UA / RU
Поддержать ZN.ua

Судебная реформа: семь задач на 2017 год

28 января прошлого года мы с коллегами из Реанимационного пакета реформ призвали парламент принять изменения в Конституцию в части правосудия вместе с пакетом необходимых имплементационных законов, предоставив конкретные предложения к содержанию этих законов. Крайне важно закрепить достижения 2016 г., и поэтому общественность ставит перед собой семь новых амбициозных целей.

Автор: Роман Куйбида

28 января прошлого года мы с коллегами из Реанимационного пакета реформ призвали парламент принять изменения в Конституцию в части правосудия вместе с пакетом необходимых имплементационных законов, предоставив конкретные предложения к содержанию этих законов.

Прошел год, и можно констатировать: большинство наших требований реализованы.

Но 2017-й будет переломным для трансформации этой чрезвычайно важной для граждан и государства системы, ведь теперь начинается процесс имплементации конституционных изменений в части правосудия. Крайне важно закрепить достижения 2016 г., и поэтому общественность ставит перед собой семь новых амбициозных целей.

Новый Верховный суд

Согласно закону "О судоустройстве и статусе судей", до конца марта нынешнего года должны быть назначены по крайней мере 65 судей нового Верховного суда. Впервые на должность судьи высочайшего судебного учреждения претендуют не только судьи, но также ученые-правоведы и адвокаты.

В конкурсе, который проводит Высшая квалификационная комиссия судей, участвуют 653 претендента. Кандидатов также "скринит" Общественный совет добропорядочности, сформированный авторитетными общественными организациями. Экспертам удалось добиться увеличения веса Общественного совета при оценке недобропорядочности кандидатов. Теперь для отклонения выводов совета необходимы голоса двух третей состава Высшей квалификационной комиссии (11 из 16).

На новый Верховный суд возлагают большие надежды. Он не только должен заменить три высших специализированных суда и действующий Верховный суд, но и исполнением кассационных полномочий задать высокие стандарты правосудия для всей судебной системы. Конечное решение в деле можно будет получить быстрее, поскольку третья инстанция будет окончательной (сегодня у нас четыре инстанции).

Важно не потерять идею нового Верховного суда, "подбросив" ему десятки тысяч дел, накопившихся нынче в высших судах. Именно такой механизм предусматривает закон. Но под навалом дел новый Верховный суд может не выжить.

Поэтому необходимы изменения в закон: в новый Верховный суд должны поступать только новые кассационные жалобы. Дела из высших специализированных судов должны быть либо ими же рассмотрены до ликвидации этих судов, либо, как вынужденный, но нежелательный шаг, - переданы апелляционным судам.

Квалификационное оценивание

Согласно конституционным изменениям, все действующие судьи должны пройти квалификационное оценивание - проверку компетентности, добропорядочности и соблюдения этических стандартов. Непрохождение оценивания - основание для увольнения судьи. Учитывая большое количество судей, этот процесс затянется на несколько лет.

Важно, чтобы в 2017 г. такое оценивание прошли судьи, которых ранее назначили на пять лет, и судьи апелляционных судов. Также есть возможность запустить процесс реорганизации апелляционных судов и сформировать новые апелляционные суды по конкурсу, участвовать в котором смогут не только судьи. Надо начать формирование резерва кандидатов на должность судей для местных судов, - предыдущий резерв, созданный еще во времена Януковича, себя исчерпал.

В процедуре оценивания судей и кандидатов на должность судьи также будет принимать участие Общественный совет добропорядочности. Необходимо, чтобы новая норма Конституции об обязанности судьи подтвердить законность происхождения своего имущества, за нарушение которой он должен быть уволен, доказала свою жизнеспособность на практике.

Введение антикоррупционных судов

Закон "О судоустройстве и статусе судей" предусмотрел создание Высшего антикоррупционного суда, но отложил его введение до принятия отдельного закона. Без принятия такого закона и запуска антикоррупционных судов эффективность деятельности Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры может быть сведена на нет. Действующие суды просто медлят с рассмотрением переданных им дел относительно высокопоставленной коррупции и "сливают" информацию об обысках и негласных следственных действиях, срывая операции по изобличению преступников.

Кроме Высшего антикоррупционного суда как суда первой инстанции, должно быть создано специальное подразделение в Верховном суде для апелляционного пересмотра, а со временем, возможно, придется создать несколько региональных антикоррупционных судов.

Закон должен установить особую процедуру отбора судей этих судов, в которой решающий голос имели бы не политические органы, а международные организации и представители общественности. Судьи антикоррупционных судов должны быть не только профессионалами, но и нетерпимыми к каким-либо проявлениям коррупции. Кроме того, важно предусмотреть дополнительные гарантии защиты и личной безопасности таких судей и их родственников.

В случае принятия закона в первой половине 2017 г. есть шанс, что антикоррупционные суды смогут начать свою деятельность с 2018 г. Но политической воли к принятию качественного закона пока что не видно. Вероятно, власть будет пытаться протянуть такой вариант закона, который разрешал бы подобрать лояльных судей. Очевидно, общественность будет отстаивать создание действительно независимых антикоррупционных судов.

Электронный суд

Элементы электронного суда уже внедрены в судопроизводстве: онлайн уплата судебного сбора, получение информации об этапах прохождения дела в суде, возможность получения от суда сообщений и копий решений по электронной почте, смс-информирование, доступ к текстам судебных решений через единый государственный реестр судебных решений, онлайн трансляция отдельных судебных заседаний и проведение видеоконференций между судами, а также со следственными изоляторами.

Но этого мало. Судопроизводство станет намного доступнее, если коммуникацию с судом можно будет полностью перевести в электронную форму - для тех пользователей, кому эта форма удобнее, чем переписка по почте и личный поход в суд. Облачные технологии должны дать возможность допуска пользователей к материалам дел с помощью Интернета. В случае обжалования судебных решений талмуды судебных дел не придется перевозить в суды вышестоящей инстанции.

Кроме того, эффективным может оказаться механизм электронного судебного приказа, который поможет аккумулировать около 20% всех гражданских и коммерческих дел в одном-двух судах на всю Украину, и они смогут довольно легко справиться с такой нагрузкой благодаря простому алгоритму: если надлежащим образом уведомленный должник не оспорил денежные требования взыскателя, суд генерирует судебный приказ на взыскание этих сумм. Опыт функционирования такого суда в Польше и в некоторых других странах доказал его эффективность.

Электронный суд не только будет экономить значительные финансовые и человеческие ресурсы, но и позволит ускорить решение дела для сторон и уменьшить нагрузку на суды. Некоторые технические возможности для электронного суда уже созданы, но для их полноценного запуска нужны изменения в процессуальное законодательство, сориентированного на бумажное общение и присутствие непосредственно в суде. Есть надежда, что эти изменения будут внесены уже в нынешнем году.

Пересмотр приговоров относительно своевольно осужденных

По сообщениям правозащитников, десятки людей, осужденных к пожизненному лишению свободы, отбывают наказание за чужие преступления. Европейский суд по правам человека в десятках дел констатировал нарушение прав человека в связи с осуждением на основании сфабрикованных доказательств или выбитых под пыткой признаний. Украинские суды всех уровней оставались глухими к таким аргументам защиты. И, к сожалению, не все своевольно осужденные обращались в Европейский суд: у кого-то не было адвоката, кто-то потерял веру, по другим причинам.

Как свидетельствует практика, количество случаев оправдания лица в Украине уже многие годы не превышает 1% приговоров. За оправдательные приговоры наказывали и судей, и прокуроров.

В Украине нет механизма пересмотра приговоров касательно таких лиц, если их постановили давно. Немало таких людей умерло или погибло, не дождавшись права на пересмотр своего дела. Пока что такого права, к сожалению, закон не предусматривает. Но парламент принял в первом чтении законопроект №2033а "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно обеспечения отдельным категориям осужденных лиц права на правосудный приговор)", который дает шанс на пересмотр дела. К сожалению, в прошлом году парламент так и не удосужился его рассмотреть во втором чтении. Где-то сработало прокурорское и судейское лобби, где-то были сомнения в эффективности пересмотра в условиях действующей судебной системы, которая не готова признавать свои ошибки.

Но в 2017 г. эти сомнения можно развеять, если процесс будет проходить под контролем нового Верховного суда. Поэтому шанс на принятие закона возрастает. Важно, чтобы парламент не упустил этот шанс и дал осужденным, отбывающим наказание за чужие преступления, право на восстановление справедливости.

Суд присяжных

В условиях общего недоверия к власти в целом и судам в частности эффективным инструментом для восстановления этого доверия может стать в большей степени привлечение общественности. В судебном процессе есть институт присяжных. Сегодня он работает только в уголовных делах, но в урезанном виде: по своей природе, это тот же суд с участием народных заседателей, что был и раньше, - два судьи и три народных заседателя, решающих и вопрос факта, и вопрос права. Классическая же модель суда присяжных предусматривает жюри присяжных (на основании доказательств сторон защиты и обвинения оно решает вопрос виновности лица) и судью, который на основании вердикта присяжных оправдывает лицо или осуждает и назначает наказание.

Очевидно, назрела необходимость введения именно такой модели суда присяжных. Кроме того, надо расширить сферу его применения, а не ограничиваться только делами, в которых человеку угрожает пожизненное лишение свободы. Конечно, такой шаг будет нуждаться в увеличении расходов на суды. И в нынешнем году сделать это будет невозможно. Но создать законодательную основу для постепенного введения суда присяжных в 2017-м вполне возможно.

А вот введению института присяжных для решения коммерческих споров уже в нынешнем году ничего не мешает. Тем более упоминание об этом есть в законе "О судоустройстве и статусе судей". Речь идет о несколько иной модели. Когда в спорах с большой ценой иска к их решению будут привлекать авторитетных юристов, которых будут подбирать сами стороны из лиц, делегированных бизнес-сообществом. Конечно, стороны должны нести и расходы по привлечению таких присяжных-арбитров. Эта модель может убить коррупцию в хозяйственных судах и создать условия для доверия инвесторов к украинской системе правосудия. Для ее реализации надо внести изменения в процессуальный закон.

Запуск института частных исполнителей

К сожалению, авторитету судебной власти вредит и плохой уровень исполнения судебных решений. Государство является монополистом в этой сфере. Здесь действует государственная исполнительная служба. Но на 4,5 тыс. государственных исполнителей в год приходятся миллионы исполнительных производств, что создает широкие возможности для коррупции. Без дополнительного стимулирования государственного исполнителя он может и пальцем не пошевелить. Для дисциплинарного органа всегда есть оправдание - чрезмерная нагрузка.

С 5 октября прошлого года вступили в силу два закона, направленные на обеспечение исполнения судебных решений. Один из них предусмотрел введение, наряду с государственными исполнителями, института частных исполнителей. Исполнение судебных решений частные исполнители будут осуществлять по тем же процедурным правилам, что и государственные исполнители. Теперь у взыскателя будет право выбора: обращаться к государственной исполнительной службе - или к частному исполнителю. В условиях конкуренции качество исполнения должно увеличиться, а условия для коррупции - уменьшиться.

Можно ожидать, что первые частные исполнители после прохождения конкурсных процедур отбора начнут работу уже в первом квартале 2017 г. Конечно, не следует надеяться, что в нынешнем году количество частных исполнителей будет достаточным для создания надлежащей конкуренции государственной исполнительной службе. Но со временем доля государственной исполнительной службы в этой сфере должна стать значительно меньше или исчезнуть вообще.

Станет ли судебная реформа успешной, а правосудие - справедливым и эффективным, мы узнаем уже в нынешнем году. Шансы на успех есть, так же, как и серьезные риски.