граждане украинцы, своя война. Таким образом, к мотивации крымского избирателя, голосовавшего за Януковича, кроме «против Ющенко, потому что он за крымских татар» предлагается добавить «против Ющенко, потому что за него наш меджлис»!

Подозрения в том, что лидеры крымских татар, в последние годы занимавшие откровенно лояльную позицию по отношению к Л.Кучме, просто выдерживали паузу, чтобы посмотреть, чем закончится первый тур, а то и разложили яйца в два лукошка, Чубаров отметает с негодованием: «Это только политические мутанты имеют столько яиц, чтобы раскладывать их в разные корзины. Меджлис — не политический мутант и никогда не вел двойной игры». Р.Чубаров не отрицает, что лидеры меджлиса контактируют с Р.Ахметовым, но утверждает, что «мы ни с кем торговли не ведем, и всем, с кем находимся в политических контактах, мы пытаемся довести свою позицию, что лучшим вариантом для страны будет В.Ющенко».

Надо сказать, что в нынешние выборы представительный орган крымских татар вступил не в лучшей форме. Начиная с зимы — череда самозахватов на южнобережье и в восточном Крыму, драки с т.н. казаками, штурм горотдела милиции в Феодосии, избиение телеоператоров в Симеизе, поножовщина в симферопольском баре. События, способные привести к серьезному межнациональному противостоянию, происходили одно за другим, как по какому-то сценарию, и меджлису все с большим трудом удавалось удерживать ситуацию под контролем, а опасность провоцирования кровавых событий висит над Крымом и сейчас.

С другой стороны, за полгода до выборов стахановские темпы партийного строительства в Крыму развивает Партия мусульман Украины (Донецк), которая призвала единоверцев отдать голоса В.Януковичу. И ко всему в придачу — именно перед выборами проявившаяся партия Хизб-ут-Тахрир, которая во всем мире действует в глубоком подполье, а в Крыму почему-то решила проповедовать идею построения всемирного халифата публично, а то и в прямом телеэфире. Выборы в государстве неверных, как понимаете, эту цель не приближают.

Новых игроков на своем поле меджлис обвинил в попытках расколоть народ и пошатнуть авторитет представительного органа. И если в отношении Партии мусульман Украины такие обвинения воспринимались, то повсеместная критика Координационного совета вопросы вызывала: ведь это не пришлые, казанские из Донецка, а свои, крымские. Просто оппозиционные, с которыми меджлис так и не сел за стол переговоров и на которых, в результате, и сделала ставку ПМУ. Донецкие проявляют щедрость. Ринат Ахметов пожертвовал 700 тысяч гривен на строительство мемориала памяти жертвам геноцида. В политсовет Партии регионов накануне выборов вошел вице-премьер Э.Гафаров, отставки которого требовал меджлис, а проректор Индустриально-педагогического университета Ф.Якубов, провожавший в мае В.Януковича возгласом «Мы ваши, Виктор Федорович!», стал Героем Украины.

В штабе В.Ющенко «татарскую» тему комментируют деликатно: есть резерв, будем работать. Но я бы на месте ющенковцев не расстраивалась: итоги первого тура напрочь развеяли миф о том, что за Ющенко в Крыму будут голосовать только или в основном крымские татары. Если на парламентских выборах среди тех, кто поддержал в автономии «Нашу Украину», крымские татары составляли две трети избирателей, то сейчас — меньше трети. А это значит, «нетатарский» электорат вырос в два раза.

Рефат Чубаров не соглашается, что авторитет меджлиса подорван, а крымскотатарский народ таки удалось расколоть. Говорит, второй тур покажет совсем другую картину. Может, оно и так, может, все дело в традиционной неспешности, которую в Крыму шутливо называют «татарская свадьба». Это когда вас пригласили на торжество к пяти часам, а вы приходите к семи и не опаздываете — все только начинается. Однако тот ли это случай?