Чрезвычайная сессия парламента, которой Александр Мороз пугал оппозицию и союзников-регионалов, так и не состоялась. Оппозиционеры приходить на нее и не собирались, сторонники премьера так и не поняли, зачем она нужна, а собери спикер в сессионном зале одних социалистов с коммунистами — «дедушку конституционной реформы» просто засмеяли бы. В итоге Мороз уехал в Крым. Представлять свой новый поэтический сборник. Держать оборону в столице остался представитель Соцпартии в ЦИК Александр Чупахин. Он по-прежнему отказывается голосовать за решения Центризбиркома, утверждая, что досрочные выборы 30 сентября — незаконные. Коллеги по партии тем временем пытаются оспорить решения ЦИК в судах. Шансов остановить уходящий поезд у них практически нет, а времени на подготовку собственной избирательной кампании у СПУ фактически не осталось. Можно, конечно, обвинять социологов в заангажированности, но большинство из них категоричны — фракции Социалистической партии в будущей Раде не будет.
Неслучайные потери
Разумеется, соратники Мороза как могут пытаются поднять настроение однопартийцев. Николай Рудьковский уверяет, что СПУ соберет 10 процентов голосов (помнится, Иосиф Винский обещал партии столько же в 2006-м, но теперь с него взятки гладки), Василий Цушко на съезде Соцпартии предложил записать себя в список 43-м, поскольку «42 кандидата в парламент точно попадут». Правда, в итоге «шутника» записали вторым. Сразу вспомнилось, как предшественник Цушко на посту министра, экс-социалист Юрий Луценко обещал быть 225-м в списке БЮТ, а оказался первым в блоке «НУНС».
Впрочем, бесшабашный оптимизм Цушко разделяют не все. Василий Волга, к примеру, открыто заявил, что не считает проходным даже предложенное ему 39-е место и хлопнул дверью. Руководство СПУ сделало вид, что «не заметило потери бойца». Андрей Деркач, похоже, не поверил, что в списке социалистов вообще есть проходные места, и ушел в Партию регионов. Для Мороза это — более чем ощутимая потеря, учитывая, что за последний год Деркач, по сути, превратил свои СМИ в «рупор Соцпартии». Старый же партийный рупор — «Сільські вісті» — вместе с редактором Иваном Сподаренко еще раньше оказался в руках Луценко.
В общем-то и Деркача полтора года назад записали в социалисты под личное поручительство Юрия Витальевича. Видимо, поэтому ходили слухи, что руководитель «Энергоатома» может вернуться в оранжевый лагерь. Зондировали почву его доверенные лица и в штабе коммунистов. Конечно, в особую идейность Андрея Леонидовича и раньше верили не все. Но столь поразительная «широта поиска» лишний раз продемонстрировала: Деркач искал беспроигрышный вариант, просто махнув рукой на СПУ.
В списке регионалов оказался и Алексей Кунченко — председатель наблюдательного совета северодонецкого «Азота» — он попал к социалистам так сказать «в виде трофея», после того как Валентина Семенюк отбила попытки реприватизации предприятия. С большим трудом удалось удержать фактического хозяина комбината имени Ильича Владимира Бойко, которого усиленно сватали к себе коммунисты. Зато теперь у Соцпартии есть надежда на голоса ( точнее — бюллетени) мариупольских металлургов. То, что полтора года назад они дружно проголосовали за ПР, Мороза, похоже, не смущает — в штабе социалистов уже придумали объяснение, дескать, в 2006-м СПУ воспринимали как союзников оранжевых, а сейчас — как соратников регионалов, которые к тому же пообещали «подсобить».
Другими кадровыми успехами Морозу, в общем-то, хвастаться не приходится. Впрочем, может, учителя и родители школьников пойдут стройными рядами голосовать за Станислава Николаенко только потому, что тот ввел тестирование? А вот в то, что дополнительные голоса обеспечит присутствие в первой пятерке Валентины Семенюк, прославившейся на посту руководителя ФГИ не столько борьбой за возвращение «Криворожстали», сколько скандалами с тем же «Азотом» и «Лугансктепловозом» — верится с большим трудом. Николая Рудьковского, от греха подальше, вообще отодвинули на 15-е место. А когда журналисты накануне интересовались судьбой незадачливого министра транспорта у Мороза, тот вообще ответил, что не обязан помнить всех депутатов от Соцпартии.
Не оправдались пока надежды и на харизму Василия Цушко. «Назаборных надписей» для того, чтобы создать ему имидж героя, оказалось недостаточно, тем более что сам Василий Петрович особенных усилий для собственной раскрутки не прилагал, лечение в Германии затянул и вместо подобающего для «спасителя нации» активного общения со СМИ, — последние месяцы больше молчал.
Малиновые грабли
Руководителей СПУ не раз предупреждали — Соцпартия ускоренными темпами повторяет путь СДПУ(о). Руководители, как правило, обижались. А сам Мороз, похоже, задался целью — доказать, что для эсдеков оказалось смертельным, социалистам почему-то пойдет на пользу.
В 2002 году из телероликов украинские избиратели узнали о достижениях европейской социал-демократии. Нравилось не всем, но рекордное для себя количество голосов СДПУ(о) собрала. Через четыре года партия призывала сказать «не так» оранжевой власти, обещала не допустить сговора регионалов с «Нашей Украиной» и собирала подписи против вступления в НАТО. Результат — чуть больше одного процента голосов и перспектива полного исчезновения с политической арены. Вчерашние сторонники СДПУ(о) отдали предпочтение партиям-тяжеловесам.
Конечно, в 2006-м Соцпартия с ее лозунгом «Построим Европу в Украине» собрала меньше, чем эсдеки в 2002-м. Но все же больше, чем коммунисты. Зато теперь социалисты уже ничего не строят. В лучшем случае — обещают продолжить конституционную реформу и передать власть местным общинам. А в основном… бьются с «наступающей оранжевой диктатурой» и тем же НАТО. Критикуя регионалов за попытки искать компромисс с президентом и «Нашей Украиной». Впрочем, монополии на лозунг «Голосуйте за нас, чтобы не допустить объединения ПР и НУНС» у СПУ нет и его активно перехватывают коммунисты.
Ирония судьбы — взять на вооружение лозунги регионалов и критиковать ПР за их невыполнение еще несколько месяцев назад предложил социалистам теперь уже бывший их однопартиец Василий Волга. Его раскритиковали за излишний радикализм и авантюризм, вытолкали из партии… и взяли инициативу на вооружение. При этом сам Волга теперь рассказывает, что ушел сам, поскольку не хотел «воевать с регионалами». И обещает едва ли не собственноручно похоронить предвыборные амбиции Мороза. А избиратели-социалисты готовятся голосовать за регионалов, коммунистов или даже нашеукраинцев.
Сам лидер Соцпартии в нынешний рейтинг своего детища отказывается верить наотрез. Мол, социологи всегда занижают процент СПУ, а приходит день голосования и его однопартийцы опровергают все пессимистические прогнозы. Но былой уверенности в его голосе уже не ощущается. Если бы Мороз был убежден, что армия поклонников социалистической идеи и на этот раз притаилась, чтобы 30 сентября посрамить недоброжелателей прямо на избирательных участках, он не стал бы призывать однопартийцев осваивать методы сетевого маркетинга. А ведь на съезде СПУ он объявил об этом открытым текстом — мол, задание каждого социалиста сагитировать пять человек, и если умножить количество членов партии на пять — голосов для попадания в парламент хватит с головой.
Рискую быть уличенным в «антисоциалистической пропаганде», но все же обязан сообщить. СДПУ(о) уже прошла через это. Называлась, правда, такая технология не сетевым маркетингом, а более нейтрально — «проект 5». Был еще и «проект 10» — это когда ставилась задача привлечь с десяток сочувствующих. Не сработало. Почему? Не знаю. Возможно потому, что выборы — это не продажа «Гербалайфа», а политические программы — не биодобавки. Может, украинцы слишком хорошо помнят истории с финансовыми и строительными «пирамидами», которые строили по тем же принципам сетевого маркетинга. Но главное — даже самая совершенная технология не может заменить сопереживания и сочувствия, основы успеха любого политического проекта.
Другое дело — если разговоры о якобы всесильном сетевом маркетинге и сами являются технологией. Способом объяснить, почему итоги выборов окажутся неожиданным для экспертов, не говоря уже о конкурентах. Даже если на самом деле результат обеспечат совсем другим способом и с помощью совсем других людей. В конце концов, дыма без огня не бывает, а слухи о вероятном содействии социалистам со стороны самого крупного донецкого бизнесмена циркулируют уже не один месяц.
Свято место пусто не бывает
Впрочем, если Ринат Ахметов действительно испытывает интерес к СПУ, то объяснений этому может быть несколько. С одной стороны, предприниматели вообще склонны раскладывать яйца по разным корзинам. С другой — вероятное поражение, не говоря уже об исчезновении Соцпартии, освободит весьма привлекательную нишу «левого центра». Претендентов на нее всегда хватало. И каких!
Юлия Тимошенко, к примеру, на минувшей неделе несколько раз подчеркнула, что придерживается именно левоцентристских взглядов. А опыт показывает, что «левого» в ее лозунгах даже больше, чем «центра». Правда, на своем съезде, неожиданно для многих Юлия Владимировна призвала своих сторонников присоединиться к Европейской народной партии, которую принято считать организацией «правоцентристской». Главный бютовский дипломат Григорий Немыря сразу же поспешил успокоить публику, объяснив, что ничего неожиданного в таком шаге нет и Тимошенко сделала сознательный выбор в пользу ЕНП. Но сама лидер БЮТ о смене своей ориентации не заявляла, и срочное голосование за присоединение к правоцентристскому лагерю при желании можно объяснить банальной конкуренцией в оранжевом лагере. В конце концов не каждый день в Киев приезжает Вилфред Мартенс. И уж тем более не так часто выпадает шанс услышать из его уст столь лестное приглашение. Тем более что через день западноевропейский гость должен был прийти на съезд нашеукраинцев и очевидно произнести что-то не менее обнадеживающее. Обнадеживающее для нашеукраинцев, разумеется.
Между прочим, такой захватывающий идеологический вираж совсем не лишает Тимошенко свободы маневра. Тот же Немыря предупредил, что в ЕНП вступает только «Батьківщина». А другие составляющие БЮТ, УСДП, например, вполне могут продолжать стучаться в двери Социнтерна. Вдруг откроют. Весьма технологично в этом смысле выглядит и возмущение Иосифа Винского, который теперь с чистой душой может выйти из «Батьківщини» и создавать новый левоцентристский проект. Не покидая при этом БЮТ.
Уступать такое перспективное поле оппонентам невыгодно ни СПУ, ни ПР. Правда, для того чтобы отстоять свои позиции, социалистам может попросту не хватить сил. Регионалы, разумеется, теоретически и сами могут объявить себя левоцентристами. Но только теоретически. С капиталами их лидеров убедить в искренной приверженности ПР социалистическим идеалам будет очень трудно. Опыт той же СДПУ(о) подсказывает. Гораздо логичнее действовать опосредованно — и поддержать претензии социалистов.
Если случится чудо и СПУ попадет в парламент, будет понятно, кому она обязана своим выживанием. Козырь не лишний как в игре с президентом и оранжевыми, так и в конкурентной борьбе внутри самой Партии регионов. Если преодолеть трехпроцентный барьер не удастся, на основе Соцпартии можно будет формировать новый — и в то же время вполне контролируемый — левоцентристский проект, с прицелом на следующие выборы — парламентские и президентские.
Главное, чтобы «ведомые» не переиграли «ведущих». Они это умеют.