UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЛДАТЫ СКАНДИНАВИИ

В год пятидесятилетия победы над нацистской Германией три скандинавские страны, каждая по своему, строят национальную военную политику...

Автор: Марк Штейнберг

В год пятидесятилетия победы над нацистской Германией три скандинавские страны, каждая по своему, строят национальную военную политику. Разные позиции занимали они в минувшей войне. Финляндия была союзником Германии. Швеция соблюдала нейтралитет. А Норвегию вермахт захватил врасплох весной 1940 года и ее миллионная армия не сумела оказать никакого сопротивления. Норвежцы не забыли об этом унижении...

В норвежских вооруженных силах служат по контракту, но комплектуются они на основе всеобщей воинской обязанности. Предусмотрена также и альтернативная служба, но характерно, что лишь четыре процента призывников выбирают ее. В Норвегии принято считать, что каждый мужчина должен хотя бы одну зиму провести на военной службе. И главной мотивацией является любовь к родине, уважение к званию солдата. К тому же, тем, кто исполняет свой воинский долг, созданы превосходные условия и платят от 15 долларов в день.

В настоящее время Норвегия по уровню военных расходов (в расчете на каждого гражданина) занимает первое место среди европейских стран НАТО — 455 долларов. Больше тратят лишь Соединенные Штаты — 850 долларов.

Вооруженные силы этой скандинавской страны состоят из регулярной армии и «хемверна» — действующего корпуса резервистов. К нему относятся люди, прошедшие военную службу, имеющие дома оружие, военную форму и полный комплект походной экипировки. Они готовы по условному сигналу, без объявления мобилизации, выступить на оборону страны. В случае войны Норвегия превратится в единый боевой лагерь. В соответствии с военными законами транспортные средства частных фирм подлежат риквизации. Впрочем, вооруженные силы пользуются этим правом и теперь в период учений.

Норвежская армия — это сухопутные войска, авиация и военно-морской флот. В сухопутных — тринадцать бригад, насчитывающих 12 900 солдат и офицеров. Они оснащены современным вооружением: 261 танк, 424 орудия и около 80 реактивных установок залпового огня.

В военно-воздушных силах — около 8200 человек, оснащенных 86 боевыми самолетами, в основном, истребителями-бомбардировщиками.

Военно-морской флот состоит из малых противолодочных кораблей и ракетных катеров, его численность — 8300 матросов и офицеров.

Всего же в норвежских вооруженных силах мирного времени — 29 400 человек. В военное время численность превысит 300 тысяч. Наравне с мужчинами во всех родах войск служат и женщины. Выполняя те же обязанности, что и представители сильного пола, они могут занимать любые посты и получают равную оплату. Наряду с таким равноправием, всякие интимные контакты караются немедленным увольнением.

Круглогодичная боевая подготовка проводится весьма интенсивно, днем и ночью, в любых погодных условиях. Наряду со строгой дисциплиной, существуют вполне демократичные взаимоотношения между офицерами и солдатами. Впрочем, у норвежцев и не возникает необходимости в более или менее суровых дисциплинарных взысканиях — неряшливость, пререкания, неисполнительность и прочие нарушения вообще не имеют места.

Членство Норвегии в НАТО — важнейший элемент сохранения государственной независимости. Вступив в этот альянс более 45 лет назад, она является его левым флангом в Европе. При этом Норвегия обладает некоторыми особыми правами, важнейшим из которых является обязательство НАТО не размещать в мирное время на ее территории войска и ядерное оружие. Вместо этого создана инфраструктура, позволяющая быстро развернуть войска НАТО в кризисный период.

В Норвегии, в местечке Колсос под Осло, развернут штаб Северного командования НАТО. На ее территории девять складов американского тяжелого оружия. До недавнего времени систематически проводились учения вооруженных сил НАТО. В июне прошлого года штаб Северного командования официально закрыли. Вместо него создан штаб Объединенных сил НАТО в Северной Европе. Но по своему рангу и значению он гораздо ниже бывшего штаба в Колсосе и подчинен не верховному главнокомандованию НАТО в Европе, а региональному. Этот штаб разместился в Ставангере, там же находится и штаб обороны юга Норвегии. Оба эти учреждения ныне возглавляет один военачальник — норвежский вице-адмирал Бьернар Кибсгард. Таким образом, именно военному руководству Норвегии передано управление силами оборонительного альянса на севере Европы.

Между тем Норвегия, начиная с
90-х годов, взяла курс на существенное сокращение своих вооруженных сил и ассигнований на военные нужды. Вызвано это распадом СССР, с которым Норвегия, одна из двух членов НАТО, имела общую сухопутную границу. Эти 198 километров скалистой тундры десятилетиями воспринимались как рубеж потенциальной конфронтации. Теперь же руководство страны считает, что угроза с северо-востока потеряла свою остроту. К 2000 году армия сократится почти наполовину — с тринадцати до шести бригад.

В отличие от Норвегии, ее соседка Швеция уже давно не состоит ни в каких военных союзах. Без малого два столетия эта страна придерживается политики позитивного нейтралитета. Вместе с тем руководители шведского королевства убеждены, что такая политика может обеспечить независимость и государственные интересы лишь в том случае, если она опирается на достаточно мощную военную силу.

Исходя из этих принципов, в Швеции создана развитая структура военной промышленности, одна из самых мощных в Европе. Ее предприятия производят все основные виды вооружений как для сухопутных войск, так и для авиации и военно-морского флота. При этом значительная часть военной продукции направляется на экспорт.

В отличие от Норвегии и других стран НАТО, Швеция не торопится сокращать свои вооруженные силы и урезать военные расходы. На 1994—1995 финансовый год предусмотрены ассигнования в размере 5,2 миллиарда долларов. Как считает министр обороны Швеции Андерс Бьерк: «... любые требования сократить ассигнования на нужды обороны должны решительно пресекаться».

Активно продавая свою военную продукцию, Швеция и приобретает немало оружия за рубежом. Одним из основных ее поставщиков является Германия. Недавно у нее было приобретено 120 танков «Леопард-2» и 800 бронетранспортеров БТР-60 советского производства, оставшихся от армии Восточной Германии. Сейчас ведутся переговоры о закупке 350 боевых машин пехоты БМР-3, изготовленных в России. Это существенная добавка к 627 шведским танкам.

Шведская армия — самая крупная на Скандинавском полуострове — 64 800 солдат и офицеров. Большинство — в сухопутных войсках — 43 500. Далее — военно-морские силы — 11 500. В авиации 8300 человек, в основном, пилоты и технический персонал авиабаз, так как Швеция располагает одним из крупнейших в Европе (481 машина) парков боевых самолетов. Почти все они шведского производства.

До самого последнего времени шведское королевство традиционно дистанцировалось от военных альянсов. Но недавно вступило в Европейский Союз, имеющий собственную военную организацию. Очевидно, нейтралистские тенденции претерпят изменения.

Военная политика Финляндии существенно отлична от доктрин скандинавских соседей. Расходы на оборону этой страны в течение последних лет не превышали 6,5 процента государственного бюджета и составили в прошлом году полтора миллиарда долларов, что вдвое меньше, чем у Норвегии.

В докладе министерства обороны, в частности, сказано: «Нам необходимы современные и достаточные вооруженные силы... Европейский континент, раздираемый национальными, этническими и экономическими противоречиями, становится все более нестабильным, а сопредельный с Финляндией восточный регион и в дальнейшем будет иметь важное стратегическое значение, поскольку Россия продолжает концентрировать там свои вооруженные силы».

Исходя из положений этого документа и выстроена военная инфраструктура Финляндии. В военно-административном отношении страна поделена на три командования: Северное, Восточное и Западное, в состав которых входят 12 губерний. Эти командования и губернаторы обеспечивают комплектование вооруженных сил на основе всеобщей воинской обязанности. Все мужчины от 17 до 60 лет считаются военнообязанными и могут быть призваны на службу. Но реальный призывной возраст — 20 лет, а продолжительность действительной службы от 240 до 330 суток, в зависимости от звания и должности. Военную службу проходит свыше 90 процентов призывников, это самый высокий показатель в странах Западной Европы, хотя в Финляндии и предусмотрена альтернативная служба. Женщины от 19 до 29 лет могут поступать в армию на основе контракта.

Основной и наиболее многочисленный вид вооруженных сил — сухопутные войска. Они состоят из 12 отдельных бригад и насчитывают 28 тысяч человек, вооруженных 165 танками, 770 бронемашинами, 1900 орудиями и минометами. Сухопутные войска делятся на части общего назначения, подразделения местной обороны и поддержки. В состав их входят также десять фортов на Балтике, где дислоцированы два полка и три отдельных дивизиона береговой артиллерии.

Военно-воздушные силы насчитывают 3600 человек и состоят из трех боевых авиаотрядов, разведывательной эскадрильи, транспортной авиагруппы и летной школы. Самолетный парк укомплектован советскими и шведскими машинами.

В настоящее время идет реорганизация финских войск. Сокращение численности и повышение боевой эффективности. Планируется обновить вооружение. При этом наметился отход от традиционного метода закупок, когда СССР, нейтральные страны и члены НАТО имели равные доли в импорте военной продукции. Сегодня приоритет явно отдан странам НАТО и в первую очередь — США. Уже закуплены в Штатах 64 тактических истребителя
Ф/А-18, которые заменят МИГи и «Дракены».

Если сравнить, в свете вышесказанного, направления оборонной политики скандинавских стран, становится очевидным, что, несмотря на соседство и схожесть менталитетов населения, они движутся расходящимися курсами. Норвегия энергично демилитаризуется, так как СССР более не нависает над ее северо-восточными рубежами. Швеция продолжает и теперь уделять масштабное внимание укреплению своего военного потенциала. Более того, готова к вступлению даже в военные структуры западных блоков и союзов. Среднее положение между этими двумя странами занимает Финляндия, стремясь к сохранению боеспособности своих вооруженных сил, но не отказываясь от их сокращений и реорганизации в соответствии с «потеплением» военно-политической обстановки на севере Европы.