Конституционный процесс в Украине завершился. За сутки, скорее даже за одну ночь, депутатам Верховного Совета удалось поставить точку в длившемся долгие пять лет марафоне написания Основного Закона страны. В 9 часов 20 минут 28 июня проект новой Конституции Украины, внесенный на рассмотрение сессии ВС временной специальной комиссией, был принят 315-ю голосами. Против высказались 36 народных избранников, 12 - воздержались.
Человеку, далекому от политики, авральное принятие Основного Закона страны может показаться по меньшей мере странным. Работа парламента в пленарном режиме 23 часа подряд, причем последние 14 - без малейшего перерыва, заставляет задаться вопросом «Почему?».
Ответ на последний из вопросов выглядит следующим образом: 26 июня вечером прозвучало в некотором роде сенсационное выступление по
УТ-1 главы администрации Президента Украины Дмитрия Табачника. Комментируя в выпуске новостей заседания Совета национальной безопасности при Президенте Украины и Совета регионов, он заявил:
«Совет национальной безопасности Украины, рассмотрев и обсудив ситуацию, сложившуюся в конституционном процессе, констатировал: дальнейшее промедление с принятием новой Конституции Украины создает реальную угрозу внутренней стабильности в государстве и осуществлению демократических преобразований в обществе, может привести к углублению экономического кризиса и значительному ухудшению уровня жизни народа. Совет национальной безопасности также отметил, что отсутствие желания со стороны значительной части депутатского корпуса Верховного Совета к конструктивной работе не позволило в ходе второго чтения по проекту новой Конституции Украины учесть принципиальные замечания Президента Украины относительно проекта Конституции, доработанного временной специальной комиссией Верховного Совета, в которую к тому же входят представители только одной стороны Конституционного договора - народные депутаты Украины.
Проанализировав ситуацию, Совет национальной безопасности отметил, что затягивание конституционного процесса ставит под угрозу проведение курса экономического и политического реформирования общества Украины, мешает проведению конструктивной внешней политики государства, направленной на интеграцию в Европу.
Исходя из этого, Совет национальной безопасности рекомендовал Президенту Украины принять решение о проведении Всеукраинского референдума по вопросам утверждения Конституции Украины и в соответствии с частью четвертой Конституционного договора вынести на Всеукраинский референдум проект Конституции Украины, одобренный Конституционной комиссией Украины 11 марта 1996 года.
На заседании Совета регионов отмечалось, что конституционный процесс в Украине подошел к критической черте. После более чем трехмесячного рассмотрения Верховным Советом Украины ни один раздел Основного Закона государства еще не принят. В связи с этим, а также ввиду одностороннего внесения на рассмотрение депутатами изменений в одобренный Конституционной комиссией проект, Совет регионов пришел к выводу, что дальнейшее промедление с принятием новой Конституции Украины недопустимо и может привести к развалу экономики государства и поставить под сомнение само существование независимой демократической Украины.
Совет регионов рекомендовал Президенту Украины провести Всеукраинский референдум по вопросам утверждения новой Конституции Украины 25 сентября этого года и вынести на него проект Конституции Украины, согласованный и подготовленный Конституционной комиссией 11 марта этого года и принятый за основу большинством депутатов Верховного Совета Украины на своем пленарном заседании в апреле этого года.
Совет регионов решил также обратиться к конструктивным силам в Верховном Совете Украины, к народным депутатам Украины с предложением и просьбой поддержать Президента в подготовке и проведении референдума, оказать всяческую поддержку разъяснению положений проекта Конституции. Учитывая решения Совета национальной безопасноти и Совета регионов, Леонид Кучма принял решение издать Указ о проведении Всеукраинского референдума по вопросу утверждения Конституции Украины, который назначен на 25 сентября этого года.
На Всеукраинский референдум по вопросу утверждения Конституции будет вынесен проект Конституции, подготовленный Конституционной комиссией и принятый за основу большинством депутатов Верховного Совета в апреле этого года, как наиболее согласованный».
Люди, следящие за ходом конституционного процесса, были немало удивлены некоторыми постулатами, высказанными Дмитрием Владимировичем. К примеру, заявление главы администрации прозвучало, как уже говорилось выше, вечером 26 июня. Тогда как 21 июня Верховный Совет уже приступил к рассмотрению во втором чтении проекта новой Конституции Украины, доработанного временной специальной комиссией. К моменту выступления Дмитрия Табачника депутатам удалось принять конституционным большинством целый ряд статей документа. Удивляет и утверждение руководителя президентской администрации о принятии Верховным Советом проекта, одобренного Конституционной комиссией «за основу». Парламент, вообще-то, всего-навсего дал поручение временной специальной комиссии по доработке проекта Основного Закона взять «за основу» в своей работе текст упомянутого проекта. Если еще вспомнить, что 4 июня Верховный Совет принял переработанный временной комиссией проект в первом чтении («за» - 258 голосов), и послушать комментарии депутатов по поводу выступления Дмитрия Табачника («Мы о том проекте и думать забыли, и тут - на тебе!»), то и вовсе начинаешь проникаться ощущением, так сказать, раздосадованной недоуменности, которая охватила депутатский корпус вечером 26 июня. Т.е. ответ на заданное «Почему?», то бишь «Почему депутаты приняли меры по форсированию конституционного процесса?», несколько проясняется.
Осознав опасно изменившиеся обстоятельства, утреннее заседание 27 июня, т.е. последовавшее непосредственно после выступления Дмитрия Табачника, парламентарии провели в закрытом режиме. После чего журналистам было сообщено: сидим «до упора», не разойдемся, пока не примем Конституцию. Затем народные избранники разошлись согласовывать позиции по специальным временным группам, образованным по тематическому принципу: группа, работающая над статьей о языках; о символике; над разделом, касающимся Автономной Республики Крым; над нормами о частной собственности. Примерно в 18.30 возобновилось пленарное заседание ВС (продолжавшееся до 10.00 следующего дня). Почти без проблем принимались одна за другой статьи проекта Основного Закона. Удалось, хотя и с трудом, найти компромисс по поводу права частной собственности. Буквально уговорил депутатов поменять предлагаемое в проекте название парламента - «Народный Совет (Народна Рада)» - на привычное «Верховный Совет», идя навстречу левым, Александр Мороз.
Наибольшие разногласия вызвала статья о государственной символике Украины. (Между прочим, до нее дошел черед уже после первого часа ночи.) Левые категорически воспротивились принимать в качестве таковой тризуб и сине-желтый флаг. Вместо этого народный депутат Владимир Алексеев предложил унаследовать геральдические традиции Запорожской Сечи, в частности, малиновый цвет флага. Парламентарий заявил, что желто-синяя гамма навсегда связала себя с коллаборационистами. В ответ откуда-то справа донесся крик: «Шовинюга!», а член депутатской фракции «Державнiсть» Николай Поровский попытался стащить г-на Алексеева с трибуны. Подоспевшим депутатам удалось блокировать конфликтующие стороны, но тем не менее взрыв эмоций едва не закончился срывом заседания.
В ходе обсуждения данного вопроса удалось услышать выступление экс-премьера, а ныне народного депутата Евгения Марчука. Он категорически высказался за сохранение ныне существующей государственной символики, поскольку, в частности, по его словам, к этим символам «привыкли во всем мире».
Другим «скользким» вопросом, естественно, оказался статус Крыма. Часть депутатов правых фракций, к примеру, выступили за придание полуострову статуса области, довольно дружно скандируя в зале: «Область! Область!».
Рассмотрение обоих вопросов (объединенных по взаимной договоренности депутатов «в пакет») зашло в тупик, вернее, то и дело туда попадало. Ни правые, ни их оппоненты упорно не хотели поступаться принципами. Голосование несколько раз повторялось, и в конце концов Верховный Совет принял решение о непоименном голосовании. В результате компромисс достичь все же удалось: правые согласились на то, что Автономной Республике Крым предоставляется право иметь Конституцию, принимаемую Верховным Советом АРК и утверждаемую ВС Украины, а левые согласились с сине-желтым Государственным флагом Украины и тризубом в качестве «малого герба», элемента герба большого.
Спорная статья о статусе языков, на удивление, не вызвала слишком больших взрывов эмоций, и в конце концов было принято положение о том, что единственным государственным языком в Украине является украинский. Однако в качестве компромисса в «языковую» статью, по настоянию неукраиноязычной части парламента, внесена норма о том, что Украина «гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского и всех других языков национальных меньшинств, которыми пользуются граждане Украины».
Большая часть статей проекта Конституции принималась и вовсе почти «как по маслу». (Об этом нетрудно догадаться, если подсчитать, что за 14 часов парламентариям удалось принять почти 150 статей Основного Закона.) Без особых затруднений, в частности, депутаты ограничили право Президента на издание указов в течение трех лет после принятия Конституции только экономической сферой. (Норма из т.н. переходных положений.) Так же непринужденно депутаты сократили срок, предоставляемый для обновления кадрового состава Кабинета министров: если временная специальная комиссия предлагала остановиться на шести месяцах, сессия приняла решение провести формирование правительства в соответствии с новопринятой Конституцией в течение трех.
В общем, дорогие сограждане, 28 июня теперь у нас будет праздничным днем. Решение об этом депутаты уже успели принять. Как успели упразднить Конституцию 78-го года, Конституционный договор и обратиться к Президенту с просьбой об отзыве Указа о референдуме. К слову, Александр Мороз выразил Леониду Кучме благодарность за «постоянное, хотя иногда и оригинальное, участие в конституционном процессе».
Надо заметить, что принятие Конституции Украины состоялось в присутствии главы нашего государства. Буквально за несколько минут до завершающего голосования Леонид Кучма появился в зале заседаний парламента и перед тем, как занять свое место, пожал руку главе Верховного Совета. Возникшее при этом чувство умиротворенности оказалось необманчивым. Завершающее слово Президента на вчерашнем заседании убедило - обитатели зданий на Банковой и на Грушевского в этот день стали ближе друг другу. Как иначе еще можно расценить заявление Леонида Кучмы о намерениях присвоить всем народным депутатам прошлого и нынешнего созыва Верховного Совета высшие правительственные награды. А также предложение Президента организовать 3 июля торжественный прием с участием дипкорпуса и всех, непосредственно причастных к конституционному процессу и, тем более, к его завершению. Как заметил Президент, «победила мудрость». Ну и слава Богу!