UA / RU
Поддержать ZN.ua

Социалистическое соревнование

Коалиция по-прежнему не хочет выборов, но начинает готовиться к ним Украинских милиционеров научат говорить по-английски, пообещали на минувшей неделе журналистам в МВД...

Автор: Алексей Мустафин

Коалиция по-прежнему не хочет выборов, но начинает готовиться к ним

Украинских милиционеров научат говорить по-английски, пообещали на минувшей неделе журналистам в МВД. Для того чтобы они могли общаться с туристами, которые приедут «поболеть» за свои команды на Евро-2012. Правда, если общение с болельщиками будет таким, как во время финала Кубка Украины в минувшее воскресенье, английский может и не пригодиться. У отечественных политиков — та же беда. Сколько ни обучай их манерам, принятым в «цивилизованном мире», а привычки то и дело выдают их с головой.

Святослав Пискун в среду признался журналистам: если не удастся вновь закрепиться в ГПУ, он вернется в политику. «Поработаю в Партии регионов, — пообещал четырежды генеральный прокурор, — или… в БЮТ. У меня друзья и там, и там.» И в общем-то никто такой «широте политических взглядов» не удивился. Украинцев приучили к всеядности политиков, к их способности с легкостью менять друзей и врагов, используя друг друга и избирателей для достижения своих меркантильных целей. И продолжают приучать.

«Заколдованное» кресло

2 июня 2006 года Роман Безсмерт­ный торжественно объявил журналистам, что три оранжевые фракции наконец закончили работу над самой сложной частью соглашения о создании парламентской коалиции — полностью согласовали ее программные установки. Осталась сущая мелочь — «утрясти» кадровые вопросы. Чем закончилось это самое «утрясание», знает теперь вся Украина. По иронии судьбы, через год «кадровый вопрос» чуть было не похоронил коалицию антикризисную (она же — коалиция национального единства). Вы, возможно, будете смеяться, но и на этот раз камнем преткновения стало… место спикера.

Нет, в нынешнем созыве Верхов­ной Рады никто у Александра Мо­роза забирать его любимое кресло не планировал — чтобы по этому поводу ни говорил в свое время Сергей Головатый и как бы загадочно ни улыбалась Раиса Богатырева. А вот в новом парламенте… Место в центре президиума ВР присмотрел лидер коммунистов Петр Симоненко. В качестве почетного приза за согласие на досрочные выборы. Со­циалистам такая идея очень не понравилась. Они считают, что Мороз в спикерском кресле смотрится гораздо импозантнее. А, кроме того, СПУ ведь тоже рассчитывает на поощрение за готовность к перевыборам. И для них эта игра гораздо более рискованная — недаром Ющен­ко намекнул, что готов смириться с победой регионалов, лишь бы были «наказаны предатели».

Правда, у коммунистов сочувст­вие к слабым никогда не считалось особой добродетелью. А социалисты для них были и остаются в первую очередь политическими конкурентами. Свою кандидатуру на пост спикера Компартия предлагала еще год назад, когда СПУ все еще рассчитывала быть в оранжевом лагере, да и голосов у нее было побольше. Зато теперь уже Симоненко предложил Морозу сыграть в игру «кто раньше встал — того и сапоги». Мол, кто больше голосов соберет — тот и получит вожделенное кресло. Расчет коммунистов очевиден: социологи преодоление барьера им гарантируют, некоторые даже обещают 7%, социалисты отстают от Компартии уже почти безнадежно.

Вот только лидер СПУ слишком опытный игрок, чтобы его так легко списывать со счетов. В
2006-м, когда Юлия Тимошенко предлагала похожим образом «разыграть» все должности, начиная с премьерского кресла, Мороз сумел обставить и бютовцев, и нашеукраинцев. Вот и в этот раз он попытался сыграть на противоречиях сильнейших. Точнее, на том, что спонсоры регионалов тоже не в восторге от амбиций Компартии. В принципе Мороз в кресле спикера и Ахметова, и Януковича действительно устраивает гораздо больше, чем Симо­ненко. Другое дело, что ссориться с коммунистами им сейчас не с руки.

Чувствуя, что руководство ПР колеблется, социалисты предложили им свой вариант — идти на выборы блоком, и, поскольку результат каждой из его составляющих определить будет невозможно, просто навязать выгодное регионалам распределение постов. Инициатива выглядела заманчиво, если бы не одно «но». Слишком наглядно Анатолий Кинах продемонстрировал возможности участника блока, пусть даже незаметного поначалу, но в критические моменты способного начать «качать права».

Безусловно, решение еще может быть пересмотрено, но по информации, которая просачивается из штаб-квартиры ПР, лидеры регионалов уже сделали выбор в пользу «партийного формата» будущей кампании. При этом публично «мосты не сжигают» и даже готовы вести переговоры о создании блока. Но в более-менее откровенных разговорах признаются: это до известной степени реверанс в сторону нынешних партнеров по коалиции. В конце концов и Мороз публично говорит, что Соцпартия пойдет на выборы в одиночку, хотя его представители вовсю уговаривают премьера согласиться на блок.

Ход Цушком

Безусловно, идеальным для социалистов был бы вариант отказа от идеи досрочных выборов. Но в такой сценарий уже не верят даже радикалы из их среды. После заявле­ний Януковича 4 и 27 мая идея досрочных выборов постепенно «овладевает массами» даже на Юге и Востоке Украины. В Соцпартии оба эти заявления расценивают как капитуляцию, и капитуляцию необъяснимую, но в общем-то признают, что «точка невозврата» практически пройдена, и к досрочным выборам готовиться нужно. Впро­чем, уже во время кампании «ненадежным союзникам» из ПР обещают «отомстить». В духе… Витренко.

Лейтмотивом нынешней избирательной стратегии СПУ, судя по всему, уже не будут обещания «завершить политреформу» (лозунг 2004 года) или «построить Европу в Украине» (слоган 2006 года). Социалисты всерьез рассматривают идею построить ее на… критике Партии регионов, которая, мол, так и не выполнила свою предвыборную программу. И, соответственно, взять старые лозунги регионалов — о государственном статусе русского языка, создании ЕЭП и отказе от присоединения к НАТО — на вооружение самой СПУ. Будет ли в этом арсенале знаменитое «улучшение вашей жизни уже сегодня» — пока не ясно. Хотя деятельность министров-социалистов говорит скорее против этой гипотезы.

Показательно, что Мороз, на словах не возражая против такой стратегии, тем не менее предупредил однопартийцев — возглавлять список СПУ в случае ее самостоятельного участия в выборах не будет (правда, при создании блока с ПР первое место ему по известным причинам тоже не светит). Кандидатом он, понятно, останется — иначе как рассчитывать на спикерское кресло, — но ссориться с регионалами Мороз явно не хочет, ведь без их поддержки это самое кресло он не получит никогда.

Кто станет первым номером списка, если Мороз свое обещание сдержит, вопрос практически решенный. Главное, чтобы Василий Цушко — а обсуждается именно кандидатура Цушко — вовремя выздоровел после лечения в Украине и Германии. Разумеется, у оппонентов — и не только у них — к нынешнему министру внутренних дел накопилось много вопросов. Но для сине-белых он, безусловно, герой. Остановивший не только «боевиков Гелетея» (не удивляйтесь, это словосочетание в Верховной Раде употребляют вполне серьезно) и внутренние войска, но и гражданскую войну. Отстоявший не просто Пискуна — а всю Генпрокуратуру и неприкосновенность лидеров коалиции.

Последний аргумент, впрочем, рассчитан не столько на избирателей, сколько на самих «неприкосновенных». Как признаются сами социалисты, они очень надеются, что критика со стороны СПУ и угроза переориентации сине-белого электората, очарованного харизмой Цушко (особенно если хоть чем-то подтвердится версия о его отравлении), заставит регионалов считаться с «младшими» партнерами и даже — чем черт не шутит — вернуться к идее блока.

Ты — мне, я — тебе

Всем, кто знаком с привычками и образом мышления регионалов, подобная стратегия может показаться очень рискованной. И Янукович, и Ахметов, и Колесников очень не любят, когда их пытаются шантажировать. Уберечь социалистических стратегов от сокрушающего донецкого гнева может только одно обстоятельство. Если такая политика с руководством ПР… согласована.

В общем-то подобная гипотеза не выглядит такой уж экзотической. В социалистах регионалы заинтересованы, даже если идут на выборы, как любит говорить Тимошенко, параллельными колоннами. В разговорах «не для прессы» первые лица ПР признаются, что уже договорились с Морозом и сделают все возможное, чтобы нужное количество голосов СПУ получила. Технологии в общем-то отработаны еще в 2006-м.

Единственная загвоздка — всплеск популярности социалистов может произойти в довольно неожиданных местах, например, в традиционной вотчине регионалов. Как именно это произойдет — политтехнологи своих карт не открывают, но публике в любом случае нужно более-менее правдоподобное объяснение. Новый харизматичный лидер, «не прячущий сердце за спины ребят», штурмующий во главе «Беркута» здание Генпрокуратуры, — чем не версия? Во всяком случае, ничуть не худшая, чем «технологии живого общения», которыми год назад объясняли довольно неожиданный успех Юлии Тимошенко.

А если технологии окажутся не всесильными и социалисты все равно не дотянут до барьера — их усилия в общем-то тоже не пропадут зря. Ведь даже критикуя ПР, противодействовать они будут в первую очередь оранжевым — «Нашей Украине» и БЮТ. Попытка перехватить лозунги о языке и НАТО и переманить избирателей? Это уже было. И не только в исполнении Витренко. Блок «Не так» тоже называл себя «авангардом антиоранжевого сопротивления», а в сборе подписей для антинатовского референдума и преуспел гораздо больше. Конечно, один процент, собранный блоком, не попал в «копилку» ПР. Но если бы «нетаковцы» всерьез насолили регионалам — получили бы они столько портфелей в исполнительной власти после выборов? Вот и социалисты, думаю, не пропадут.

А коалицию в будущем парламенте в конце концов можно создать и с коммунистами. Закрыв глаза на непомерные, с точки зрения регионалов, амбиции «верных ленинцев». Это, разумеется, в том случае, если нашеукраинцы заартачатся и будут уверять, что не за «широкую коалицию» они стояли на площадях, требуя перевыборов. Впрочем, в 2006-м году во время выборов нашеукраинцы тоже обещали «не предать Майдан», но это не помешало им сначала парафировать соглашение о коалиции с ПР (параллельно с договоренностями об оранжевом большинстве), а затем использовать его при попытке нашпиговать своими представителями правительство Януковича.

Теперь мода поменялась. И принято клеймить позором тех, кто «за деньги или за должности» перешел в другой политический лагерь. Правда, на словах с политической коррупцией готовы бороться все, но пока никто не ответил, откуда в таком случае берутся коррупционеры в их собственных рядах. А практику политических «договорных матчей» в наших краях и порочной-то не считают. Ну, «расписали пулю» регионалы с нашеукраинцами, ну использовали регионалы социалистов с их согласия или наоборот, так чего избирателям по этому поводу переживать? И при чем здесь принципы fair play, если речь идет не о футболе, а о власти и собственности?

Проблема, похоже, в том, что большинство отечественных политиков действительно не понимает — «чистота игры» в этих вопросах еще важнее, чем в спорте, если, конечно, ее участники не хотят, чтобы каждые выборы заканчивались переделом капиталов и полномочий. Да и сами выборы в странах, которые у нас принято называть «цивилизованными», — это не просто способ заручиться поддерж­кой избирателя, это еще и самый надежный метод выяснить настроения и устремления общества. О какой «чистоте измерения» может идти речь, если граждан постоянно убеждают, что от их выбора окончательная конфигурация власти никак не зависит? Мол, кого не изберете, — политики все равно договорятся так, как ИМ это нужно. Что ж удивляться, что и сам «праздник всенародного волеизъявления» в наших краях все больше напоминает поход на футбол. Если повезет — досмотрите матч до конца и порадуетесь за победу «своих». Не повезет — огреют дубинкой. И словом припечатают. На хорошем английском.