С момента публикации статьи Д.Менделеева «на сайте zn.ua). Сразу оговорюсь: актуальность материала поутратилась, поскольку за прошедший период автор постарался подробно осветить свою позицию в многочисленных интервью и выступлениях в средствах массовой информации. Основной рефрен предлагаемой к публикации статьи — травля Минобороны со стороны Ю.Тимошенко и Н.Сивульского, — это политический заказ.
Хотелось бы предложить Ю.Еханурову чуть подумать и все-таки подтвердить до среды будущей недели решение о размещении в «Зеркале недели» его статьи. (В печатном издании «ЗН» статья Еханурова опубликована в №22 (750) за 20—26 июня 2009 года.)
Предварительно раскрою небольшую военную тайну. Материалы, обнародованные мною, лишь частично принадлежат ведомству Н.Сивульского. Все то, что вызвало взрыв негодования министра обороны, особенно колбаса, ставшая для Юрия Ивановича «колбасой преткновения», извлечено из другого документа. А посему со своей стороны предлагаю Юрию Ивановичу одновременно со статьей опубликовать некоторые выдержки из акта проверки органов военного управления Вооруженных сил, проведенной в марте — апреле текущего года не Сивульским и Тимошенко, а в соответствии с указом президента № 149 от 11 марта 2009 года. Как мне кажется, будет сложно обвинить в политической предвзятости инспекцию по вопросам контроля за деятельностью военных формирований секретариата президента. Кстати в комиссии участвовали сотрудники аппарата и СНБО, и СБУ, и Минздрава, и Минэкономики.
Чтобы не возникло сомнений в том, что редакция располагает текстом данного документа, приведу на языке оригинала лишь выводную часть сопроводительного письма на имя Верховного главнокомандующего:
«З огляду на викладене Інспекційна комісія вважає, що робота керівного складу Міністерства оборони та Генерального штабу має системні прорахунки і потребує суттєвого поліпшення, та пропонує:
…за результатами незадовільної роботи керівництва оборонного відомства та Генерального штабу зробити жорсткі кадрові висновки.
Вважаємо за доцільне надіслати копію Акта перевірки до Кабінету Міністрів України, запропонувавши Уряду ретельно проаналізувати причини наявних недоліків і проблем, ужити усіх необхідних заходів для їх усунення та реалізації визначених у Акті пропозицій.
Проект листа Прем’єр-міністру України Ю.Тимошенко додається».
«Жесткие кадровые решения», вполне вероятно, могли бы повлечь за собой не только отставку главы оборонного ведомства, но и начальника Генерального штаба генерала армии С.Кириченко.
Знаком ли президент с результатами его же проверки или они умерли под сукном Веры Ивановны?
Для несведущих отмечу: если материалы проверки ГлавКРУ могут оспариваться в судах или к ним делаются замечания, то акт президентской инспекции это не предмет для телевизионных дискуссий — он служит для президента страны основанием для принятия соответствующих решений, в том числе кадровых.
Возникает вопрос: почему министр обороны, вероятно, ознакомившись чуть менее месяца назад с этим документом, не подал в суд на сотрудников инспекции, аппарата СНБО, секретариата президента? В конце концов, почему он не потребовал извинений от главы президентского секретариата?
А ведь Ю. Ехануров на заседании правительства 20 мая уже наверняка знал о содержании акта президентской инспекции! К чему же тогда на ГлавКРУ пенять?
Есть подозрение, что не только В.Ющенко, но и Ю.Тимошенко не получат доступа к акту проверки, которому присвоен в экстренном порядке гриф «цілком таємно». Хотя зря — там нашлось место и для критики правительства.
Инспекция секретариата президента не только подтвердила то, что было озвучено в статье, а затем на заседании Кабинета министров, но и раскрыла те эпизоды из жизни руководящих кадров Минобороны, о которых премьер-министр даже не догадывается.
Существенные нарушения обнаружены комиссией практически во всех сферах деятельности министерства и Генерального штаба. Особенно ярко проявилось это в оборонном заказе, ресурсном обеспечении, управлении государственными предприятиями, расхождении финпоказателей Генштаба и МО.
Министерство обороны игнорировало не только акты правительства, но и указы Верховного главнокомандующего. Так, военным ведомством не принято ни одного решения и не отработан ни один документ во исполнение Указа Президента №2 от 10 января 2009 года, которым введено в действие решение СНБО «О неотложных задачах повышения обороноспособности Украины».
Так же «успешно» Минобороны исполнило поручение Президента относительно работы «110 Харьковского автомобильного ремонтного завода».
А как оправдать покупку в январе — феврале 2009 года государственными предприятиями сферы управления Минобороны 10 автомобилей «Мицубиси Паджеро» для обслуживания центрального аппарата министерства и Вооруженных сил?
А договоры покупки автомобилей заместителем министра И.Монтрезором составлены так, что Минюст, с проблемой засветившихся на каком-то из госпредприятий родственников руководителя ведомства, может быть свободен: некая воинская часть поручает госпредприятию заплатить за автомобиль и передать его ей в пользование! Ну и ничего, что сумма, потраченная на подобную «благотворительность», могла быть направлена на полную модернизацию боевого вертолета типа Ми-24 или на капитальный ремонт шести БМП или пяти танков. Так случилось, что руководителям госпредприятий сейчас приходится переписывать финпланы, которые не предусматривали подобных трюков руководства Минобороны.
Вполне возможно, что и И.Монтрезор обзаведется приставкой «Паджеро» так же, как известный любитель «мерседесов» из «Нафтогаза». И это без всякого намека на испанский сленг.
Еще один пример относится к наиболее болезненной сфере для военнослужащих — обеспечение жильем. И здесь почему-то президентская комиссия обнаружила приписки! Абсолютно не понятно, зачем количество реальных квартир заменяется количеством липовых ордеров? Совсем не прибавят авторитета руководителю такого высокого ранга подобные популистские шаги. Ну, никак не хотят две тысячи квартир превратиться в пять тысяч ордеров!
А еще отмечу, что в акте президентской комиссии есть «убойные» факты практически по всем аспектам деятельности Минобороны. О таких элементах для своей таблицы даже тезка автора не мечтал! Все эти элементы весьма устойчивы и относятся к одной группе. Но эти свойства пусть изучают представители правоохранительных органов. Работы очень много! Одна схема орбит В.Барткива в сфере по предоставлению услуг по питанию может наверняка претендовать на патентное закрепление.
Так что дискредитируют Вооруженные силы не журналисты, а нечистые на руку функционеры, не желающие повернуться к армии лицом.
И последнее. Вчерашнее увольнение Верховной Радой Юрия Еханурова с поста министра обороны не вызывает щенячьего восторга от наступившей справедливости. Ибо БЮТ и ПР сняли его не за дело, а из политических соображений. Плевать им на нарушения и злоупотребления, случись предъявить подобные претензии ИХ людям. Так же лукавит и нунсовец Вячеслав Кириленко, на самом деле прекрасно понимающий, что никакой «самостоятельной оборонной политики» при непрофессионализме Еханурова в МО не было и быть не могло. Однако политические корысть и лицедейство, — возможно, слишком тонкая материя для солдат и офицеров, желающих служить Родине, а не разворовывать ее. А вот они получили позитивный сигнал. Ради этого стоило бодаться.