UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страшнее палочки Коха…

16 апреля первому в Европе детскому санаторию исполнилось 107 лет. Он находится в Алупке и носит имя своего основателя Александра Боброва, ученика и последователя Пирогова, пионера многих методов хирургии...

Авторы: Валентина Самар, Оксана Лобода

16 апреля первому в Европе детскому санаторию исполнилось 107 лет. Он находится в Алупке и носит имя своего основателя Александра Боброва, ученика и последователя Пирогова, пионера многих методов хирургии. На себе проверив целительные свойства южнобережного климата для лечения туберкулеза, профессор купил участок земли и основал «Общество санатория для детей в Алупке». Идею создания санатория для детей, больных костным туберкулезом, поддержали известнейшие медики России, строительство велось на деньги самого Боброва, пожертвования коллег и представителей знати, несколько коек в санатории содержали члены императорской семьи.

«Санаторий имеет целью дать возможность неимущим и малоимущим родителям за малую плату и даже бесплатно лечить своих детей, пораженных туберкулезом. Сделать слабого, хворого человека здоровым гражданином своего Отечества — что может быть благороднее!» — писал Александр Бобров. Его дело продолжил Петр Изергин, на долгие годы возглавивший санаторий, а традицию благотворительности и по сей день поддерживает его правнучка, гражданка Германии Ольга Леннартц, основавшая в городе Фирзен Общество помощи детям Бобровки.

Принято считать, что своего доктора Айболита Корней Чуковский писал именно с доктора Изер­гина — в Бобровке лечилась безнадежно больная дочь писателя Маша — Мура, как называли ее домашние. Спасти девочку не удалось, но чудо-врачей Бобровки Чуковский увековечил. Именем Изергина назван один из лечебных корпусов санатория — старинный особняк, возведенный в самый первый год существования здравницы. О нем и пойдет речь далее. Но прежде необходимо сказать, почему Бобровку называют уникальным санаторием.

До недавних пор он оставался единственным в стране, где оперировали детей, больных костным туберкулезом. Эффектив­ность лечения — потрясающая, потому что показатель выздоровления достигал 99 процентов. Детей сюда привозят на носилках и в инвалидных колясках, а домой они возвращаются на собст­венных ногах. Но до этого иногда годы они лежат не вставая с кровати. Здесь же, в палатах — школьные занятия. А с мая по сентябрь дети круглосуточно находятся на террасах — дышат целительным воздухом Алупки. И треть успеха в лечении, считают медики, достигается именно благодаря климатотерапии. «Спра­ва от санатория находятся горы и лесной массив крымской сосны, слева, буквально в двух шагах — море. Соединение горного, лесного и морского воздуха и создает уникальный коктейль, который укрепляет иммунитет и способствует лечению. Собственно, только благодаря этому воздуху раньше и лечили. Это сейчас мы обладаем довольно широкой линейкой препаратов, способствующих выздоровлению детей, а раньше — только климат, — говорит Олег Кутняк, заведующий детским отделением санатория.

Однако то, что дает этот целительный эффект для больных детей, сегодня в цене у здоровых — коррумпированных чиновников и хватких бизнесменов. В конце 2007 года алупкинские депутаты отменили государственный акт санатория на право пользования земельным участком в одиннадцать гектаров, и шесть из них изъяли, посчитав, что здравнице этого вполне достаточно. Изъятая земля тут же была нарезана на участки якобы для сотрудников санатория. Право на такую «корректировку» горсовет решил отстаивать в суде, при этом «откусив» у здравницы еще три гектара. Тяжба длилась около года, и в конце 2008-го Высший хозяйственный суд Украины удовлетворил кассационное представление прокуратуры Крыма и отменил решение горсовета. Однако в этом деле точка еще не поставлена — дело направлено на новое рассмотрение.

Еще раньше 20 соток земли Бобровки, граничащих с пляжем, который тоже городские власти отобрали у детской здравницы, захватил под строительство эллингов кооператив «Чайка». Всего же самозахват, по данным зем­испекции, занимает 40 соток. И самое примечательное, что пока одни суды рассматривают обращения природоохранной прокурату­ры и санатория, другие суды уже позволили «Чайке» узаконить строения. Среди членов коопера­тива — луганский водочный магнат, экс-руководитель президентской охраны и другие уважаемые люди, уверяющие, что «все документы на землю у них есть».

Кто ж сомневается, документы, конечно, есть. И не только у них. Через забор Бобровки — территория бывшего «взрослого» противотуберкулезного санатория имени Баранова. В начале двухтысячных, когда в стране уже вовсю говорили об эпидемии туберкулеза, в Киеве посчитали, что в Крыму слишком много противотуберкулезных здравниц. Дескать, в прошлые времена весь Союз обслуживали, сейчас у государства нет потребности и возможности их содержать. И пошла сдача в аренду с нехитрыми схемами выкупа для последующей перепродажи. Именно в период наибольшего роста эпидемии, в 2003 году, из 15 противотуберкулезных санаториев в Си­меизе работающим по профилю оставался один — «Симеиз», который находится в ведении Минздрава Крыма, а в Алупке с трудом выживал санаторий имени Боброва. С тех пор его сотрудники опасаются, что здравницу может постичь та же участь, что и соседний санаторий имени Бара­нова. Территория бывшей здравницы огорожена каменным забором, за ним — огромные особняки и даже белый замок. От корпусов санатория ничего не осталось — их просто снесли. За ограждением оказались и пляжная зона, к которой теперь не подступиться, — частная собственность. Передавался санаторий и его территория футбольному клубу «Динамо» для базы отдыха, но вскоре был перепродан.

Тогда же, накануне смены власти в стране, начались проблемы с финансированием и у Бобровки. За долги отключали свет, и операции прекратили. Врачи были уверены, что санаторий сознательно доводят до банкротства, чтобы заполучить территорию. Так бы оно и случилось, если бы не публикации в прессе и выход скандала на международный уровень. Ольга Леннартц организовала целую кампанию в защиту Бобровки с поддержкой канцлера Германии Герхарда Шредера и автогонщика Михаэля Шумахера, петициями к президенту Леониду Кучме.

Теперь правнучка доктора Айболита взывает к президенту Виктору Ющенко.

Коммерческие структуры отказываются освобождать помещения самого большого — площадью 617 кв. м — старинного кор­пуса, носящего имя Изергина. В ноябре 2004 года Фонд имущества Крыма сдал корпус санатория в аренду на один год частному малому предприятию «Гели­ка» из Севастополя. В реконструированном корпусе расположилась гостиница «Старин­ный особняк» на 20 номеров. Однако после окончания срока действия договора, фирма отказалась освобождать корпус без решения суда. Но когда в 2006 году хозяйственный суд Севастополя принял решение о принудительном выселении предприятия «Гелика», оказалось, что у корпуса другой пользователь. За 27 дней до окончания срока договора аренды «Гелика» передала корпус Изергина в пользование на пять лет предприятию «Варта» общественной организации ветеранов органов внутренних дел «Щит». Причем без согласования с Фондом имущества и руководством санатория и вопреки норме закона, гласящей, что срок субаренды имущества не может превышать срок самой аренды.

Начались новые тяжбы, дошедшие до Высшего хозяйственного суда Украины. Однако две недели назад госисполнителям снова не удалось выполнить решение суда. Вместо общественной организации «Щит» в корпусе оказался другой пользователь — частный предприниматель В.Абаев, у которого тоже имелся договор субаренды с МЧП «Гелика», и тоже до 2010 года! Его адвокат, нисколько не смущаясь, сообщил журналистам, что предприниматель не знал, что срок основного договора между Фондом имущества и «Геликой» истекал в ноябре 2005- го, как и о том , что одновременно с ним корпус №5 передан в пользование предприятию «Варта»!

Впрочем, директор «Гелики» Елена Журавлева не отрицает, что все эти действия предпринимались в надежде, что ей удастся продлить аренду корпуса.

«Мы все-таки рассчитывали получить договор аренды. Нам шли навстречу. У нас было согласие Министерства здравоохранения Украины о заключении договора аренды на пять лет. Это документ за подписью замминист­ра Загороднего, — говорит Е.Жу­равлева и поправляет себя. — Документ о том, что он разрешает предоставить в аренду «Гели­ку» бессрочно».

Елена Журавлева показала нам копию письма за подписью тогдашнего замминистра Загороднего. О бессрочности аренды там ничего не сказано. Однако понят­но, что после президентских выборов и руководство министерства, и его позиция в этом вопросе изменились. Только корпус санаторию так и не вернули.

Договор субаренды корпуса с СПД Абаев «Гелика» заключила в мае, а с предприятием «Варта» — в ноябре 2005-го, когда стало известно, что аренда продлена не будет. Главную цель передачи корпуса в безоплатное пользование охранной структуре бывших милиционеров Елена Журавлева не скрывает: «Они обещали решить этот вопрос мирным путем. Наверное, это не совсем корректно было, но мы в тот момент думали о сохранности прежде всего здания. Не придали значения такому факту».

И снова позволим себе сомневаться: очень уж кстати пришелся договор с СПД Абаев, о котором никто не знал. Судебная тяжба длиться уже четвертый год, арендная плата, как понимаете, не выплачивается. Но корпус остается в распоряжении «Гелики», точнее, предпринимателя Абаева.

Главный государственный исполнитель Ялты Наталья Зайцева говорит: выселить имеют право только ту фирму, по которой при­нято решение суда. Законность же пользования имуществом новым арендатором можно доказать только в суде, что снова займет время. Что интересно: за все годы судебных разбирательств санатория им. Боброва и МЧП «Гелика» ни представители фондов имущества Крыма и Украины, ни представители Ми­нистерства здравоохранения Ук­раины, в чьем ведомстве находит­ся санаторий, на судебных заседаниях не присутствовали. Что наталкивает на мысль либо о безразличии к судьбе Бобровки, либо о личной заинтересованности чиновников в происходящем.

Однако ситуация намного сложнее. «Гелика» арендует корпус Изергина еще с 1997 года. По словам Елены Журавлевой, за все это время в реконструкцию, ремонт, укрепление здания корпуса вложено более 800 тысяч гривен. И в 2004 году все шло к тому, что этот корпус будет приватизирован. В подтверждение своих слов Елена Журавлева предоставила нам соответствующие документы. Однако сегодня и Министерство здравоохранения Украины, и руководство санатория им. Боброва категорически против и продления сроков аренды, не говоря уже о приватизации этого корпуса. В нем планируют открыть дополнительные лечебные палаты и школу. То, что дети, которые могут вставать на ноги, будут учиться не в палате, а в классе, будет означать новый этап в их жизни, и этот психологический эффект в лечении будет не менее важным, чем целебный климат, говорят врачи. Собрать необходимые средства для школы обещает Ольга Леннартц с мужем и их друзья. Часть оборудования для школы и хирургического кабинета, который также находится в этом корпусе, уже поставлена и ждет своего часа.

Тем временем «Гелика» подает иск в Хозяйственный суд Крыма о признании права собственности на корпус санатория им. Боброва. Елена Журавлева утверждает, что, согласно прежним договорам аренды, «данное здание к сегодняшнему дню уже не должно было существовать как здание, потому что оно было в аварийном состоянии. На это тоже есть определенный документ в виде акта обследования здания при передачи и заключенный договор санатория и нашей фирмы с просьбой о том, чтобы реконструировать данное здание именно под гостиницу».

Увы, никакие документы «аварийность» здания не подтверждают. Вывод акта техсостояния: здание требует частичного капитального ремонта. В договоре 1997 года действительно есть пункт, предполагающий право выкупа корпуса, если улучшения объекта составят четверть его стоимости, однако в договоре аренды 2004 года такого пункта уже нет. Более того, здесь сказано, что улучшения имущества, которые осуществил арендатор за свои средства и которые невозможно отделить без ущерба объекту, признаются собственностью государства и компенсации не подлежат. Слово теперь — за строительной экспертизой, которая проводится по новому судебному разбирательству. А насколько оно затянется — неизвестно. Все предыдущие три года корпус санатория им. Боброва находился в пользовании коммерческих структур, хотя срок договора его аренды МЧП «Ге­лика» истек еще в конце 2005 года. Схема передачи в субаренду оказалась верной и живучей. Все это время, естественно, санаторий ни копейки не получал за пользование его имуществом.

P.S. Все документы и материалы, собранные в процессе журналистского расследования, были переданы в прокуратуру АРК. Как оказалось, ранее прокуратура Ялты несколько раз выносила решение об отказе в возбуждении уголовного дела по ситуации с имуществом санатория им. Боброва. Как сообщила «ЗН» заместитель прокурора Крыма Тамила Дробицкая, в пятницу прокурор автономии Владимир Бойко принял решение о вступлении в процесс по делу о признании за МЧП «Гелика» права собственности на 97,5% здания корпуса им. Изергина. Кроме того, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.