Перманентное противостояние Киева и Москвы на прошлой неделе накалилось после жестких заявлений представителей внешнеполитических ведомств Украины и Российской Федерации. На этот раз поводом для резкой риторики послужили пребывающие сегодня в патовой ситуации переговоры по разграничению морских пространств между двумя странами. В Киеве, отбросив дипломатические аллюзии, решили назвать вещи своими именами и обвинили Россию в двойных стандартах: та часто ссылается на нерушимость границ бывших республик Советского Союза, а в Керченском проливе стремится передвинуть кордон в сторону Украины. В Москве возмущались «непрофессионализмом» украинских дипломатов и заявляли, что в Керченском проливе просто не существует границы.
Публичная перепалка отражает позицию двух стран по делимитации водных пространств. Ведь Киев хочет подтвердить существовавшую в Керченском проливе еще с советских времен административную границу между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР, в соответствии с которой и остров Коса Тузла, и Керчь-Еникальский канал находятся на украинской части акватории. Москва в свою очередь утверждает, что границы не существовали, поскольку в СССР не было административного разграничения по водной поверхности, и предлагает так размежевать пролив, чтобы РФ получила возможность контролировать канал. Последнее предложение россиян: провести делимитацию по середине Керчь-Еникальского канала. Эту позицию они озвучивали не только на последнем 29-м раунде переговоров по разграничению Азовского и Черного морей и Керченского пролива, который состоялся нынешней весной.
На недавней пресс-конференции в Шарм-эль-Шейхе министр иностранных дел России Сергей Лавров вновь повторил, что в Керченском проливе границы не было. В то же время, отвечая в Египте на вопрос журналиста о необходимости вывода войск из Ахалгорского района Грузии, Сергей Лавров заявил дословно следующее: «Границы, унаследованные от Советского Союза, от тех карандашных набросков, которые проводили Сталин и Берия, однозначно определяют административные границы Южной Осетии в советские времена, как включающие Ахалгори. Здесь не может быть каких-то других критериев, и надо из этого исходить». Между тем, в отличие от ситуации на Южном Кавказе, в Керченском проливе граница между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР была проведена вовсе не карандашом на промокашке.
Напомним главе российского внешнеполитического ведомства, что в 1941 году появился указ президиума Верховного Совета РСФСР о передаче острова Коса Тузла из Краснодарского района в состав Крымской области. В 1954-м президиумом Верховного Совета СССР было принято решение о передаче Крымской области в состав УССР. Существует ряд карт (в том числе и Генштаба Вооруженных Сил СССР), на которых четко зафиксирована пунктирная линия, отделяющая в Керченском проливе УССР от РСФСР. Так, в формуляре одной из дежурных топографических карт четко записано: «Показана республиканская граница УССР по смежеству с РСФСР» состоянием на 1959 год. Эти надписи заверены соответствующими подписями и печатями. В 1973 году на картах вновь пунктиром была отмечена линия административной границы в Керченском проливе между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР.
Кроме того, в декабре 1991 года в подписанном в Минске соглашении об образовании СНГ стороны обязались признать существующие границы. А в апреле 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации». Пункт 2
этого документа гласил: «До заключения договоров о прохождении государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами — бывшими союзными республиками СССР придать границе с этими государствами статус государственной границы Российской Федерации».
А ведь статус административной линии между Крымом и Краснодарским краем ничем не отличается, например, от статуса границ между РСФСР и Эстонской ССР на Чудском озере: на советских картах там также использовалась пунктирная линия для разграничения водных пространств союзных республик. И эта административная линия стала государственной границей между современной Эстонией и Российской Федерацией. Что и было зафиксировано на соответствующих картах подписанного в мае 2005-го эстонско-российского договора о госгранице. Использовалась пунктирная линия и в Куршском заливе, воды которого были поделены между российской и литовской союзными республиками. Позже Вильнюс сумел отстоять свою позицию, и Москва признала существовавшую в Куршском заливе административную границу бывших республик СССР межгосударственной.
Так что у Киева имеются все юридические основания требовать от Москвы признания административной линии между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР межгосударственной границей. Однако, если в случае с Литвой и Эстонией, членами Европейского Союза и Североатлантического альянса, Россия готова следовать международному праву и своему законодательству, то с Украиной она ведет себя иначе. Безусловно, позиция российских дипломатов вызвана стремлением максимально обеспечить геополитические и экономические интересы своей страны в этом регионе. А они связаны не только с рыболовецким промыслом: в Азовском море и Керченском проливе, как уверяют геологи, находятся перспективные нефтегазовые месторождения. И для Москвы немаловажно, кто будет контролировать территорию и какие компании будут добывать нефть и газ.
Достаточно примечательна история с делимитацией Черного моря. Так, россияне начали активную дискуссию о «методике его разграничения», хотя координаты этой линии хорошо известны, кроме начальной точки: ранее украинцы и россияне договорились, что она будет находиться на линии, соединяющей украинский мыс Кыз-Аул и российский мыс Железный Рог. Исходя из норм международного морского права, Киев предлагает, чтобы начальная точка находилась ровно на середине этой линии. Но российские дипломаты хотят перенести ее на несколько миль в сторону Украины. Аргументируют они свою позицию тем, что российские корабли, дескать, таким образом получат доступ к рекомендованному фарватеру захода в Керченский пролив. В это пояснение можно поверить, учитывая постоянно звучащие со стороны россиян опасения, что их корабли не будут пользоваться свободой судоходства в проливе. Но эксперты полагают, что настоящая причина заключается в другом: в районе начальной точки размежевания, предлагаемой украинской стороной, находится перспективное нефтегазовое месторождение, которое россияне хотели бы оставить на своей территории…
Такая позиция украинцев и россиян по разграничению Керченского пролива предопределила то, что сегодня решение всего блока вопросов, относящегося к размежеванию морских пространств Украины и России, оказалось фактически заблокированным. Так, российские дипломаты увязывают в единый пакет делимитацию Черного и Азовского морей с принятием их позиции по разграничению Керченского пролива. Украинские дипломаты готовы принять пакет. Но не за счет украинской территории. В результате переговорный процесс находится в тупике. (Примечательно, что россияне также блокируют начало работ по демаркации сухопутного участка украинско-российской границы.) И потому более чем вероятно, что очередной раунд переговоров по разграничению Азовского и Черного морей и Керченского пролива, который, возможно, состоится в декабре, будет лишь простой формальностью.
Выход из этого переговорного тупика предусматривает несколько путей. Первый — решить вопрос делимитации пролива на президентском уровне, когда принимается политическое решение. Однако этот вариант сегодня выглядит крайне маловероятным, учитывая агрессивную позицию российского руководства как на международной арене, так и в двусторонних украинско-российских отношениях. Кроме того, и официальный Киев не намерен отказываться от своей позиции по делимитации Керченского пролива.
Второй вариант выхода из сложившейся на переговорах ситуации — это односторонние действия Украины. Напомним, что в Верховной Раде с 2003 года лежит принятый в первом чтении законопроект «О внутренних водах, территориальном море и прилегающей зоне Украины». В свое время работа над ним была приостановлена. Но украинские парламентарии могут вновь вернуться к его рассмотрению и принять, после чего в одностороннем порядке зафиксировать координаты границы в Азовском море и Керченском проливе в постановлении правительства и проинформировать об этом генерального секретаря ООН. А пример односторонних действий показывают сами россияне: те в одностороннем порядке провели демаркацию сухопутного участка российско-эстонской границы.
Такой вариант вполне возможен, ведь активные действия на российском направлении могут прибавить украинским политикам популярности среди их избирателей. Впрочем, украинский внутриполитический кризис оставляет мало шансов на то, что украинская власть воспользуется своим правом, чтобы таким образом отстоять национальные интересы страны. Российские дипломаты это хорошо понимают и потому предупреждения украинских дипломатов, который год звучащие на переговорах, не воспринимают всерьез.
Безусловно, можно обратиться и в международные судебные органы, чтобы незаангажированные судьи решили украинско-российский спор по делимитации Керченского пролива и Азовского и Черного морей. Однако для этого требуется согласие и Киева, и Москвы. А россияне категорически против привлечения третьей стороны, отказываясь даже от того, чтобы независимые эксперты просто дали юридически ни к чему не обязывающее заключение о позиции сторон. Так что, возможно, в этой ситуации самое разумное — просто ждать дальнейшего развития событий, надеясь на лучшее и ни на йоту не отступая на переговорах от заявленных позиций. В конце концов, позиция Украины базируется как на украинско-российских документах, так и на международном праве.