UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ, или ДЕЛО- ТРУБА?

На излете весны, в самой середине мая исполняется десять лет с начала работы Верховной Рады Украины первого созыва...

Автор: Стефан Батюшко

На излете весны, в самой середине мая исполняется десять лет с начала работы Верховной Рады Украины первого созыва. Что и говорить — юбилей. Но это событие скорее всего не будет замечено ни общественностью, ни прессой, ни властями. И немудрено. Слишком многое вместило прошедшее десятилетие. Преобразования в общественной и личной жизни миллионов и миллионов сограждан носят поистине тектонический характер.

Ученые считают, что если Вселенная произошла в результате взрыва какой-то точки, то и смысл этого происхождения надо искать не столько в астрономических масштабах и временах, сколько в некоей точке, которая и есть исходное начало, квинтэссенция всех последующих процессов расширяющегося мироздания. Если это правило применимо к анализу процессов общественного развития, а это скорее всего именно так, то смею утверждать, что короткая и во многом трагичная судьба Верховной Рады Украины первого созыва тоже является такой своеобразной точкой, узловым пунктом нашей новейшей истории. Мы просто обречены вновь и вновь возвращаться к событиям десятилетней давности, искать и находить там ответы на многие вопросы дня сегодняшнего.

Тривиальным будет выглядеть утверждение о том, что Верховная Рада Украины двенадцатого (недавно переименованная как первого) созыва в 1990—1994 гг. была средоточием всех социально- политических событий в Украине. Именно на ее долю выпал жребий принимать решения, в результате реализации которых было создано государство, гражданами которого мы являемся. Невозможно перечислить даже сотой доли тех законопроектов, которые были обсуждены в стенах парламента и затем стали нормой жизни дня сегодняшнего. Декларация о государственном суверенитете. Акт провозглашения независимости Украины, создание института президентства... По-своему мудрый В.Ивашко, непримиримый С.Хмара, элегантный Ю.Гайсинский, сосредоточенный В.Черновил, любимец журналистов И.Плющ, ироничный Г.Алтунян, по-европейски образованные Н.Шульга и И.Юхновский... И первый Президент независимой Украины Л.Кравчук, умеющий, как известно, в дождь без зонтика оставаться сухим, лавируя между капельками. Коммунисты и демократы, социалисты и националисты — все они стремились в разные стороны, но, как и во всякую переходную эпоху, оказались в одном времени, в одном пространстве, в меру своих сил и понимания отвечая на вызов времени. В последние годы не раз слышал мнение о том, что состав этого парламента был самым сильным со всех точек зрения. Демократические выборы в марте 1990 г. адсорбировали самых достойных представителей украинского народа вне зависимости от их политических взглядов и убеждений.

Как же так получилось, что сегодня мы «маємо те, що маємо»? Почему чувствуем головокружение не от успехов, а от безысходности? Почему единственной «козырной картой» экономики нашей державы стал дешевый, если не просто бесплатный труд, и по этому критерию мы уже впереди планеты всей? Почему во внутренней и внешней политике, взявших на вооружение принцип лавирования между капельками, мы никак не можем выйти сухими из воды?

Вопросы, вопросы... Несть им числа. Наша, вне зависимости от состава крови, славянская душа настойчиво требует ответа на эти «почему?» и «кто виноват?». Порой кажется, что в мучительных поисках объяснения происходящему мы внезапно постарели, перейдя из детства сразу в старость, минуя здоровую творческую зрелость. Романтизм начала 90-х годов вдруг сменился усталостью общества, его какой-то дряхлостью, томлением духа и отсутствием желаний. Неужели предыдущая десятилетняя анемия привела к иммунодефициту и обернулась для нас мгновенным старением, как после пробуждения от летаргического сна?

Давайте мысленно еще раз вернемся в то недалекое время, когда казалось, что достаточно одного усилия, одного рывка, и мы окончательно освободимся от пут прошлого, перейдем в совершенно новое качество и уже завтра станем другими, заживем цивилизованной жизнью. И что же? Решив кардинальные проблемы независимости, собственной государственности, энергично приступив к демонтажу отжившей свой век тоталитарной системы, мы так и не вышли на оперативный простор собственного развития. Вместо этого неожиданно для самих себя оказались вдруг в тоннеле, не имея даже малейшего представления о глубине его залегания и расстояния до ближайшего выхода. Одни настойчиво призывали идти вперед, другие не менее настырно советовали, пока не поздно, повернуть назад, а в действительности все нерешительно топтались на месте. Это топтание продолжается по сегодняшний день. И хотя власти время от времени убеждают в том, что они уже видят свет в конце этого тоннеля, у большинства граждан, наоборот, растет убеждение, что это не столько тоннель, сколько труба. Порой эта труба очень напоминает канализационную. И что в эту трубу вылетит не только собственная жизнь, но и у внуков есть все шансы так и не увидеть «небо в алмазах».

Прошедшее десятилетие показало, что в период, когда вдруг исчезает ясность понятий, когда возникает топтание на месте, мы начинаем руководствоваться старыми, обветшавшими догмами и мифами. Эти дряхлые мифы объявляют себя родителями еще не родившейся правды и настойчиво нашептывают нам, что только они обладают эксклюзивным правом выступать от имени этого дитяти, а в силу этого они и есть правда.

Один из таких мифов неустанно убеждает нас в том, что история неизбежно движется к лучшему. Слишком многие сжились с представлением о том, что завтра будет обязательно лучше, чем вчера. Идея безграничного прогресса стала отличительной чертой многих философских, социальных и политических систем. Коммунисты, например, эксплуатировали ее на протяжении многих десятилетий. Для моего и предыдущих поколений пророчества о скором наступлении светлого завтра прослеживаются буквально на генном уровне. Надо ли говорить о том, что и молодая Украина взяла этот миф на вооружение.

Сегодня в очередной раз мы видим, что реальная история эту идею едва ли подтверждает. В действительности слишком многое в этой жизни не улучшается, а возвращается на круги своя, а то, подобно морскому прибою, откатывается назад. Даже у научно-технического прогресса столько издержек, что после чернобыльской катастрофы невольно задаешься вопросом — а прогресс ли это? Мы с огромным трудом постепенно начинаем осознавать, сколь опасно превращать будущее в успокоительный опиум. Ничто в физической природе вообще и в общественной жизни в частности автоматически, само собой не идет в сторону улучшения.

Бездумная эксплуатация мифа о скором вступлении на равных правах в «братскую семью» народов Западной Европы сегодня дает свои злые плоды. Бесцельная, т.е. не достигающая цели, политика начинает пожирать самую себя, оборачиваясь разве только оплаченным красноречием. И непременным перемещением из тоннеля в трубу. Огромный резервуар общественной энергии, накопившийся под высоким давлением к началу 90-х годов, был нами бездарно спущен в свисток. Вчерашняя вера в добро у миллионов людей сменилась не менее категоричной верой в зло.

Наступают сумерки смутного времени. Конец света, апокалипсис в общественном сознании становится намного ближе, чем видимый властью свет в конце тоннеля. Граждане стремительно теряют духовные ориентиры, нравственная почва уходит из-под ног. Люди порывают с вечными ценностями и начинают охоту за сиюминутными. В ходе этой охоты от соприкосновения с суровой действительностью слетают остатки последних иллюзий. Человек незаметно для самого себя утрачивает свой богоподобный облик. Найти выход из этой ситуации равносильно окончательному нравственному выздоровлению.

Первое слово проповеди Иисуса Христа было «Покайтесь!». По мнению покойного протоиерея А.Меня в древнееврейском языке, на котором было произнесено это слово, оно синонимично понятию «обратитесь», «вернитесь с ложного пути», переосмыслите свою жизнь. Как важно следовать этой заповеди верующему и атеисту, власть предержащим и рядовым гражданам. Только это избавит всех нас от лукавства пустопорожних обещаний, оборачивающихся потерей пространственной и временной ориентации. Может, тогда в нарастающей борьбе двух противоположных сил добра и зла граждане, а вместе с ними и государство, станут на путь добра и терпимости, а ушедшая из-под ног почва вернется и послужит пусть трудной, но дорогой в завтрашний день.

Девяностые годы реанимировали и миф о возможности быстрого и практически безболезненного перехода общества из одного состояния в качественно новое, более высокое и прогрессивное. Мы весьма решительно приступили к демонтажу того, что было создано предшествующими поколениями.

Мы разрушили то, что действительно следовало разрушить и уничтожить — коммунистическую империю. И не за это ли так дружно проголосовали более 90 процентов граждан на референдуме в конце 1991 г. Но вина Верховной Рады Украины первого созыва в том, что она позволила вовлечь в процесс разрушения то, чего разрушать было никак нельзя — экономические связи, науку, систему здравоохранения, образования... Перечень может продолжить каждый. Робкие призывы к тому, чтобы примериться перед очередным отрезанием заглушались барабанным боем нового поколения революционеров. К слову сказать, в их рядах были не только демократы, руховцы и националисты. Очень многие вчерашние партократы стали наиболее яростными сторонниками «розбудовы», а впоследствии и возглавили этот процесс.

Стремление как можно быстрее избавиться от вчерашних пут оплачено несоизмеримыми жертвами. Мудрец утверждал, что человечество должно прощаться со своим прошлым легко и смеясь. Нельзя бросать камни в спину уходящему, оплевывать то, чем жили предыдущие поколения. И не слишком ли много набросали мы проклятий той, ушедшей эпохе? А сейчас не знаем, как быть с людьми, в ней жившими и в ее идеалы верившими. Как быть с нашими стариками, составляющими большинство населения? Ведь у них уже другой эпохи не будет, а их отчаянные попытки приспособиться к новому обречены на злую пародийность.

Беспамятство жертвы обеспечивает весь кошмар сегодняшнего быта миллионов сограждан. Этот клятый быт забирает время, силы, высасывает всю энергию, не давая возможности задумываться дальше проблем собственного безденежья, хамства чиновника, угрожающей темноты и грязи подъезда. У выживания, как известно, смысл один — во что бы то ни стало выжить. Нас не заботит экзистенциальный трагизм бытия. Отсутствие некоторого минимума еды и одежды не позволяет представить себе ничтожество песчинки-Земли в океане мироздания. Даже ужас предстоящей смерти поневоле подменяется прикидкой цены похорон и поминок.

И все же давайте оставим несколько в стороне плачевные результаты нынешнего экономического состояния государства и его граждан. Есть смысл задуматься не только о глубине пропасти, в которую мы все еще падаем, не только о размерах наших убытков и количестве разрушенного, но и о моральном символе этих фактов. Уходящее в историю десятилетие наглядно демонстрирует, насколько пагубной может оказаться иллюзия о возможности победы демократических начал в обществе путем преимущественно государственной «розбудовы», особенно если она, как у нас в Украине, осуществляется не столько функционально, сколько институционально.

Начав свою историю как плохой райсобес, государство постепенно наращивало свои мускулы, увеличивая число министерств и ведомств, обзаведясь воистину огромной армией чиновничества. Оно не уместилось и в освободившиеся после известных событий здания ЦК КПУ, обкомов, горкомов, райкомов и парткомов. Общеизвестно, что наш родной украинский чиновник в большинстве своем не только взял себе на вооружение все худшие черты бывшего советского и компартийного чванства, но и переплюнул его по всем показателям бюрократии и мздоимства. И не надо впадать в заблуждение — объявляемые изредка президентом и правительством меры по сокращению управленческого аппарата и административные реформы воздействуют на бывалого чиновника не больше, чем холостой выстрел на стаю ворон. Слетев с дерева и сделав один-два круга, они снова садятся на его ветви, привлекая своим карканьем дополнительное количество сородичей.

Спору нет — государство должно, да что там – должно, оно просто обязано быть сильным. Особенно в переходную эпоху. Особенно в кризисной ситуации. Но оно просто не имеет права становиться самодовлеющим. Чиновничий аппарат не может превысить некую критическую величину, когда он становится самодостаточным, работающим только на себя, обслуживающим только свои ведомственные интересы. Утверждаю это не голословно. Мне самому пришлось послужить сравнительно крупным чиновником в одном из министерств. Мои бывшие коллеги не дадут соврать — более 90 процентов документооборота осуществляется внутри ведомства и его структурных подразделений. А ведь есть еще переписка между министерствами, администрацией Президента, Верховной Радой и т. д.

Тоталитарная система, от которой мы открещивались и которую хотели изничтожить, оказалась куда как живуча. И прежде всего потому, что для власти, для чиновника она уютна. Она равно комфортна как для маленького столоначальника, так и для министра. При тоталитаризме у всего есть конкретный виновник, конкретная причина и изначально данная система ценностей, требующая минимального труда души.

Поиском причин и виновников у нас самозабвенно занимаются все — от президента до дворника. И, конечно же, находят их. Кто в неконструктивном парламенте, кто в МВФ, кто в москалях, кто в НАТО. При этом все одновременно выступают в двух ипостасях — виновника и жертвы. Например, предприятие уже два года не платит зарплату своим рабочим. Виновник, конечно же, директор. Но он и жертва, т. к. смежники не перечислили за отгруженную продукцию денежные средства. Или, допустим, правительство ну никак не может рассчитаться с бедными бюджетниками. Оно виновник и в то же самое время жертва предыдущего правительства, допустившего задолженность. Это увлекательное занятие можно продолжать до бесконечности, как игру в крестики-нолики на скучной лекции. Где уж тут найти время, чтобы вспомнить об этом, как его там ... — народе?

А этот самый народ тоже становится другим. Он приходит к мысли, что не стоит нервничать и не спать ночами из-за результатов противостояния ветвей одного довольно сомнительного дерева власти, все больше напоминающего сухостой, обсиженный воронами. Более того, у некоторых крепнет некая внутренняя уверенность в том, что абсолютно ничего не произойдет, если по какой-то причине один из институтов государственной власти, например, администрация Президента, провалится сквозь землю вместе с приемными, телефонами, бумагами, черными офисными креслами, столами и диванами.

В принципе, так и должно быть при наличии развитой демократии. Государство там — всего лишь один из многих элементов гражданского общества. Не всегда самый главный. Мы же всевластием собственной державы как асфальтным катком вдавливаем редкую поросль пробивающихся ростков демократизма.

Проблема создания гражданского общества в Украине заслуживает отдельного разговора. Давно назрела потребность в проведении широкой дискуссии о замене лозунга «розбудовы» государства созданием основ гражданского общества. Пока же только с грустью можем наблюдать, как масс-медиа все лояльней относятся к действиям властей, констатируем, что реальная сила нескольких олигархов значительно больше суммарных усилий всех общественных организаций, а партийные посиделки более чем ста политических партий и движений ничто по сравнению с так называемым административным ресурсом власти. Государство само себя вогнало в ситуацию, когда так продолжать и дальше — аморально, а остановиться нельзя и недальновидно.

В условиях, когда государство свободу требует для себя, а мораль оставляет своим подданным, происходит серьезное отчуждение власти от народа и наоборот. Там, наверху, в коридорах власти звучат бодрые, оптимистические рапорты о свете, пробивающемся в конце тоннеля. Когда пишутся эти строки (к слову сказать, при свече), Харьковская облгосадминистрация отрапортовала о 99- процентном реформировании сельского хозяйства области в соответствии с декабрьским указом Президента Украины и 10-процентном обеспечении весенней посевной кампании топливом. Сил и средств, затраченных на подобное «реформирование», с лихвой бы хватило на свечной заводик. И кое- что осталось бы для закупки соляры.

Люди, измученные прошлым, не видящие радости в настоящем и напуганные будущим, не разделяют деланного оптимизма властей. До них начинает доходить истина о том, что законный путь (т. е. в рамках действующего законодательства), не приводящий ни к какому позитивному результату, во всяком случае, не лучше незаконного, но к нему приводящего. Ложная истина. Опасная тенденция. Правонарушения, приобретающие всеобщий характер, становятся нормой жизни. Народ начинает брать пример с власти. Он все сильнее проникается ощущением, что его в очередной раз надурят. И выслушав новый призыв кормчих о необходимости потуже затянуть пояса, консолидироваться и быть готовым к покиданию тоннеля, он не проявляет ожидаемой эйфории.

Население привычно занимает характерную позу на своих «фазендах», отворачиваясь своею наиболее выступающей частью в сторону авторов призывов.

Одним словом, незначительно перефразируя классика, можно утверждать, что соло властей о скором наступлении радужного завтра, не поддерживаемое хором большинства населения, грозит превратиться в последнюю лебединую песнь. Когда-то в школе мы изучали «Бориса Годунова». Но только в последнее время до меня, кажется, стал доходить страшный по своей сути смысл пушкинской ремарки, состоящей всего из двух только слов — «Народ безмолвствует».

Верховная Рада Украины первого созыва, выполнив свою историческую миссию, сошла с политических подмостков созданного ею же государства. Она, вне всякого сомнения, наделала массу ошибок и просчетов. Поэтому-то ушла досрочно. Сегодня мы лишены звездного неба, поскольку находимся в тоннеле. Но зато нам ведь остается второе чудо — закон нравственного самоосознания. От того, насколько нынешняя власть и все мы, граждане своей державы, используем моральный ресурс собственных душ, и будет зависеть, сколь скоро действительно увидим свет над головой. В противном случае в своих самых благих помыслах Украина вновь и вновь будет стремиться к звездному небу, а в реальных действиях все больше и больше низвергаться в преисподнюю, в канализационную трубу человеческой цивилизации.