UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЮЗ РУШИМЫЙ

Развод по-украински – процесс малоэстетичный. И отечественная политика не однажды являлась источником иллюстраций к этому утверждению...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Развод по-украински – процесс малоэстетичный. И отечественная политика не однажды являлась источником иллюстраций к этому утверждению. Вчерашние соратники, союзники и даже однопартийцы, расходясь, устраивали такие выяснения отношений, которые по концентрации выплескиваемого друг на друга негатива существенно превосходили разборки между врагами. Коммунисты никогда не заключали союзов и не создавали коалиций с «Нашей Украиной». По крайней мере официальных, закрепленных документально. Однако «производственная необходимость» в виде общего врага побуждала эти политические силы к сотрудничеству, заставляя их какое-то время плыть в одной лодке. Теперь же, когда на горизонте показалась земля, и земля эта называется выборы-2004, дальнейшее пребывание в общем плавсредстве стало невозможным.

Водоразделом в отношениях КПУ и «НУ» должно послужить, по всей видимости, голосование коммунистов за Геннадия Васильева, выдвинутого Президентом на соискание звания генерального прокурора Украины. Ющенковцы утверждают, что худшего генпрокурора им трудно было бы представить. Коммунисты без колебаний приняли решение поддержать Васильева, получив твердые гарантии того, что его место по правую руку спикера в парламентском президиуме займет их товарищ Адам Мартынюк. Столь же однозначна их позиция и в отношении участия в конституционной реформе, в проведении которой «НУ» не видит смысла накануне президентских выборов.

Судя по участившимся контактам Петра Николаевича с Президентом и руководством его администрации, слухи о некоторых договоренностях, достигнутых между сторонами, выглядят правдоподобно. Так, по некоторым сведениям, коммунистам обещано, что в трех из облюбованных ими четырех областей (Запорожской, Луганской, Херсонской и Сумской) губернаторами будут назначены их люди. Не обязательно обладающих партбилетом КПУ, но готовых в определенных рамках обеспечивать успех представителя верных ленинцев на выборах. Хотя сам Симоненко в интервью «ЗН» это опровергает. Что, впрочем, не мешает предположить: коммунисты, крайне заинтересованные в том, чтобы их кандидат вышел во второй тур, уже сегодня делают все для того, чтобы визави Петра Симоненко во втором туре не стал Виктор Ющенко. И в этом их устремления совпадают с планами власти.

— Петр Николаевич, по словам Виктора Ющенко, он разговаривал с вами после событий в Сумах, и вы заявили, что участие коммунистов в антиющенковских акциях — личная инициатива сумского горкома. Соответствует ли эта информация действительности и насколько инициатива сумских коммунистов может повлиять на отношения внутри оппозиционной «четверки»?

— Во-первых, Ющенко со мной не разговаривал, и звонков от него не было. Во-вторых, коммунисты не принимали участия в антиющенковских акциях. А в-третьих, если говорить о событиях, которые произошли в сумском городском комитете партии, то это грубейшее нарушение прав человека: когда прибывшие туда без приглашения члены «Нашей Украины» ворвались в помещение и пытались диктовать условия, которые не имеют никакого отношения к позиции коммунистов по поводу акций, проводимых ющенковцами.

— Вы уверены, что посвящены во все детали происшедшего? Насколько можно судить по видеозаписи, продемонстрированной «нашеукраинцами», на стульях в том помещении горкома, в котором состоялась незапланированная встреча коммунистов и представителей «НУ», были разложены плакаты антиющенковского содержания.

— Коммунисты не проводили никаких акций в тот период, когда проходили мероприятия «Нашей Украины» в Сумах. Сумские коммунисты, как и вся Компартия Украины, готовятся к серьезной акции, посвященной защите прав граждан Украины в ситуации роста цен на продукты…

— Как бы вы прокомментировали недавнее заявление члена президиума ЦК КПУ Александра Голуба о том, что Виктор Ющенко — «политик с национал-фашистским душком»? Вы разделяете мнение своего коллеги по партии?

— Я согласен с мнением моего товарища по партии, которого я очень уважаю, потому что он испытал все это, как говорится, на собственной шкуре. Вплоть до пролития крови в мирное время в украинском Пьемонте, который превратили, по сути, в Палермо. Именно там с 1991 года издевались над коммунистами, организовывали «черные сотни» и «боевые дружины» специально против коммунистов. И вся общественность молчала. Общественность же закрывала глаза на то, как избивали наших славных ветеранов Великой Отечественной войны. Ежегодно фракция коммунистов призывала с парламентской трибуны: «Остановите преступления! Ведь вы воспитываете будущее поколение». Пожалуйста! Кто стрелял в прошлое, получил от будущего.

И разве мы не имеем права об этом сказать? Кто бьет ветеранов? Фашисты или фашиствующие молодчики. Где появились первые эсэсовские символы? На штандартах, которые носили во Львове. Это же все показывали по телевидению. И не коммунисты создавали блоки, в которые входят организации-правопреемницы тех, кто 30 июня 1941 года с хлебом-солью встречали фашистов во Львове.

— Надо полагать, спрашивать вас о перспективах сотрудничества в рамках оппозиционной «четверки» уже не имеет никакого смысла?

— Во-первых, «четверки» никогда не было. И я бы не хотел, чтобы снова, ставя таким образом вопрос, вы по этому поводу сеяли сомнения. Разве «Наша Украина» подписывала политическое заявление? Нет, не подписывала.

— Какое заявление?

— Политическое заявление, которое было основой наших дальнейших согласованных совместных действий. Разве «Наша Украина» принимала участие в акциях протеста 16 сентября, если не считать того, что 200 молодых людей с флагами вышли из подворотни и выполнили полученную команду рассредоточиться в нашей массе, чтобы задекларировать участие «НУ» в акциях? Другое дело, что нужно разобраться, в чем причина их осторожности. Вспомнить, как в прошлом году они пытались договориться с властью о том, чтобы парламентское большинство создавалось на их базе. Они же отказались от той программы, с которой шли на выборы, обещая защищать интересы избирателей. Они сразу же после выборов пришли в администрацию Президента и предложили свое сотрудничество.

— Понятно, в ваших отношениях с «Нашей Украиной», можно считать, мосты сожжены. А насколько соответствуют действительности сведения о переговорах между КПУ и СПУ, в ходе которых обсуждалась возможность поддержки социалистами вашей кандидатуры на президентских выборах и возможность формирования единого списка на выборах-2006?

— Я считаю, что это естественный процесс. Мы близки по программным целям и идеологическим основам. И было бы очень правильно, если бы в итоге наши устремления были реализованы в конкретном сотрудничестве в период президентской кампании и, возможно, в едином кандидате на выборах.

— Вы об этом говорите как о гипотетических процессах или все-таки переговоры ведутся?

— Придет время, мы, конечно же, обо всем этом расскажем. Хочу заметить, что наши контакты в рамках «тройки» (коммунисты, социалисты и Блок Юлии Тимошенко) продолжаются. И эти контакты позволяют нам занимать более скоординированную позицию в Верховной Раде. Это видно по многим голосованиям. Что касается «Нашей Украины», то она с самого начала поставила себя в положение над процессом, посчитав, что многие вопросы сможет решить самостоятельно. Это их право, мы им не мешаем его реализовывать.

— Если во второй тур выборов выйдет кандидат от власти и Виктор Ющенко, кого будут поддерживать коммунисты?

— Я и сейчас еще не отказался от своего мнения о том, что мы наблюдаем согласованные действия президентской администрации и блока «Наша Украина» по проведению Ющенко в президенты. Если судить по тому, что происходило в Донецке и в Сумах, становится очевидным: и те, и другие работают на то, чтобы повышать имидж одного из кандидатов. Поэтому вопрос о поддержке коммунистами кого бы то ни было во втором туре — это вопрос из вопросов. Как мы будем отвечать на него? Соберемся на пленум ЦК, на съезд партии — и решим.

— На днях вы заявили о том, что дело Гонгадзе практически раскрыто и подробности известны Евгению Марчуку? Откуда у вас подобная информация и при чем здесь Марчук?

— Я заявил об этом еще 16 сентября нынешнего года, выступая на столичном Майдане Незалежности. Я уверен в том, что Марчук знаком с ходом расследования со всеми его подробностями и знает, естественно, о том, что Генеральной прокуратурой это дело практически завершено. Сегодня нужна политическая воля для того, чтобы объявить о результатах расследования. В данном случае она сосредоточена в администрации Президента. Но при этом мы должны также выяснить, что собой представляют люди, которые носят на погонах генеральские звезды. И если они сегодня хранят молчание по поводу того, что им известно о крупнейших преступлениях, кто они тогда на самом деле?

— А откуда это известно вам?

— Я по закону защищен и могу не говорить, откуда мне это известно.

— Выходит, вся надежда на нового генерального прокурора? После того как коммунисты приняли решение голосовать за кандидатуру Геннадия Васильева, можно уже говорить, что фракция КПУ традиционно поддерживает предлагаемых Президентом кандидатов в генпрокуроры. Вы довольны деятельностью на этом посту Потебенько, Пискуна?

— По поводу традиций я бы с вами не согласился. Мы рассматриваем ту или иную кандидатуру в каждой конкретной ситуации. Но я бы хотел обратить ваше внимание: те, кто после голосования нашей фракции за Пискуна изгалялся в критике Компартии, сейчас защищают Пискуна. Это говорит о том, что мы, рассматривая кандидатуру, вынуждены это делать в контексте происходящего. Понятно, что нашу кандидатуру никто вносить не будет. Это во-первых. Во-вторых, понятно, что сегодня отсутствие генерального прокурора дестабилизирует ситуацию в Генеральной прокуратуре и передает функции надзора за соблюдением законов на места. А на местах, с учетом того, что олигархи поделили уже Украину на клочки, усиливается тенденция к формированию прокурорской вертикали «своими» людьми, начиная с областного и заканчивая районным прокурором.

Кроме того, в то время, когда в одних политических руках сосредоточены такие должности, как министр обороны, министр внутренних дел и глава Службы безопасности, нельзя оставлять без контроля Генеральную прокуратуру.

— Но разве не в те же политические руки попадет она после утверждения Васильева?

— Я говорю о контроле со стороны Верховной Рады. Нельзя также оставить вне ответственности перед законом законодательный орган, в котором находятся представители пропрезидентского большинства. Потому что только по представлению генерального прокурора рассматривается вопрос о снятии депутатской неприкосновенности. Вот на этом основании мы приняли решение о поддержке кандидатуры Васильева. Хотя при этом прекрасно понимаем, что Генеральная прокуратура не может находиться вне системы. А система у нас прогнившая, коррумпированная и продажная. Давайте тогда не сосредотачиваться на персоне Васильева, а говорить о нашей системе власти.

— И все-таки давайте хоть немного сосредоточимся. Скажите, вас не смущает тот факт, что будучи в последние годы не кем иным, как государственным служащим, и обладая налоговой декларацией, зафиксировавшей 42 тысячи гривен его годового дохода, г-н Васильев носит костюм от Бриони (стоимостью в несколько тысяч долларов), часы «Вашерон Константин» (стоимостью порядка 20 тысяч долларов), а недавно он приобрел квартиру на Рейтарской, как говорят депутаты, рыночной стоимостью около миллиона долларов?

— Я разделяю ваше понимание того, что каждый из нас должен нести ответственность за то, откуда у него берутся те или иные блага: либо это взятки, либо результаты других деяний. Но в данном случае, чтобы каждый из нас был равен перед законом, давайте сначала докажем, что это было приобретено незаконно. Есть у вас информация, что у него квартира стоимостью в миллион? Я буду первым, кто вместе с вами будет выяснять, откуда она. По всей видимости, своим вопросом вы хотите упрекнуть нас в том, что мы не вполне разобрались в человеке, которого решили поддерживать. Так я вам говорю: мы готовы выдвинуть свою кандидатуру на пост генпрокурора. Но поддержат ли ее? Вот почему мы должны считаться с реалиями.

— Ни для кого уже не секрет, что место Васильева, в случае его ухода в генпрокуроры, будет пытаться занять Адам Мартынюк. Не опасаются ли коммунисты, что часть ответственности за ту цепную реакцию, которую может вызвать эта замена и которая может вовлечь парламент в новый процесс перераспределения руководящих должностей, ляжет на фракцию КПУ?

— Почему мы решили в случае избрания Васильева генпрокурором вносить кандидатуру Мартынюка на пост первого вице-спикера? Потому что мы как раз этим и хотим уберечь Верховную Раду от той цепной реакции, о которой вы говорите. В первую очередь мы исходили из этого. Нам очень важно, чтобы Верховная Рада работала. Кроме того, мы имеем моральное право занимать эту должность. Нет других партий в парламенте, которые бы получили на последних выборах 20 процентов поддержки. «Наша Украина» — это блок, а не партия.

— Но уже собираются подписи под отставкой вице-спикера Александра Зинченко.

— Я, хотя бы из-за этических соображений, не понимаю тех, кто сегодня поднимает вопрос о его отставке. Я категорически заявил, что коммунисты в этом принимать участия не будут. Сказал об этом всем, в том числе и Шуфричу.

— По вашим прогнозам, удастся ли замена Зинченко на Шуфрича?

— Не удастся.

— На этапе отставки Зинченко или на этапе голосования за Шуфрича?

— Думаю, уже на первом этапе.

— В продолжение темы об отставках. За последнее время стоимость хлеба и хлебобулочных изделий выросла на 25—30 процентов. По прогнозам Госкомстата, в декабре примерно на столько же увеличатся цены на мясо. В то же время в подготовленном правительством проекте бюджета на следующий год увеличение минимальной заработной платы не предусмотрено. Больше того, ее размер уменьшен с 237 до 205 гривен. Будут ли коммунисты в связи с этим ставить вопрос об отставке правительства?

— Это дает мне повод лишний раз утверждать, что коммунисты никогда не занимались сотрясанием воздуха, очень четко прогнозировали развитие ситуации и предлагали конкретные шаги, с помощью которых можно было избежать подобных негативных последствий. Я в прошлом году предупреждал, что необходимо принять решение на уровне правительства о запрете вывоза хлеба с территории Украины, пока не будут решены вопросы с обеспечением продовольственным зерном и с балансом продовольственного, фуражного и семенного зерна. Тогда не прислушались к моему прогнозу о том, что если этот год будет неурожайным, обязательно произойдет рост цен на хлеб. По одной простой причине: в прошлом году за преступную приписку по урожаям пополучали ордена, поимели на этом дивиденды, а в этом году за это народ Украины расплачивается своим убогим жизненным уровнем.

Сегодня нужно немедленно ввести мораторий на рост цен на хлеб, молоко, мясо и мясную продукцию. И я внес соответствующий проект в парламент. После этого можно будет уже заниматься расчетами по поддержке агропромышленного комплекса, путем которой можно будет обеспечить поддержку каждого гражданина с точки зрения расходной и доходной части семьи. Минимальная заработная плата в 237 гривен — это убожество. Потому что прожиточный минимум планируется в размере 364 гривен. Вот почему в проекте моратория на цены я записал, что он должен действовать до тех пор, пока минимальная заработная плата не сравняется с прожиточным минимумом.

Мы за это правительство не голосовали. И высказали свое отрицательное отношение к его программе. Если сегодня говорить о том, доверять правительству или нет, то нужно ответить на вопрос: а кому доверять?

— И все-таки, будут ли коммунисты инициировать вопрос о недоверии правительству?

— Говорить о доверии или недоверии, мне кажется, слишком поверхностный подход. Я должен еще ответить, доверяем ли мы той политике, которая проводится государством?

— Конституционный суд уже одобрил два законопроекта об внесении изменений в Основной Закон. Остается ли в силе договоренность КПУ, СПУ, БЮТ и «НУ» о том, что они не будут принимать участия в обсуждении политической реформы, пока не будет принят и подписан Президентом закон о пропорциональных выборах?

— Я предложил провести встречу инициаторов и одного, и другого законопроекта и посмотреть, где юридически более точная формулировка одной и той же статьи, где предусмотрено более глубокое реформирование системы власти. То есть начать выбирать формулировки из одного и другого проекта, согласовывать их и готовить проект для голосования. И составить график проведения реформы. Можно было бы пойти на следующий вариант: к моменту голосования в 300 голосов должен быть подписан принятый парламентом закон о выборах на пропорциональной основе. То есть начать обсуждать и голосовать 226 голосами уже сейчас, а где-то в феврале, перед окончательным принятием изменений к Конституции, сделать это лишь при наличии подписанной «пропорционалки».

— Поскольку коммунисты поставили свои подписи под законопроектом, одобренным в целом Конституционным судом в минувшую среду, вы за избрание президента парламентом?

— Да. Но только в 2006 году. После того как Верховная Рада будет избрана на пропорциональной основе. Это, кстати, европейский опыт, и здесь нет никакого ущемления прав избирателей.

— Стало быть, вы согласны и с увеличением срока полномочий парламента до пяти лет?

— Не сейчас. А с 2006 года.

— И последнее. Правда ли, что в ваших беседах с руководством президентской администрации обсуждалась возможность назначения представителей КПУ главами государственных администраций в Запорожской и Луганской областях?

— Нет. Это слухи. Я предлагал после выборов: вот мы победили в 11 регионах, давайте губернаторами там назначим коммунистов. Тогда не согласились. А теперь кто-то преднамеренно распускает слухи для того, чтобы дискредитировать Компартию.