UA / RU
Поддержать ZN.ua

Советы постороннего

Полная люстрация всего и вся - это весьма желательно, но маловероятно. Понятно, что верхний слой будет сметен полностью. Однако со всей бюрократией этого в одночасье не сделаешь. Поэтому нужен другой подход - более адресный и аккуратный.

Автор: Александр Щерба

Я не стоял на этом Майдане. И ни в коем случае не претендую на лавры его победы. Но мне очень, очень хочется, чтобы этот третий - дороже всего оплаченный - шанс построения в Украине нормального государства был использован. Этот шанс чист, он без первородного греха. Он омыт кровью жертв. Но он еще не победа. Победой он станет, если изменит страну. А страну он изменит, если сменит не просто власть, а систему власти. Отсюда - четыре соображения, которые, кто знает, могут пригодиться новой власти. Они - не о судах, прокуратуре и других правоохранителях. Там своя специфика, которой я не знаю. Они - о Кабмине, министерствах и ведомствах, о самоотверженных тружениках клавиатуры и регламента, которые, быть может, и есть главная проблема на пути вперед.

Соображение первое. Полная люстрация всего и вся - это весьма желательно, но маловероятно. Понятно, что верхний слой будет сметен полностью. Однако со всей бюрократией этого в одночасье не сделаешь. Поэтому нужен другой подход - более адресный и аккуратный. Необходимо строить систему в системе.

Система в системе строится сверху. Критерии - профессионализм и совесть. Структура - приблизительно такая же, как на Майдане: десятки, сотни. Очень скоро к власти придет человек или придут люди с колоссальным кредитом доверия - не потому что они лучшие. А потому что они "не Янукович". Вначале этого достаточно. Но, как мы все, увы, хорошо знаем, этот изначальный кредит доверия, этот импульс Майдана довольно быстро истощается. От этих людей будут ждать качественного преображения страны. И такое преображение начинается с самих себя.

Пришедшие к власти люди должны принять для себя внутреннее решение: не красть, не шельмовать, исповедовать идеологию добровольного самоограничения. То есть летать экономклассом, даже если по деньгам можешь себе позволить чартер. Понимать, что это - не игра. Это - новые правила, новая культура политического поведения, которая приживется лишь тогда, когда искренне культивируется на самом верху. Вокруг каждого из этих людей должен быть десяток других, функционирующих на тех же принципах. Вокруг этих десяти - еще по десятку. Все. В количественном исчислении больше не надо. Эти несколько сотен, эта малая внутренняя система (в противовес большой внешней) - и есть та программа, та "флешка", которая перепрограммирует и перезапустит весь компьютер. Это - то горчичное зерно веры, которое, прорастая, изменит систему власти.

Соображение второе. Не верить бюрократии. Бюрократия примет вас с распростертыми руками и скажет, что всю жизнь мечтала слиться в объятьях страсти. А потом проглотит и съест с потрохами. Этот исполнительный монстр, с его устоявшимися правилами и регламентами, с его только ему понятным птичьим языком инструкций и поручений - не инструмент в преобразовании страны, а преграда на его пути. Его главное оружие - бумажный поток. Он поглотит все и вся. Он отберет у вас последние силы и энтузиазм. Он заставит вас забыть, зачем вы здесь. Поэтому важно - не рассеиваться, не распыляться.

Важно - выделить приоритеты, которыми будет заниматься внутренняя система. Защита прав инвесторов. Реформа правительства. Реформа экономики на основе рекомендаций МВФ. Отмена несправедливых решений судов. Новой власти - определять этот список. Он должен быть. Эти вопросы должны быть вынесены за скобки и получить особый статус - вне системы, вне процедуры, вне бумажного потока.

Внешняя система встанет на дыбы. Она скажет - это не по регламенту. Поэтому у внутренней системы должно быть святое и эксклюзивное право - работать в обход регламента. Иначе все, что вы будете ежедневно слышать, - это отмазки типа "этот вопрос не ко мне", "документ как следует не зарегистрирован", "нужно согласование", "факсовые копии не рассматриваем". Вы в этом утонете.

Соображение третье. Умейте учиться у Саакашвили. Я не самый большой поклонник грузинского лидера, но он показал рецепт успеха для постсоветских стран. Молодые 30-летние министры со знанием иностранных языков и западными дипломами. Новая элита страны должна быть англоязычной. Она должна нести в себе уже усвоенный ген другой жизни. По всему миру рассыпаны молодые украинцы, делающие успешную карьеру на Западе. Их не так много, но они есть. Это те самые "выпускники Гарварда и Сорбонны". Сегодня - тот момент, когда они могут отказаться от своих теплых кабинетов за рубежом и вернуться на родину. Если, конечно, им будут предложены достаточно ответственные должности.

Не факт, что они справятся. Саакашвили и здесь показал метод решения проблемы: увольнять не справившихся - с такой же легкостью, как и назначать. И назначать новых, из той же обоймы. Молодых, амбициозных, англоязычных. Так будет происходить насыщение системы людьми, для которых новая политическая культура есть нечто естественное, усвоенное на уровне бытового жизненного опыта.

Модернизация и вестернизация - это одно и то же. По крайней мере, для Украины. За каждым экономическим чудом последних десятилетий стояли вернувшиеся на родину выпускники западных вузов. Даже в Китае. Нужно суметь задействовать этот неиспользованный людской потенциал развития страны. Это необходимо делать прямо сейчас. Находить людей. Приглашать. Делать Украину другой. Кто-то сказал, что качество дипломатии определяет величие нации. Уверен, это касается и качества всей государственной службы.

Соображение четвертое. Не нужно думать, что если ты лучше как человек, то ты будешь лучше как министр. Мы получили псевдопрезидента не в последнюю очередь из-за того, что и многое остальное у нас было "псевдо" - псевдосуды, псевдодиссертации, псевдожурналисты, псевдоспециалисты. Стране нужны профессионалы. Не раздуватели щек. Не рассказчики анекдотов на потеху начальства. Не выходцы из правильных регионов в противовес неправильным. Не политически грамотные и идеологически подкованные. Все это уже было, и мы знаем, чем закончилось. Нужны люди, действительно знающие свое дело. Если новая элита (а тем более "внутренняя система") хотя бы отчасти будет комплектоваться за счет таких людей - будет победа.

И последнее. Правы те, кто называет эту революцию революцией человеческого достоинства. Достоинство, стремление к личной свободе, нежелание жить одним лишь хлебом насущным - это базовые вещи, характерные для западной политической культуры. Будем надеяться, с этим Майданом они окончательно пришли в Украину, укоренились в ней. Но есть и другие, не менее важные, которым нам только предстоит научиться. И это вещи, в Украине пока еще немодные: толерантность, открытость к другим мировоззрениям.

Если это все было не понарошку, если Украина будет действительно идти в Европу, то новой власти нужно быть готовой уважать тех, кто от нее отличается - инакомыслящих, инакоговорящих. Проще говоря - иных. И начать надо бы со своих "иных" - в Крыму, на Востоке и Юге. Стране все еще нужна объединяющая национальная идея. "Героям слава!" не станет этой идеей. Ибо, как ни крути, у Востока и Запада - разные герои.

Мы, украинцы, много лет с гордостью говорили, что Украина - одна из немногих стран постсоветского пространства, прожившая последние десятилетия без насилия. Эта эпоха, увы, закончилась. Табу нарушено. Украинская политика узнала вкус человечьей крови и, словно акула-убийца, уже не забудет его. Опасность этого нового периода состоит в том, что, с одной стороны, он побуждает "не жевать сопли", действовать решительно, а с другой - любое решительное действие теперь будет нести в себе опасность новой крови. Если Украина сможет пройти между этих двух скал и стать успешной, как Грузия, если не наступит на все те грабли, на которые наступила после первого Майдана, - этот нынешний шанс действительно станет поворотом к новой жизни.