UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАСТИ ПО САМАШКАМ

Один мой коллега, человек, отнюдь не расположенный к российскому военному командованию и лучше мн...

Автор: Виталий Портников

Один мой коллега, человек, отнюдь не расположенный к российскому военному командованию и лучше многих представляющий себе, что творят воины федеральных структур на чеченской земле, назвал Самашки блестящей пропагандистской победой Джохара Дудаева. Нет, он не оспаривал фактов, приводимых активистами общества «Мемориал», хотя и не отрицал, что масштабы зверств могут быть преувеличены, как и масштабы организованного мародерства. Просто и раньше, во всех остальных городах и деревнях Чечни, происходило нечто похожее — пусть не то же самое, но очень близкое по сути Самашкам... Тем не менее, наши друзья на Западе не спешили взволноваться. Самашки немного отрезвили их.

Если отвлечься от эмоций, то что нового узнали мы? Что внутренние войска, в отличие от убивающей всех без разбора армии, способны на продуманную карательную акцию? А что, раньше мы не знали этого? Что происшедшее на чеченской земле не убедило нас: это та же самая армия, те же внутренние войска. А на что способны прежние силовые структуры бывшего Союза — рассказывать нам не нужно. Не норвежцы и жили не за границей.

Что старшие офицеры, возможно, крадут ковры машинами? А опыт выведения славных войск из Германии ни о чем не говорит? Об этом уже можно было услышать много занимательного — не только в прессе, но и на заседаниях военной коллегии Верховного суда России. Да, крадут. Потому и увеличен парламентом срок службы до двух лет: чтоб освободить от нарядов и высвободить офицерам время для деятельности более серьезной: у российской армии еще немало неразграбленного имущества, тем более много его у населения в зонах восстановления конституционного порядка.

Что Сергей Ковалев и Анатолий Шабад — порядочные люди, мы знали еще до Самашек, до Чечни. И все это знали. Что бывший режиссер Станислав Говорухин, требующий ныне с парламентской трибуны привлечь правозащитников к уголовной ответственности за клевету, — трубадур МВД, знает каждый, видевший фильм «Место встречи изменить нельзя». Вы можете любить Владимира Высоцкого, но не Глеба же Жеглова, право слово! Тем более, что в Чечне Жеглов остался без наивного Шарапова. А Говорухин раньше трубадурил талантливо, теперь — бездарно, с кем не бывает...

Что россияне избрали в парламент политическую галерку, было известно еще в знаменательную ночь встречи нового политического года. Когда в стране расправляются с мирным населением, а депутаты обсуждают вопрос об ответственности клеветников и озабочены нарушением прав человека... в Крыму — это несчастная страна. Но и это не новость.

Новость — это то, что все это сфокусировалось в одном маленьком неприметном селении — именно оно может стать в один ряд с Лидице и Орадуром, а не печальный разрушенный Грозный, не десятки других городов и сел. Мне не важно, сколько там убили. Пусть одну восемнадцатилетнюю девушку — нет такой Конституции, которой можно было бы это оправдать. Пусть вывезли один грузовик, утащили один ковер — все равно — воры, свидетельство этому вы найдете в уголовном кодексе любой страны. И политик, оправдывающий бомбардировки Грозного и расправу над Самашками тем, что «в Чечне три года притесняли русскоязычное население», — по ту сторону добра и зла, ибо хорошо знает, как ползало потом по подвалам это русскоязычное население, как хоронило родственников в палисадниках. И градоначальник, устанавливающий особый порядок проверки документов для тех, кто чернее, — тоже личность не политическая, а историческая. Ведь все это уже было, было... Но и это сентенции. Реальность — это подготовка к празднику 9 Мая. Маршала Жукова еще готовятся поднять на постамент, о роли Сталина премьер уже сказал... что еще? Клинтон? Миттеран? Мейджор? Коль? Хорошая галерея для концовки этих заметок...