UA / RU
Поддержать ZN.ua

Так долго запрягали, что нет времени ехать

Евроинтеграционные законы об общественном телевидении и разгосударствлении печатных СМИ принимаются с такой поспешностью, что могут перечеркнуть весь положительный эффект от их принятия.

Автор: Татьяна Котюжинская

Евроинтеграционные законы об общественном телевидении и разгосударствлении печатных СМИ принимаются с такой поспешностью, что могут перечеркнуть весь положительный эффект от их принятия. Выводы юристов о необходимости доработки законопроектов и предложения экспертов в учет не принимаются. Движущими силами для депутатов являются скорость принятия и личные предубеждения.

Казалось бы, в чем проблема? Ведь то, о чем так долго говорили и чего так долго требовали и общественные деятели, и журналисты, и политики, наконец-то так близко! Если верить представителям "большинства" и "меньшинства" в парламенте, уже 10 октября в Украине станут реальностью два важных закона - "Об общественном телевидении и радио в Украине" и "О реформировании государственных и коммунальных печатных средств массовой информации".

Подготовка и обсуждение проектов законов ведется более 15 лет. Уже восемь лет Украина не выполняет принятых на себя обязательств перед Советом Европы. За это время сменялись чиновники и депутаты, с которыми представители общественных организаций обсуждали проекты, изменялись концепции проектов. Да только законопроект о реформировании печатных СМИ видоизменялся почти сто раз! И вот в парламент внесены компромиссные проекты, согласованные с правительством и общественными организациями. Но дьявол - в мелочах, вот об этих "мелочах" - и речь.

Общественное телевидение и независимые от власти (ранее государственные и коммунальные) газеты по велению депутатов должны "начаться" с 1 января 2014 г. Время и вправду выбрано отличное. Во-первых, год до выборов президента и местных депутатов. Медиаресурс в межвыборный период не так интересен, как в год выборов, что поможет этому самому медиаресурсу реформироваться. Во-вторых, новый финансовый год, в котором, как с чистого листа, можно изменить финансирование телевидения и государственную поддержку газет. Но до этих изменений Кабинет министров должен принять подзаконные акты, от которых во многом зависит, будут ли выполняться, и как именно будут выполняться принятые сейчас евроинтеграционные медиазаконы. У Кабмина на все про все - шесть месяцев для реформирования телевидения и еще меньше времени - для газет. Депутаты, оставляющие многие вопросы "на потом", оптимистично заявляют, что смогут быстро принять изменения в законодательство, если возникнет такая необходимость. Тут следовало бы напомнить оптимистам, что уже два года парламентом не рассматривается законопроект, устраняющий несоответствие Закона "О доступе к публичной информации" другому действующему законодательству. Тогда, в 2011-м, журналисты поддерживали принятие закона о доступе, поддерживают и сейчас. Но имеющиеся в законодательстве противоречия, особенно относительно конфиденциальности информации о доходах депутатов и чиновников, выделения земельных участков физическим лицам решениями местных советов, позволяют отказывать журналистам в доступе к этой информации. Судебная практика по таким спорам с чиновниками также опирается на неизмененное законодательство. В общем, классическая формула: закон - что дышло, какой захотел - такой и применил.

Несогласованность, точнее, противоречивость законодательства в Украине - не новость. Но ведь так обидно получить "сырой" закон, обсуждавшийся до этого десятилетие! Просто потому, что надо побыстрее. Как пример. Предполагается, что решения местных советов, обязательные для опубликования, будут печатать официальные издания центральных органов власти, а иную публичную информацию органов самоуправления, обязательность публикации которой установлена законодательством (например, о проведении общественных слушаний по генплану), может печатать любая газета на основании договора с местным советом. В каком именно издании, и каким тиражом будет опубликовано решение или объявление - неизвестно. Ценность такой публикации "неведомо где" - весьма сомнительна как для граждан, так и оппозиционных депутатов местного совета. А ведь зачастую именно такие публикации в местной газете позволяют активным и неравнодушным предотвратить принятие незаконных решений или оспорить их. Союз журналистов предлагает однозначно установить законом, что вся обязательная к публикации информация госорганов печатается в официальном издании, а вся публичная информация местного совета - в местной газете. Да, принята предлагаемая нами концепция, что официальное издание может быть только у государственных органов, что оно не является СМИ, не размещает рекламу или журналистские материалы, то есть публикует только ту информацию, обязательность публикации которой предусмотрена законодательством, и при этом не используется труд журналистов. Но вот еще "чуть-чуть напильничком" доработайте, и "правовое регулирование общественных отношений" в данном законе станет ясным и определенным.

Такая же история с финансированием, которое должен предусмотреть Кабмин, а до этого он же должен разработать положение о таком финансировании. В проекте, например, предусматривается одновременно обязательность финансовой поддержки местных газет из Государственного бюджета и запрет финансировать газеты из бюджета. К чему приведут такие разночтения - понятно. Как пример этому - последнее повышение тарифов предприятием-монополистом по доставке прессы Укрпочтой. С 1 января 2014 г. Укрпочта повышает тарифы на доставку печатных изданий на 45%. Исключительно на уровень инфляции с момента последнего повышения тарифов в 2010 г. - так уверяют нас новые руководители госпредприятия. И это при том, что уже второй год Госкомстат фиксирует дефляцию в стране! Во время переговоров Укрпочты и Национального союза журналистов о возможном повышении тарифов премьер-министр подписал специальное поручение с требованием доложить ему лично об экономической обоснованности такого повышения. Госкомитет по телевидению и радиовещанию заявил, что правительство не допустит ухудшения работы редакций печатных СМИ и безосновательного повышения тарифов. И вот на фоне этих заявлений, как только премьер-министр уезжает в командировку... Министерство инфраструктуры издает приказ о повышении тарифов, а Министерство юстиции его тут же регистрирует! При этом Антимонопольный комитет, выдающий предписания птицефабрикам о необоснованном росте цен на куриные яйца, заявляет, что не может вмешиваться в регулирование тарифов, устанавливаемых Мининфраструктуры и согласованных Минэкономики!

Если так быстро "меняется концепция" в Кабмине, то есть ли надежда на эффективное реформирование телевидения и печатных СМИ после наспех принятых законов и также наспех принимаемых постановлений правительства? Казалось бы, что может быть проще - не ломать, не давить, не показывать, кто главный, а всего лишь услышать и принять закон, который будет помогать жить и работать? Но, по-видимому, не здесь и не сейчас.

Хотим ли мы остановить принятие таких долгожданных законов? Нет и еще раз нет! Национальный союз журналистов требует лишь учесть, что искусственная поспешность в принятии и невнимание к важным деталям приведут к невыполнимым законам, неоправданным бюджетным расходам, разочарованиям журналистов и аудитории. "Так нам не привыкать", - скажете вы. Да, не привыкать. А жаль.