UA / RU
Поддержать ZN.ua

Таможня: война по высшему тарифу

Приближение выборов обострило конфронтацию внутри новой власти и окончательно развеяло революционные надежды на приход «команды эффективных менеджеров»...

Автор: Юрий Бутусов

Приближение выборов обострило конфронтацию внутри новой власти и окончательно развеяло революционные надежды на приход «команды эффективных менеджеров». Скандалы в украинской таможенной системе ярко демонстрируют, что идет не столько борьба идей, сколько борьба конкретных корпоративных интересов. Отставка первого заместителя главы Государственной таможенной службы Николая Салагора не сделала таможню прозрачней и честней — она просто стала аппаратной победой для группы влияния секретаря Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко и нынешнего главы ГТС Владимира Скомаровского.

Дискуссию породила спонтанная отставка Салагора. Безусловно, понятна реакция Виктора Ющенко. Когда прямо на заседании таможенной службы ряд руководителей обвинили Салагора в построении коррупционной вертикали и вымогательстве средств у подчиненных, президент не колебался. И, конечно, такое обвинение могло бы снять все вопросы в этом конфликте, если бы инициаторы отставки Салагора поступили демократично и внятно — то есть немедленно передали бы разоблачительные материалы в прокуратуру, потребовали бы суда над предполагаемым преступником, если бы вслед за скандальными интервью Салагора в печатных и электронных СМИ последовали гражданские иски о защите репутации. Вспомним дело Бориса Колесникова: после письменного обвинения со стороны рядового гражданина в вымогательстве правоохранительные органы достаточно оперативно организовали арест и представили участь Колесникова на рассмотрение суда. Здесь обвинение в вымогательстве звучит в присутствии президента, и претензии выдвигают не последние люди в государстве! Однако за шесть недель никакого уголовного дела против Салагора не открыли. Более того, руководство ГТС решило посоревноваться в пиар-мастерстве с экс-первым замом. Любопытно, что Салагор подал против своих оппонентов судебный иск, а его крутые обвинения почему-то пока не опротестованы. Подобная непоследовательность и половинчатость действий властей привлекает внимание к этому делу, и заставляет внимательно взвешивать аргументы обеих сторон.

Определимся сразу: украинская таможня — это не поле боя между праведным и грешным: праведники с этим родом занятий, видимо, генетически несовместимы. Благодаря своей беспредельной «предприимчивости» таможенники стали героями анекдотов. Конфликт между Скомаровским и Салагором — это естественное следствие передела сфер влияния, которые при новой власти — увы, так же, как и при старой — зачастую передаются на откуп политическим лидерам. Причем ни о какой прозрачности решений, определении критериев моральности и компетентности в данном случае речь не идет. На открытых для прессы заседаниях говорятся красивые слова, а на деле масштабы коррупции на таможне остаются выше всякой критики и по-прежнему носят системный характер. Грязная подковерная борьба внутри таможенной службы идет не на пользу интересам дела.

Николай Салагор — опытнейший государственный чиновник, который сделал карьеру, начав ее 18 лет назад с должности простого таможенного инспектора. Один этот факт красноречиво говорит людям, сталкивающимся с работой таможни, насколько глубоко Николай Михайлович был вовлечен во все скрытые и явные стороны деятельности ГТС. Салагор имел серьезную поддержку и широкие личные связи в рядах аппарата ГТС. Исполняя обязанности главы службы, он попытался, не трогая аппарат, провести его демократическую конверсию и заставил своих коллег внимательнее относиться к интересам государства. Кабинет министров, в лице Юлии Тимошенко и Анатолия Кинаха, неоднократно отмечал успех реализованной Салагором программы «Контрабанда — стоп!», которая, по отчетам официальных лиц, без всяких дополнительных ресурсов в три раза увеличила таможенные отчисления в бюджет. Однако дифирамбы, подчеркнем, здесь не уместны — люди делали свою нормальную работу, хотя сама система, пораженная метастазами коррупции, реформирована не была.

В результате на таможне просто поменяли верхушку, сохранив Салагора в прежнем качестве первого заместителя председателя. Система же по сей день осталась неизменной.

Стороннему наблюдателю было понятно, что возникшая кадровая конструкция временная и нежизнеспособная. Потому что на пост председателя пришел бизнесмен и политик, плохо совместимый со старой таможенной «гвардией», — Владимир Скомаровский. Ему трудно было объявить себя реформатором, поскольку он близок к таможне с весьма специфической стороны. Фирма «Владимир», которую основал Скомаровский, и которую сейчас возглавляет его младший брат, давно известна не только в его родной Виннице, но и во многих регионах Украины как один из крупных импортеров автомобилей. В то время как Салагор плодотворно строил нынешнюю таможенную службу, Скомаровский с этой системой плодотворно работал...

С момента «Великого передела» чиновничьих портфелей поры конца революции на контроль над таможней дальновидно претендовал вездесущий секретарь Совета национальной безопасности Петр Порошенко. Петр Алексеевич не скрывал, что в его представлении таможня должна быть немедленно реформирована, и для начала этого процесса там надо срочно поставить новых специалистов. Чистка таможни, безусловно, необходима, но вопрос в том, кто и в чьих интересах будет ее проводить (дабы скоро опять чистить не пришлось). Рост влияния г-на Порошенко никогда не вызывал, мягко говоря, восторга у премьер-министра Юлии Тимошенко. Поэтому, как говорят, Тимошенко попыталась по мере сил замедлить процесс и косвенно поддержала Салагора на занимаемых позициях (в то же время разговоры, будто Салагор — однозначно «человек Юли», — явное преувеличение). Также определенной поддержкой Николай Михайлович заручился у госсекретаря Александра Зинченко. Столкнулись интересы, понятно, не государственные, а личные, и тяжеловес Порошенко по сути одержал верх. Причина простая — решать должен был президент. Внутренняя политика президента, как известно, строится на делегировании своего доверия определенным людям для контроля над той или иной сферой. Сам Виктор Ющенко занят более глобальными вопросами, чем государственная таможня, и собственного видения критериев работы ГТС, оценок ее эффективности у него, очевидно, нет, либо он их нигде не озвучивает. В этом, кажется, и заключена основа конфликта интересов, который до сих пор тлеет на таможне. Лидеры страны недооценивают тот фактор, что таможня, в силу высокой забюрократизированности и слияния с бизнес-структурами, сама по себе — очень весомый игрок в экономическом развитии страны и связи на таможне дают решающие конкурентные преимущества для целых отраслей бизнеса. Так, принципиальной проблемой для крупных торговых сетей бытовой техники и основой ценообразования является таможенная политика. Искусственные барьеры не позволяют войти на рынок мелким и средним импортерам, а в результате по отдельным категориям импортной техники «накрутки» сетевиков в розничной торговле достигают 50% от цены закупки. Впрочем, президент сталкивается со сложными экономическими (и не только) проблемами настолько часто, насколько позволяет жесткий рабочий график, составляемый главой кабинета Александром Третьяковым. То есть от случая к случаю. Или от пресс-конференции до пресс-конференции.

Не может не обратить на себя внимание не вполне точная аргументация руководителя ГТС В.Скомаровского. В интервью «УП» он зачем-то заявил, что возбужденное против Скомаровского в 1999 году уголовное дело по статье о контрабанде было закрыто за отсутствием состава преступления. В то время как выписка из уголовного дела Скомаровского, любезно предоставленная г-ном Салагором, свидетельствует: приговор по делу отменен прокурором Винницкой области по статье 6 пункт 4 УПК Украины — по амнистии.

Это не единственная «оговорка» руководителя ГТС, ставящая под сомнение искренность его антикоррупционных действий. Так, громким скандалом обернулся провоз автомашин, принадлежащих фирме «Аверс-Авто», на таможенном пункте «Шегини» Мостицкой таможни. 12 августа старший инспектор Павел Якибчук задержал для досмотра пять грузовых автомобилей. Как заявил в интервью в прошлом номере «ЗН» брат главы ГТС Анатолий Скомаровский, сопровождавший машины, инспектор якобы даже не стал проверять документы, а потребовал взятку 500 долларов за проезд. Якибчука через пару дней уволили. Обошлось без долгого служебного расследования. И, как выясняется теперь, очень жаль. Детальное и, прежде всего, гласное публичное расследование было бы крайне необходимо для поддержания репутации главы таможенной службы. Тем более что занятие родственника бизнесом, способным создать конфликт интересов с государством, само по себе вызывает внимание к поступкам и словам Владимира Владимировича. Н.Салагор предоставил «ЗН» рапорт инспектора Якибчука, снабженный реквизитами и учетным номером от 15 августа. В служебной записке отмечается, что для задержания автомобилей у инспектора имелись конкретные основания. Более того, приводился факт, что стоимость одного из микроавтобусов выпуска 2001 года была указана всего лишь в 700 евро. По заявлению инспектора, сопровождавший груз мужчина потребовал оформить все документы, показав паспорт на имя Анатолия Скомаровского. Почему-то Владимир Скомаровский и его брат никак не прокомментировали скандальные показания инспектора. А ведь объясниться все равно придется, поскольку, по данным источников «ЗН», близких к Генпрокуратуре, проверка данных материалов в настоящее время ведется.

Остаются без ответа и другие существенные вопросы деятельности Государственной таможенной службы, на которые новая демократическая власть почему-то не спешит давать определенные ответы. «ЗН» уже писало о ситуации с оформлением транзитных грузов на таможне, которая не получает адекватного комментария властей. Ранее железнодорожное начальство могло без всякого вмешательства таможенников решать все вопросы провоза транзитных грузов через территорию Украины благодаря официальному статусу таможенного перевозчика. Это бизнес на десятки миллионов, не хуже «Криворожстали», весьма легкий и весьма прибыльный. При новой власти руководство ГТС и В.Скомаровский с участием высоких государственных деятелей добилось изъятия транзитного оформления грузов из рук транспортников и передачи этой функции таможне. Дело благое. Вот только конкурс по подряду имел любопытный нюанс. Его условия были выписаны практически под одну частную страховую компанию, которая и выиграла состязание. Это компания «Гарант-Сервис», которую злые языки связывают с интересами одного из состоятельных народных депутатов, владельца известного телеканала и медиа-холдинга. Чем-то это похоже на конкурс по покупке одного меткомбината при старой продажной власти. Странно, что новая честная власть не торопится объяснить различия (если они есть) народу и бизнесменам, питающим надежды на равные правила игры.

Пока руководство ГТС будет реагировать на скандал с отставкой Н.Салагора и на сопутствующие этому вопросы только гневными отповедями, пока не представит доказательства честного и прозрачного расследования, сомнения в компетентности и моральности действий таможни не рассеются, а наоборот — умножатся.

Мы же со своей стороны постараемся в следующем номере «ЗН» представить мнения г-на Скомаровского и г-на Салагора по следующим вопросам: как им видится реформирование ГТС; стала ли таможня менее коррумпирована; как обстоят дела со схемой обеспечения черного НДС; семейные фирмы при таможне; Винница — центр автомобильной контрабанды; кадровая политика в службе; новые контрабандные пути и старые схемы в исполнении ГТС и т.д.