Харьковская областная организация НДП пообещала собрать сто тысяч в поддержку Януковича. И собрала. В среду вечером в центре Харькова на самой большой площади Европы прошел стотысячный митинг за кандидата от власти. Прошел быстро — меньше чем за час. Но люди расходились еще быстрее. Пока с одной стороны площади звучали речи и песни «Янукович — наш президент!», с другой — народ сворачивал партийные знамена и потихоньку сматывал удочки.
Легенды о том, как НДП людей на митинг собирала, начали ходить по Харькову задолго до самого митинга. Рассказывали о разнарядках, спущенных не только бюджетникам, но и в коммерческие фирмы, и о том, что студентов и преподавателей отзывают из отпусков. Штаб Виктора Ющенко распространил информацию о том, что на митинг сгоняют даже тех, кто еще не имеет права голоса — абитуриентов техникума. Правда, к самой площади Свободы людей на автобусах не подвозили, как это бывало раньше. Просто все подъезды к площади были перекрыты (как следствие — пробки по всему городу, заслуживающие отдельного повода для обсуждения и недовольства), зато на соседних улочках можно было наблюдать, как из старых автобусов и ЛАЗов выходят люди и направляются в сторону площади.
Руководитель штаба Януковича Сергей Тигипко, приехавший в Харьков специально по случаю митинга и подписания соглашения о создании коалиции общественно-политических сил «Харьковщина — за Януковича», не имевшей на тот момент аналогов в других регионах, не отрицал, что не все придут на митинг добровольно: «Я предполагаю, что целый ряд руководителей организаций, являясь членами партий или каких-то общественных формирований, будут злоупотреблять своим административным положением, чтобы «пригласить» людей на это мероприятие. Это будет очень плохо, на мой взгляд, потому что мы получаем обратный эффект: приходит харьковчанин, который в это время хотел бы лежать на диване, а его тут приглашают на площадь. Если еще, не дай Бог, будет дождь, вот это будет катастрофа полная».
Кстати, из-за грозового ливня утром и штормового предупреждения на вечер, по Харькову пошла гулять шутка о том, что «и погода против Януковича». А журналисты заговорили о втором «митинге зонтиков». Первый был в январе 2001-го, в разгар кассетного скандала, когда под дождем (то бишь, под зонтиками) на ту же площадь Свободы «в защиту Президента и Конституции» вышли около восьмидесяти тысяч человек. Студенты говорили, что шли за зачеты и экзамены. Учителя — чтобы не уволили. А власть отрицала использование админресурса и все списывала на партии — мол, это они вывели столько народу. Официально организаторами того митинга были местная «Злагода», НДП, СДПУ (о) и т.д.
В этот раз на площади были все те же: от количества флагов НДП, СДПУ (о), «Трудовой Украины» и Аграрной партии рябило в глазах, правда, вместо эмблем «Злагоды» были флаги Партии регионов, а вместо портретов Кучмы — фото Януковича.
Внешне митинг за Януковича выглядел демократичнее «митинга зонтиков»: он абсолютно мирно соседствовал на площади с оранжевыми палатками, где раздавали газеты «Так, Ющенко!», в том числе и тем, кто направлялся на митинг в поддержку его оппонента. В 2001-м оппозиционный палаточный городок на площади Свободы не продержался и нескольких часов.
Сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров отмечает, что власть стала использовать админресурс избирательно, даже в отношении бюджетников: «Некоторые из тех, кто звонил нам, сказали, что отказались, хотя их принуждали идти на митинг. Им угрожали фактически, говорили, что еще вспомнят то, что они отказались. Но я все-таки думаю, что до этого не дойдет, хотя в принципе возможно… Принуждают тех, кто согласится. Если заранее знают о человеке, что он не пойдет, его могут просто пригласить, но принуждать уже не будут… На самом деле принуждение идти на митинг не меньшее нарушение, а может быть, и большее, чем запрет каких-то митингов, собраний и так далее. Это совершенно отвратительная практика, которая к нам пришла из советского периода. Наша нынешняя власть хочет показать, что на «ее территории» люди ведут себя именно так, как надо этой власти, и она принуждает людей выходить на митинг, на который они сами бы не пошли ни при каких условиях».
За кандидата от власти агитировала сама власть, как исполнительная, так и законодательная. На сцену поднимались то доверенные лица Януковича (почти сплошь харьковчане-парламентарии), то члены областного политического координационного совета коалиции общественно-политических сил «Харьковщина за Януковича» (в котором нардепов и чиновников — больше половины). Губернатор Евгений Кушнарев (он же председатель областной организации НДП и член координационного совета коалиции) еще утром, до митинга, заявил, что на время избирательной кампании в отпуск не собирается: «Я исхожу из того, что закон запрещает мне принимать непосредственное участие в прямой агитации за того или иного кандидата. Я стараюсь этого не делать. Но, думаю, никто не может мне запретить принимать участие в мероприятиях, тем более в нерабочее время и выходные».
Любопытно, что соглашение о создании коалиции «Харьковщина — за Януковича» Кушнарев, как и другие госслужащие, пардон, лидеры областных отделений общественных организаций и политпартий подписывали в рабочее время. А днем позже, опять-таки в рабочее время, Евгений Кушнарев участвовал в съезде НДО «Новая Украина». Съезд высказался в поддержку Януковича, а сам Кушнарев заявил, что намерен обратиться в Конституционный суд за разъяснением, почему закон о выборах Президента «ограничивает конституционные права чиновников участвовать в избирательной кампании».
После пресс-конференции, на которой Тигипко фактически признал использование админресурса и даже извинился перед теми, кто ощутил этот админресурс на себе, губернатор области Евгений Кушнарев полушутя-полусерьезно потребовал фактов с фамилиями-именами: кого заставляли выходить на площадь. Мол, на самом деле все разговоры о разнарядках — лишь пиар-ход оппозиции.
В основном те, кто пришли на площадь, «под запись» говорили о том, что пришли сами, по своей инициативе «всем коллективом» поддержать Януковича «после работы, в нерабочее время». Правда, были и такие, кто говорил, что пришли на концерт. По всему городу были расклеены афиши, обещавшие выступление Наташи Королевой, группы «Белый Орел» и Иванушек Интернешнл в шесть часов вечера и фейерверк. На афишах не было ни слова ни о Януковиче, ни о митинге в его поддержку, назначенном именно на это время. Сам концерт изначально планировался на семь часов вечера, это же время было указано в заявке, которую организаторы подавали на имя городского головы Владимира Шумилкина.
Российские звезды за Януковича не агитировали. Да и публика к началу их выступления заметно изменилась. Практически исчезли молодые люди в футболках и кепках с надписью «Харківщина — за Януковича», вместо обилия партийных флагов — несколько небольших желто-голубых флажков. О цели митинга напоминали только тумбы, обклеенные портретами Януковича, плакат «Янукович — воля, розум, добробут, професіоналізм» и растяжка над сценой — «Янукович — кандидат в Президенты». Зато на призывы подпевать народ реагировал гораздо охотнее, чем на попытки политиков заставить всю площадь скандировать вместе с ними фамилию Януковича.
Никаких резолюций на митинге не принимали. Вся акция в поддержку кандидата от власти была построена по тому же принципу, что и песня о Януковиче, написанная специально для этого митинга: набор слов и словосочетаний, стойко не связанных между собой, но по отдельности стойко ассоциирующихся с победой.