UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спасибо, лето!

Знаете ли вы, что такое настоящий кошмарный сон для большинства украинских политиков? Потерять лицо, лишиться репутации, увидеть себя в пикантной ситуации на телеэкране?..

Автор: Алексей Мустафин

Знаете ли вы, что такое настоящий кошмарный сон для большинства украинских политиков?

Потерять лицо, лишиться репутации, увидеть себя в пикантной ситуации на телеэкране? Не угадали.

Расстаться с популярностью среди избирателей? Ненамного теплее.

Поссориться с соратниками или политическими покровителями? Упустить должность? Потерять мандат депутата? Уже ближе, но тоже не совсем точно...

Говорят, что недавно среди депутатов пронесся слух, что следующие президентские выборы должны состояться не в октябре 2009-го, а в январе 2010-го — через пять лет после инаугурации Ющенко. Продвинутые политики сразу же полезли в Интернет или стали расспрашивать помощников — правда ли это. Остальные просто пришли в ужас. И было от чего! Элементарный подсчет подсказывает, что в этом случае самые горячие недели избирательной кампании выпадают... на новогодние каникулы. Что делать? Правильно — подумать о том, чтобы провести выборы досрочно — в ноябре или хотя бы в декабре. Слава богу, нашлись добрые люди, успокоили разволновавшихся державных мужей, отговорили от опрометчивых поступков.

А все потому, что на самом деле самый большой кошмар для украинского политика — остаться без отпуска. Желание избежать этого во чтобы то ни стало — объединяет их независимо от пола, возраста, политической ориентации и наличия чувства юмора.

Ивану Кириленко надоело быть посмешищем. Так и сказал в четверг журналистам — нельзя допускать, чтобы над коалицией смеялись из-за того, что она постоянно не добирает одного-двух голосов при голосовании за законопроекты — и свои собственные, и даже оппозиционные. То, что коалиция выглядит смешной уже потому, что при этом упорно называет себя большинством, Кириленко уточнять не стал. Зато пообещал, что на следующей неделе бютовцы не будут блокировать заседания Верховной Рады. Срыв работы парламента главной проправительственной фракцией с требованием немедленно проголосовать за ее законопроекты тремястами голосами выглядел, в общем-то, еще забавнее провалов во время голосований. Регионалы, слонявшиеся без дела по коридорам Рады, с удовольствием рассказывали друг другу анекдот о том, что и Кабмин якобы закрылся в здании на Грушевского и пригрозил не выходить из него, пока инфляция не согласиться вернутся в рамки годового прогноза. Но тогда Кириленко не боялся быть смешным. Как пояснил теперь журналистам: приносил себя в жертву. Чтобы не дать «черным силам» проголосовать за недоверие премьер-министру.

Теперь опасность вроде бы миновала. Во-первых, вышел срок, за который парламент обязан был рассмотреть требование 150 депутатов. А во-вторых, самый прозорливый из бютовцев — Андрей Портнов — изучил список подписантов и обнаружил, что добрая половина из них в тот момент, когда якобы ставила свой автограф, на самом деле находилась за пределами Киева. И не в Конче-Заспе, Крыму или Ларнаке, играющей роль депутатской «ближней дачи», а в Милане, Париже и даже Нью-Йорке. Стало быть, их подписи можно легко оспорить — если, конечно, недоброжелатели Тимошенко все-таки будут настаивать на рассмотрении этого вопроса.

Впрочем, как оказалось, «уже никто никуда не идет» и ни на чем не настаивает. Сами бютовцы склонны объяснять такую перемену настроения регионалов отсутствием единства в среде ПР и очередным обострением отношений между «крылом Ахметова» и «группой Януковича». Регионалы устами Андрея Клюева, на минувшей неделе превратившегося в главного споуксмена бело-синих, все намеки опровергают, настаивая, что «монолитны как никогда». Их объяснения сводятся к тому, что они изначально не питали особых иллюзий. И подчеркнутая безалаберность в сборе подписей не что иное, как сигнал Банковой. Мол, не собираются «донецкие» таскать для нее каштаны из огня своими руками. Если хочет секретариат «подвесить» Тимошенко, пусть сам проявляет инициативу, убеждает нашеукраинцев проголосовать как надо, добивается от Арсения Яценюка объявления о распаде коалиции.... Недаром Виктор Янукович отказался приходить на рандеву спикера с «неоранжевыми» фракциями, а Анна Герман пояснила, что встречаться нужно со всеми фракциями одновременно, а не по одиночке с каждой. Опытные дешифровальщики политических сигналов смысл сообщения перевели однозначно — «ждем конкретных предложений и серьезного торга».

Предложения, кстати, рассылались не только на Банковую. Презентация собственного варианта поправок к Конституции — это сигнал и СП, и БЮТ. Александр Лавринович и Елена Лукаш по сути обнародовали текст, согласованный с премьерской стороной еще в мае. С «принципиальными» дополнениями, на которых так демонстративно настаивал в свое время Борис Колесников, — о внеблоковом статусе Украины и втором государственном языке. Впрочем, в «принципиальность» бело-синих не верят даже их собственные депутаты. На вопрос, зачем вносить предложения, которые не могут собрать в парламенте 300 голосов, они откровенно отвечают, что, мол, нужно будет чем-то пожертвовать во время переговоров. Зато в обнародованных предложениях сохраняется довольно сомнительная новелла, согласно которой партия, набравшая относительное большинство голосов избирателей, получает сразу 226 мандатов и избавляется от головной боли в виде поиска партнеров по возможной коалиции. Предложение отдает чем-то откровенно муссолиниевским, но тем не менее вызывает неподдельный энтузиазм и у регионалов, и у бютовцев. Андрей Портнов уже поспешил заявить, что проект Лавриновича—Лукаш содержит много интересных новаций, которые его однопартийцы с удовольствием поддержат. Другие тимошенковцы региональный проект раскритиковали, но критика эта иногда напоминала плохо скрываемую похвалу. Впрочем, переигрывать с БЮТ бело-синие тоже не намерены. Именно поэтому, кстати, презентовали проект Лавринович и Лукаш. В случае чего можно будет дать понять, что Янукович тут ни при чем, не отвечать же лидеру за каждого из своих соратников?

«Тарутинский маневр» ПР с отступлением на заранее подготовленные, а главное, удобные для торгов позиции, продемонстрировал ненадежность позиций Банковой. И дело даже не в осторожности, нежелании рисковать или, скажем, трусости президентских канцеляристов. На самом деле оказалось, что у президента просто нет достаточных ресурсов. «Нашу Украину» он не контролирует до конца, «Народная самооборона» вообще отбилась от рук, рассчитывать приходится в лучшем случае на пару десятков парламентских штыков. Даже с Литвином и Симоненко премьер играет эффективнее — лидер коммунистов накануне весь изошелся, доказывая несвоевременность отставки правительства Тимошенко.

Почувствовав слабину в позициях союзников, премьер перешла в контрнаступление. Опасаться вотума недоверия ей уже не приходится, блокировать трибуну необходимости нет, наоборот, очень хочется получить парламентское одобрение программы правительства и поправок к бюджету. Последние для Тимошенко особенно важны, ведь при заблокированной приватизации другого способа перераспределить бюджетные поступления в пользу социально привлекательных программ попросту нет. Но согласиться с этим на Банковой тоже не хотят. Потому и заваливают Кабмин указаниями, куда и сколько средств перенаправить, надеясь, что рано или поздно премьер в таком плотном потоке может просто захлебнуться.

Регионалы в общем-то не против секретариату подыграть. В том, чтобы Тимошенко набирала баллы, они тоже не заинтересованы. Пока же прогнозы на урожай вселяют в бютовских аналитиков надежду, что осенью рейтинг премьера снова может начать расти. Но на передовую борьбы с правительством бело-синие тоже не рвутся. Опыт последних лет показывает, что на «передовиков борьбы с Ю-угрозой» валятся все шишки, будь твоя фамилия Янукович, Порошенко или Балога. Уж лучше отсиживаться в сторонке и ждать, пока бютовцы с нашеукраинцами (как вариант — единоцентристами) истощают друг друга в конкурентной борьбе.

Важно, конечно, при этом внимательно следить, чтобы борьба эта не закончилась слишком быстро и тем более — с сухим счетом. Пока силы явно неравны. Истощение и даже распад «НУ—НС» идет такими темпами, что на их фоне БЮТ выглядит бодрячком («подрастает» — сказал бы в этом случае Владимир Путин). Главный нашеукраинец Вячеслав Кириленко, конечно, старается, демонстрирует единство с почетным председателем, даже требует от Тимошенко согласиться с выкладками специалистов из СП. Но остальные нашеукраинцы бросаться в бой за лидером не спешат. А самооборонцы движутся, скорее, в противоположном направлении. Им за Давида обидно. Мало того, что Жванию гражданства лишают, так Кириленко (тот, который Вячеслав) его кандидатуру на должность председателя АМК отзывает. Мол, не голосовала за Давида Важаевича фракция. Не голосовала, соглашается главный самооборонец Луценко. И добавляет: «НУ—НС» вообще еще ни разу ни за что не голосовала. Вот такая «государственная тайна» (цитирую Луценко дословно), теперь известная всему свету. А как же коалиция? — удивится наблюдательный читатель. И будет прав. Ведь если руководствоваться логикой, индивидуальное вступление в коалицию (голосования всей фракции, напомню, не было) ничем не легитимнее индивидуального выхода из нее. А стало быть, большинство следует признать таким же «несуществующим», как «юридически ничтожными» БЮТ объявила действия Игоря Рыбакова и Юрия Бута.

Вот и получается, что от официальной смерти нынешнюю правящую коалицию спасает спикер Яценюк и... чемоданное настроение соратников Виктора Януковича, которые давно уже собираются в отпуск. И депутатов-регионалов можно понять: зачем копаться в юридических нюансах и политических хитросплетениях, если единственным позитивным результатом их может стать отсрочка собственных каникул?