UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАНКОВАЯ АТАКА В ТУРЦИИ

С 4 февраля официально начался один из самых крупных танковых тендеров конца ХХ — начала ХХI века — на обеспечение одной тысячей танков Турции...

Автор: Валентин Бадрак

С 4 февраля официально начался один из самых крупных танковых тендеров конца ХХ — начала ХХI века — на обеспечение одной тысячей танков Турции. Правда, тендер не предусматривает для победителя прямых поставок 1000 машин, поскольку предусмотрительные турки (уже освоившие у себя на высоком уровне производство боевых самолетов и автомобилей) намерены производить бронетехнику у себя с использованием, прежде всего, технологий поставщика и его комплектующих. Не исключено, что страна-победитель в тендере поставит минимальную партию машин. Но даже при таком раскладе часть от 4 — 4,5 млрд. долл., которые турецкая сторона предполагает вложить в благое дело пополнения своего танкового парка, может показаться не просто внушительной, а огромной для любого производителя.

Украина вместе с США, Германией, Францией и Италией вошла в пятерку претендентов на турецкий заказ. Ее интересы в Турции сегодня представляет дочерняя структура госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт» — фирма «Прогресс», несущая бремя ответственности за успех переговоров и государственного лобби, Харьковское конструкторское бюро им. Морозова (ХКБМ) и Харьковский завод им. Малышева. По недавнему признанию гендиректора танкостроительного предприятия Григория Малюка, после испытаний Т-84 на полигоне в Греции конструкторы из ХКБМ серьезно усовершенствовали танк, что и позволило ему пройти первый этап тендера.

Теперь же танкам предстоит пройти изнурительные почти полугодичные испытания в условиях холода и жары, показать себя на марше и при стрельбе, выдержать ряд других тестов. Как отметил автору заместитель генерального конструктора ХКБМ Юрий Бусяк, сейчас уже начались испытания при температуре 30 градусов ниже нуля, закончатся же они летом проверками в услових жары. Первый этап испытаний будет проходить на северо-востоке страны в районе города Сарыкамыш. Второй — в Центральной Анатолии. По мнению танкостроителя, эти испытания будут даже более серьезными, чем танковые перегоны в конце 1998 г. в Греции.

Показательно, что промежуточный финиш не прошел наибольший конкурент Украины в бронетанкостроении — Россия. Из-за недостаточной мощности двигателя и невозможности представить танковую пушку с натовским калибром.

ПРИГЛЯДКА

По мнению ряда военных специалистов, Турция имеет ныне едва ли не самую сильную армию в Европе. К тому же армию, в составе которой подразделения, прошедшие боевое крещение.

В наступившем году Турция, несмотря на значительные непредвиденные расходы в связи с устранением ущерба, нанесенного прошлогодними землетрясениями, намерена дать жизнь ряду крупных военных проектов. Хотя катастрофа все же отразилась на бюджете турецкой армии: на 2000 финансовый год планируется выделить почти на 200 млн. долл. меньше, нежели в 1999 г. (7,61 млрд. долл.). Еще 1,5 млрд. долл. будет выделено Департаменту военной промышленности. Среди проектов, которые намечено реализовать в рамках упомянутой программы, — создание системы спутникового контроля и разведки, закупка загоризонтных РЛС, создание интегрированной системы связи вооруженных сил, беспилотных летательных аппаратов, оперативно-тактических ракет и многое другое.

Реализация проекта по совместному производству с одним из зарубежных партнеров 1000 танков является одной из наиболее дорогостоящих. Правда, перспектива эта долгосрочная: первые 250 танков, по информации турецкого Генштаба, будут произведены не ранее 2006 года. Хотя все танки имеют, по словам Ю.Бусяка, «хорошие и очень хорошие» технические характеристики и, как следствие, высокие шансы на успех, наиболее вероятными претендентами на победу считают машины, разработанные фирмами «Дженерал дайнэмикс» (США), «Краусс-Маффей» (ФРГ) и Харьковским КБ им.Морозова.

Если говорить о цене, которая в совокупности с удачным политическим раскладом может стать решающим фактором в выборе фаворита, Украина в весьма выгодном положении. Даже если по желанию заказчика Украина пойдет на комплектацию танка узлами иностранного производства (например, возьмет швейцарскую или французскую пушку или французскую систему управления огнем), цена украинской машины, по подсчетам украинских экспертов, не превысит 2,5 млн. долл. Естественно, оснащенный лишь отечественными узлами танк будет стоить и того меньше (как бы там ни было, труд украинских и французских или американских рабочих оценивается неодинаково). Другими словами, остановив выбор на Украине (кстати, не выдвигающей дополнительных политических уступок, как Германия или США), Турция могла бы за те же деньги купить (а позже выпустить) в два раза больше техники. Можно добавить, что Ю.Бусяк, не называя конкретных цифр, отметил автору, что «цена украинского танка выступает определенным преимуществом в тендере». Немаловажной деталью может быть и принятие Т-84 на вооружение в ВСУ, что должно произойти в самом ближайшем будущем. Заместитель генконструктора ХКБМ сообщил, что в прошлом году танк успешно прошел все необходимые испытания, а в настоящее время документы на принятие машины на вооружение находятся в Кабинете министров Украины.

Заслуживает внимания и тот факт, что Т-84 может быть представлен как с традиционным вооружением, так и с вооружением по натовским стандартам. Кстати, на сегодняшний день автору неизвестно, будет участвовать в стрельбах Т-84 с натовской 120-мм пушкой или с родным стволом в 125 мм. Однако очевидно, что главным отличием украинского проекта (помимо цены) является чрезвычайная гибкость и способность реагировать на любые «уточнения» заказчика.

Немецкий «Леопард» стоит, по мнению экспертов, около 3 млн. долл. Французский «Леклерк», также еще не принятый на вооружение французской армии, не менее 4,5 — 5 млн. долл. О цене американского «Абрамса» говорят, что она колеблется в зависимости от комплектации от 4 до 6,5 млн. долл.

И все же, цена танка и даже результаты испытаний не будут главным фактором успеха, считают корифеи оружейного бизнеса. Диктовать решение турецкому Генштабу будут политические мотивы. Пока же идет тендер, будет продолжаться и большой политический торг с закулисными сражениями, невидимыми финансовыми и очень ощутимыми политическими дивидендами.

УКРАИНСКО-ТУРЕЦКИЕ РЕВЕРАНСЫ

Сам факт участия Украины в тендере, где соревнуются лишь страны НАТО, а вернее, лишь его наиболее сильные представители, уже достоин уважения.

В этой связи можно вспомнить, что отношения между Украиной и Турцией в области военно- технического сотрудничества за последние два года изменились кардинально. Турецкие военные, диктующие волю в вопросах дальнейшей стратегии развития государства, давно положили глаз на украинские наукоемкие технологии. Так, уже в 1998 г. было подписано межведомственное соглашение, согласно которому начал работать Международный научный центр высоких технологий в г.Гебзе (Турция). Можно вспомнить, что после подписания украинской стороной было заявлено, что «подписание таких документов практически является началом выхода украинских технологий, в частности совместных разработок в сфере радиолокации и микроэлектроники, на рынки региона». Несколько позже турки заинтересовались украинскими новыми разработками стрелкового оружия для спецподразделений (выполненными КБ-«С») и даже всерьез подумывали об оснащении своих антитеррористических и полицейских формирований украинскими «Гномами» и «Эльфами». К сожалению, из-за организационных неувязок все переговоры застыли в незавершенном состоянии.

Что касается нынешнего периода, Украина, кроме танкового тендера, участвует еще в двух. Буквально на днях Турцией должны быть оглашены результаты достаточно крупного вертолетного тендера, где на российской «Черной акуле» стоит двигатель от «Мотор-Січ». По самым скромным подсчетам, в случае победы российского вертолета Украина может получить около 400 млн. долл. за 145 двигателей для летающих «акул». Другим не менее перспективным проектом может стать проект производства 12 боевых кораблей класса «Корвет», которым занимаются отечественные кораблестроители совместно с «Прогрессом». В случае победы в тендере за Украиной останутся поставки секций корпуса, гидроакустических станций и их совместное с турецкой стороной производство, а в будущем и систем загоризонтного целеуказания для протикорабельных ракет. В целом кораблестроительные технологии и помощь по производству охватывают более 25% проекта.

Не исключено и начало новых проектов в области электроники: осматривая месяц тому черкасский НПК «Фотоприбор», который в случае победы Т-84 будет оснащать его прицелами, представитель турецкой электронной компании выразил готовность сотрудничать с украинскими приборостроителями.

Список этот далеко не полный, но уже может служить свидетельством способности Украины работать со странами НАТО. Кстати, возвращаясь к созданию бронетехники, можно вспомнить, что и другая страна альянса — Франция — недавно предложила Украине создать совместный бронетранспортер.

БОЛЬШИЕ КОНТРАКТЫ РЕШАЕТ БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА

Однако для заказчика большой контракт — это серьезное решение надолго завязать себя на того или иного поставщика. Что касается Турции, то Запад в стремлении если не манипулировать, то хотя бы влиять на эту стратегически важную страну, частенько переигрывает. А Турция, выставляя напоказ свои амбиции, весьма болезненно и демонстративно реагирует на давление.

США оказывает наибольшую политическую поддержку Турции. И не только политическую. Начиная с 1996 г. США удвоили продажу Турции вооружений и боевой техники. Ее ежегодный объем уже достиг 2,4 млрд. долл., что составляет почти 60% всех выделенных Анкарой ассигнований на нужды обороны. С одной стороны, Турция углублением военно-технического сотрудничества США несколько компенсирует охлаждение отношений с Европейским союзом, с другой — стимулирует его делать определенные уступки. Чего, кстати, турецкие дипломаты и добились, когда страна была названа кандидатом в ЕС. Членство ЕС и его лоббирование (что может взять на себя Германия), по всей видимости, станет главным предметом торга. И не только в танковом тендере. Вырвав путевку в Европу, Турция может пожертвовать и другими тендерами.

Попытки Европы захватить лидерство в вопросе влияния на Турцию, похоже, раздражают Соединенные Штаты, обдумывающие, не стоит ли снять все ограничения на продажу оружия Турции, чтобы воспрепятствовать изменению ориентации последней на США как основного поставщика вооружений.

Впрочем, камнем преткновения для поставок Турции оружия развитыми демократиями служит состояние проблемы с правами человека. Администрация США, в частности, откладывала в 1996 г. планы продажи Анкаре боевых вертолетов «Суперкобра». Задержки с американской стороны наблюдались и по некоторым другим военным проектам, например, по поставкам фрегатов класса «Перри». Неофициально турецкий генералитет уже намекал на то, что это может стать причиной пересмотра военно-технических отношений между двумя странами.

Немалый резонанс из-за яростных нападок «зеленых» вызвала отправка на испытания и немецкого «Леопарда». Тем более после обнародования пикантных подробностей о том, что Гельмут Коль получал деньги на тайные счета партии именно от танкового бизнеса, который он ловко лоббировал. Правящая германская коалиция социал-демократов и «зеленых» после долгих консультаций даже пришла к согласию по поводу основных ограничительных критериев для экспорта вооружений. Проект новых условий экспорта, принятие которого напрямую связано с танковым тендером, делает акцент именно на соблюдении прав человека в странах, претендующих на закупку вооружений у ФРГ. При этом все государства были разделены на две группы: в одну из них входят члены НАТО и Европейского союза, в другую — все остальные. Как видно, членство в ЕС может оставить отпечаток и на турецких вооружениях. Полностью запрещаются поставки вооружений в тех случаях, когда существует опасность их использования для «внутренних репрессий или нарушения прав человека». Хотя новые правила еще должны быть утверждены правительством и Бундестагом, они могут самым негативным образом отразиться на возможностях «Леопарда» на тендере, если только этот шаг не является ловким немецким политическим трюком.

Италия переполовинила свои шансы на успех в турецком тендере после того, как Анкаре стало известно о присутствии лидера курдских террористов в Риме. Лондон также время от времени нарушал уже подписанные договоренности о поставке тех или иных вооружений, чем, понятно, вызывал недовольство Анкары и не попал в короткий список танкового тендера.

Политическая ситуация для Украины пока складывается удачно, если не считать необдуманного требования парламента осудить смертный приговор курдскому лидеру Оджалану. Так что, можно предположить, судьба украинских танкостроителей во многом зависит даже не от Анкары, а от шагов Европы и Америки.