Возобновилась работа Верховного Совета, третья сессия которого должна будет поставить точку в судьбе предложенного Президентом Украины конституционного закона «О государственной власти и местном самоуправлении в Украине». И хотя накануне нового 1995 года этот Закон был принят в первом чтении, однако это вовсе не означает, что он будет утвержден в своем целостном виде, и главным образом это касается ключевых его статей (об назначении премьер-министра и формировании Кабинета министров Президентом без согласования с Верховным Советом, о праве Президента в определенных случаях распускать парламент и назначать новые выборы, о ликвидации областных и районных советов и назначении президентских наместников в регионах и т.д.), ради которых, собственно этот Закон и разрабатывался. Ведь Закон о власти носит конституционный характер, а потому для утверждения каждой из его статей необходимо триста голосов депутатов, т.е. конституционное большинство, что в нынешних условиях, когда компартия и ряд других «левых» категорически против замены Советов авторитарной президентской вертикалью. А в случае, если основные положения законопроекта будут отвергнуты, у Президента останется один путь - назначить референдум по Закону о власти, и в случае противодействия парламента разогнать его.
Возникает вопрос, а как граждане Украины могут отреагировать на «решительные действия Президента Украины в духе известного 1400 Указа о роспуске Верховного Совета и вынесения на референдум Закона о власти?
Этот вопрос изучался в ходе январского 1995 года опроса общественного мнения киевлян, проведенного фирмой «Юкрейн социолоджи сервис». Как показывают результаты опроса, ситуация в противостоянии Президента и Верховного Совета Украины является не такой однозначной, как это кажется большинству аналитиков.
Во-первых, по данным опроса население очень мало информировано в отношении рассматриваемого Закона о власти, ибо только 3,5 процента жителей Киева хорошо знают положения этого Закона, а еще 15,5 процента - знакомы с ним в общих чертах, две трети киевлян (66 процентов) указали, что с ним еще не знакомы, а 15 процентов - вообще не интересуются этим вопросом. Т.е. даже в столице (а в малых городах и селах уровень информированности еще ниже) абсолютное большинство граждан более чем через месяц после опубликования законопроекта не сочли возможным ознакомиться с его содержанием, а, следовательно, их мало волнуют результаты политической борьбы вокруг его утверждения, или, естественно, не понятна суть спора между Президентом и парламентом. И в этом плане показатели информированности населения о содержании конституционного Закона не оригинальны, ибо, как показали наши предыдущие опросы населения Киева в 1992-93 годах, с содержанием июльского (1992 г.) проекта Конституции Украины, который был вынесен на всенародное обсуждение, хорошо были ознакомлены только 10 процентов киевлян, а в общих чертах - 16 процентов, а с содержанием ноябрьского (1993 г.) проекта, который также был опубликован, были хорошо знакомы 2 процента киевлян, 10 процентов - в общих чертах. И в этом случае интерес к политическим законопроектам существенно ниже интереса к экономическим программам, ибо как свидетельствуют результаты опроса киевлян, проведенного в декабре прошлого года центром «Демократические инициативы», достаточно подробно, или в общих чертах с президентским проектом рыночных реформ были знакомы (по собственным оценкам) 55 процентов киевлян, а вообще не интересовались этим вопросом только 10 процентов.
Во-вторых, такой низкий уровень информированности, естественно, затрудняет определенность к этому проекту гражданам, а следовательно делает непредсказуемыми результаты возможного референдума о Законе о власти, если таковой состоится. На вопрос «Как бы вы проголосовали, если бы Закон о власти был вынесен на всеукраинский референдум?» только 12 процентов ответили: что «поддержали бы такой Закон», а 9 процентов - проголосовали бы против, 49 процентов - еще не смогли определить свою позицию, 30 процентов заявили, что в таком референдуме участия бы не приняли.
Тем самым, только пятая часть киевлян смогла высказать свое положительное или отрицательное отношение к законопроекту, хотя их оказалось и несколько больше, чем удельный вес, хотя бы в общих чертах знакомых с проектом (помните: «Я не читаю романы, но осуждаю (одобряю), а с другой стороны, среди определившихся граждан в своем отношении удельный вес тех, кто собирается голосовать «за» или «против» законопроекта, существенно уступает доли тех, кто вообще не собирается в нем участвовать. А это свидетельствует об угрозе срыва референдума о Законе о власти, в случае если он будет проводиться.
Аналогичная индиферентность наблюдается и в отношении граждан столицы Украины к прогнозируемому некоторыми аналитиками «разгону» Верховного Совета Президентом в случае, если он не утвердит предложенный Закон о власти и заблокирует проведение референдума. Как показывают результаты опроса, только 24 процента киевлян поддержат такой не конституционный шаг Президента, 3 процента - поддержат, при соблюдении им определенных условий (одновременных перевыборов Президента или проведении референдума о доверии ему), 12 процентов - категорически против такого шага, а 66 процентов - не смогли определить свою позицию или вообще не интересуются этим вопросом.
Итак, оказалось, что судьба Закона о власти и высшего законодательного органа Украины интересует сравнительно небольшую часть населения, даже в «политизированной и образованной» столице, абсолютному большинству не понятен смысл политических баталий. Очевидно, что они уже потеряли какую-либо надежду влиять на политические процессы и на следствия происходяших преобразований.