UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Степ» by «Степ» по правовому бездорожью

Любопытная особенность политического момента. Выборы на носу, а партийная жизнь на полуострове в тихой дреме...

Автор: Валентина Самар

Любопытная особенность политического момента. Выборы на носу, а партийная жизнь на полуострове в тихой дреме. Конечно, можно объяснить затишье и тем, что политическим силам полуострова, представленным во власти, — регионалам, блокроссовцам, коммунистам и витренковцам — эти выборы совсем ни к чему. Другое дело, если бы речь шла о местных выборах и надо было бороться за сохранение кресел и территорий.

Зато, когда пушки и мегафоны молчат, говорят кошельки. Почти каждая неделя приносит скандалы с участием главных игроков политической яйлы. И дело не в том, что оппозиция стала бдить зорче и контролировать власть жестче. Крымская власть собственными руками — голосуя и подписывая — «мочит» себя со страшной силой. Такого политического садомазохизма давно не приходилось видеть. Разве что между первым и третьим турами президентских выборов. Но тогда ведь на кону стояло все, а нынче, особенно для Крыма, кардинальных перемен не предвидится. Скорее, аппетит пришел во время еды.

Полосуют себя крымские регионалы и их киевско-донецкие кураторы, в основном, земельными кнутами. Особое удовольствие, подозреваю, приносит публичность истязания — плевать мы хотели на ваши нравы. С законом вкупе. Ни скандал на всю страну с намерением фирмы, входящей в корпорацию влиятельного Антона Пригодского, построить на землях сельхозназначения элитный гольф-клуб, ни протесты прокуратуры и жителей прирезанного села, ни решение суда, запретившего органам власти любые телодвижения с земельным наделом в 112 гектаров не помешали проведению пышной презентации проекта. В дорогом ялтинском отеле Palmira Palace руководители «Антала» «в торжественной обстановке» объявили о заключении с американской Gary Player Group и итальянской Synthesis Engineering договора на оказание услуг по подготовке проекта и строительству гольф-клуба. Журналистов укатывали по полной программе, включая соревнования по мини-гольфу. При этом прессу и иноземных партнеров анталовцы уверяли: у них никаких проблем с законом по поводу землеотвода нет. Во всех исках они выступают третьей стороной. И это чистая правда — под сомнение прокуратурой и ООО «Лаванда», которая с 1990 года на арендуемых полях выращивает эфироносы, ставится законность решений крымского правительства и парламента. Но тут такое дело: кто в гольф играет, а кто мячики подносит…

Себя «региональные» лидеры тоже не забывают. Постоянно улучшают условия труда на благо народа. За его счет. Председатель ВР Крыма Анатолий Гриценко обзавелся новеньким «Мерседесом S500». История покупки весьма примечательна, ибо сулит обернуться очередным скандалом с возможными правовыми последствиями. Как стало известно «ЗН», несмотря на то что спикер уже несколько недель ездит на новом автомобиле, ВР автономии за покупку не заплатила ни копейки — бюджетом не было предусмотрено. Деньги же предполагается взыскать из бюджета …через судебное решение.

«ЗН» располагает копией искового заявления, подписанного гендиректором ОАО «Таврия-Авто» И.Цикаленко, поданного 4 июля в Хозяйственный суд АРК. Из него следует, что, по договору № 187 от 17 мая сего года, «Таврия- Авто» предоставила (что и подтверждается актом) управделами ВР АРК автомобиль представительского класса «Мерседес-Бенц S 500 Long», однако в обозначенный срок — 15 банковских дней — покупка оплачена не была. И ОАО просит взыскать с управделами 1 миллион 243 тысячи 500 гривен. Управделами в своем отзыве на иск уже признало его в полном объеме. В понедельник суд может принять решение в пользу продавца.

Прокурор автономии Виктор Шемчук сообщил «ЗН», что прокуратура сейчас занимается изучением этой сделки и решает вопрос об участии в судебном заседании, «поскольку здесь затрагиваются интересы государства». Прокурор отметил два момента, требующих прояснения: предусмотрены ли расходы на покупку нового автомобиля в бюджете АРК и проводился ли тендер, предусмотренный законом о закупках товаров и услуг на бюджетные средства. «В целом же просматривается не очень умная схема, как без тендера использовать бюджетные средства», — говорит В.Шемчук. Получить комментарий в ВР Крыма по этому поводу пока не удалось.

Тем временем наличие нового автомобиля у спикера дало повод для злых шуток. Говорят, это Гриценко готовится к автогонкам на очередном «чуде света» — автомототреке в Сакском районе. Неожиданно для многих (включая оппозиционных депутатов и парламентских корреспондентов) оказалось, что на последнем пленарном заседании ВР автономии было принято решение о согласовании ООО «Степрейсинг Тим» места расположения строительства автомототрека. Участок — 100 га земель запаса сельхозназначения за границами населенных пунктов Суворовского сельсовета. Не совсем на побережье — в четырех-пяти километрах от моря, между селом и Евпаторией, но площадь участка впечатляющая. Особенно учитывая, что ООО, на него претендующее, и вовсе никому не известно. Настолько, что даже премьер Крыма не может внятно рассказать журналистам, кто же это такие и сколько денег могут вложить в строительство. Что сразу же вызывает подозрение, что никакого бизнес-плана правительство в глаза не видело. Нам же удалось выяснить, что в поданных на согласование документах фирма заявляет строительство трека длиной в 4,5 километра и шириной в 11 метров, а также боксов, трибун, медпункта, кафе или ресторана. Зачем для этого понадобилось, а главное — согласовано целых 100 гектаров, понять сложно.

Представительство президента в АРК также не смогло получить полных сведений о фирме «Степрейсинг Тим». Постпред В.Хоменко возмущен тем, что вопрос о выделении 100-гектарного земельного массива решается непрозрачно, и, что особенно важно, — не на конкурсной основе. По его мнению, крымские власти должны были объявить аукцион по продаже права долгосрочной аренды этого участка.

Более информированным оказался глава Сакской райгосадминистрации В.Галуган, с чьей подачи СМИ и огорошили народонаселение новостями о грандиозности задумки, равной которой нет во всем СНГ, а на всю Европу — пара-тройка. «Это будет сертифицированный трек, там будут ездить машины и мотоциклы. Будем мирового класса принимать соревнования, вплоть до чемпионата мира», — цитируют В. Галугана «События».

Изыскания журналистов крымских медиа пока не очень проясняют ситуацию. По опубликованным данным, «Степрейсинг Тим» была зарегистрирована всего год назад в Сакском районе, уставный фонд минимальный — 37,5 тысячи гривен. О каких-либо проектах, уже реализованных, не говоря об опыте строительства спортивных сооружений, информации нет. Учредителем, по данным СМИ, является гражданин РФ, житель Брянска Анатолий Кучмин. (Поисковые системы выдают одного вероятного для этого проекта Анатолия Кучмина — мотогонщика из Брянска, принимавшего участие в чемпионате России прошлого года, спортивный разряд третий, данные о достижениях на спортивных сайтах отсутствуют.)

Это, конечно, не означает, что никому не известная фирма не может однажды проснуться знаменитой — привлечет денежного инвестора или учредителей поменяет. Или, действительно, Формула-3 проявит интерес к сакскому автомототреку, а иначе просто нелепо говорить о его строительстве, не зная, какие гонки на нем будут проходить. Или фирма не сможет реализовать проект, земля уйдет, и тогда мы снова вернемся к тем вопросам, на которые власть сегодня не может дать вразумительный ответ.

Хотя все так прозрачно и понятно, что и спрашивать вроде бы неловко. Например, кому не понятно, зачем было ВР Крыма менять статус ландшафтного заказника «Караларская степь» в родном для спикера Ленинском районе на ландшафтный парк? Вчитайтесь: «с целью сохранения генофонда животного и растительного мира, создания условий для эффективного туризма, отдыха и других видов рекреационной деятельности в природных условиях». Именно рядом с туристическими комплексами редкие животные, птицы и ковыли-эндемики и сохраняются лучше всего. Особенно на площади в 6 тысяч 806 гектаров.

Или опять же — плата за пользование недрами. И козе понятно, что если решением Совмина автономии снизить в десять раз (с 10 до одного процента!) размер арендной ставки двум фирмам, добывающим известняк, то поступления в бюджет увеличатся! Заместитель представителя президента В.Пробей-Голова выступил было против такого лоббирования интересов коммерческих структур, которые, по данным налоговиков, уже нанесли ущерб бюджету на 400 тысяч гривен. Так спикер во всеуслышание сказал: позиция постпредства «начинает «доставать». Его можно понять — премьер во второй раз из-за вмешательства постпредства вынужден снимать с рассмотрения вопрос о прекращении права постоянного пользования участком в 0,47 гектара Национальному институту винограда и вина «Магарач». Тут сразу же вспоминается, что в прошлом году Совмин уже передал донецкой корпорации «Межрегиональный промышленный союз» (владелец Антон Пригодский) участок в 0,85 га из земель «Магарача» в аренду на 49 лет. Решение было опротестовано крымской прокуратурой, теперь же, похоже, история продолжается.

И на закуску — новость из Москвы. Предприятием «Керченский мост» заинтересовалась московская прокуратура. Так, по крайней мере, утверждает депутат Госдумы России Александр Лебедев, получивший ответ на свой запрос в Генпрокуратуру РФ. По словам депутата, он заинтересовался проектом строительства моста через Керченский пролив после того, как Юрий Лужков после очередного визита на полуостров заявил о намерении вложить в проекты в Восточном Крыму 3 млрд. долларов из бюджета Москвы. Мы уже традиционно относимся к строительству моста через Керченский пролив исключительно как к пиар-ходу, о нем-то и вспоминают обычно накануне выборов. А Лебедев утверждает, что «в акционерное общество «Керченский мост» на протяжении многих лет инвестировались средства московских налогоплательщиков». Все помнят, что несколько лет назад Лужков направил в Керчь железнодорожный паром «Сахалин-6» (приобретенный правительством Москвы за 44 млн. долларов), совершенно непригодный для хождения в мелководном проливе. В Крыму известно, что ледокол поставили на службу челнокам — он ходил в Турцию. Депутат же Госдумы сообщает, что, по его данным, «он был пущен на металлолом. А в 2006 году в ходе очередной реорганизации капитал ОАО «Керченский мост» был оценен всего в 1 рубль», и это — «все признаки аферы, которая может быть квалифицирована по статьям Уголовного кодекса». Так что того и гляди крымским лидерам — от Грача до Гриценко — придется общаться с московскими прокурорами. Наши пока что к этому проекту века интерес не проявляли.