UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЛДАТЫ МАЛЫХ СТРАН

Нынешнее время реформ и преобразований затронуло не только великие военные державы, которые в последние полвека содержали мощные дорогостоящие армии...

Нынешнее время реформ и преобразований затронуло не только великие военные державы, которые в последние полвека содержали мощные дорогостоящие армии. Новые европейские реалии оказывают влияние и на страны, в силу своих демографических и геополитических особенностей заведомо не претендующие на лидерство. Среди них и НИДЕРЛАНДЫ.

Армия этого королевства сегодня считается самой либеральной в Европе. В 1971 году голландский парламент принял закон, в силу которого любой солдат получил право отращивать кудри до плеч, носить различные украшения, вплоть до серьги в ноздре. На недавнем учении НАТО в Германии голландские военнослужащие выделялись крайне неряшливым внешним видом. Великая свобода царит и в отношении к спиртному. Каждое подразделение голландских вооруженных сил, от роты и выше, имеет свой бар. Кают-компании на военных кораблях похожи на залы небольших ресторанов. Правда, при несении службы пить, даже пиво, запрещается. Командование, время от времени, пытается ввести различные строгости и ограничения, но ему твердо противостоит профсоюз голландских военнослужащих.

В последнее время, однако, в вооруженных силах Нидерландов появились новые тенденции, которые неотвратимо ведут к ужесточению дисциплины в подразделениях. Они отражены в так называемом «Плане приоритетов», разработанном министерством обороны. Предусмотрены существенное сокращение армии и ее реорганизация. Если до сих пор основой сухопутных войск Нидерландов был 1-й армейский корпус в составе двух мотопехотных дивизий, то теперь это соединение расформировано. Вместо него создан 1-й германо-нидерландский корпус из 50 тысяч солдат и офицеров. В его состав вошли 1-я голландская дивизия 4-бригадного состава и 11-я аэромобильная бригада. Командовать этим интернациональным соединением до 1998 года будет голландский генерал, затем его сменит немец. Любопытно, что рабочим языком будет английский.

Особенно резко сокращаются сухопутные войска — на 40 процентов. Вместо десяти бригад — пять. Существенно изменяется и структура территориальных частей, на которые возложена оборона государства. Девять территориальных командований преобразуются в три региональных, куда привлекается в два раза меньше войск.

Численно уменьшены также авиация и военно-морской флот, но их контингенты уменьшены лишь на 15—20 процентов.

В связи с такими масштабными сокращениями в Голландии остается невостребованным весьма значительное количество призывников. Это позволяет сменить ориентацию с всеобщей воинской обязанности на комплектование армии профессионалами. Но и здесь возникают трудности, ибо сегодня разница в оплате солдата срочной службы и контрактника не так уж велика. Если первый получает до 1337 гульденов в месяц (1,7 гульдена равны 1 доллару США), то контрактник, прослуживший 20 лет, получает ежемесячно всего 2252 гульдена.

Широко реформируют вооруженные силы вот уже несколько лет в другой стране — члене НАТО — ПОРТУГАЛИИ. За это время общая численность армии снизилась на 20 процентов. В связи с предполагаемым переходом к контрактной системе комплектования, продолжительность срочной службы сокращена до четырнадцати месяцев. Призывникам предоставлено право выбора места службы, рода войск и года призыва (в пределах возраста от 18 до 22 лет).

Уровень расходов португальской казны на военные нужды — один из самых низких в НАТО: всего 80 долларов на каждого гражданина — в 11 раз меньше, чем в Соединенных Штатах. Между тем и после сокращений Португалия содержит достаточно внушительные для такой страны вооруженные силы — более 60 тысяч солдат и офицеров. Больше всего в сухопутных войсках — 34 тысячи (три пехотные бригады, 14 пехотных и три бронекавалерийских полка). Затем — военно-морской флот — 16 тысяч. Береговую линию защищают флотилии эскортных и сторожевых кораблей, дивизион подводных лодок, группа десантных судов и три батальона морской пехоты.

Боевая авиация включает шесть оперативных авиагрупп, в которых 10 тысяч солдат и офицеров. Группам приданы 90 истребителей-бомбардировщиков, 30 транспортных и 95 вспомогательных самолетов.

Понятно, что при низком уровне оборонных расходов содержать относительно большую армию весьма непросто. Между тем материальное положение военнослужащих Португалии считается сравнительно высоким, размеры денежного содержания сержантов-контрактников значительно превышают доходы рабочих и служащих, а офицеры вообще относятся к категории хорошо обеспеченных граждан. Это объясняется тем, что до последнего времени НАТО, в первую очередь — Америка, покрывали более 40 процентов расходов Португалии на приобретение новых систем оружия и боевой техники. В связи с тем, что сейчас военная помощь резко сокращена, руководство Португалии, не снизив уровень материального содержания военнослужащих, перенесло сроки перевооружения на более позднее будущее.

Еще более сложно переоснащать армию соседней ИСПАНИИ. Ее вооруженные силы в три с половиной раза больше португальских: 217 тысяч, а уровень военных расходов всего 81 доллар на каждого испанца.

Руководство государства и армии полагает, что дальнейшее уменьшение военного бюджета нецелесообразно. Взят курс на то, чтобы повысить эффективность вооруженных сил за счет их сокращения и дальнейшей профессионализации. Испанская армия уже на 50 процентов укомплектована контрактниками. Но со второй половиной личного состава, призывниками, труднее. Несмотря на то, что срок военной службы всего лишь девять месяцев, а альтернативной — тринадцать, в этом году более 14 тысяч юношей отказались от выполнения гражданского долга. Чтобы привлечь их, решили ввести пятидневку с восьмичасовым рабочим днем. После «отбоя» новобранцы даже имеют право ночевать вне части. Но они должны оставить адрес и по тревоге, не позднее чем за два часа, прибыть в подразделение.

Вооруженные силы ШВЕЙЦАРИИ — самые крупные в Западной Европе: 600 тысяч. Парадоксально для страны с населением в шесть с половиной миллионов. Но нужно знать швейцарскую систему обеспечения государственной безопасности. Эта традиционно нейтральная страна не участвовала в войнах с 1515 года, выработав не только сугубо швейцарскую военную доктрину, но и утвердив систему взглядов на оборону как на общенародное дело. Отсюда и пошел «милиционный принцип» организации, существования и развертывания вооруженных сил. Он особенно разителен в наше время, когда все чаще в армию набирают профессионалов. Суть «милиционного принципа» в том, что каждый швейцарский мужчина (до 50 лет) считается военнообязанным и 11 месяцев проходит подготовку. Причем проходить он ее может в удобное для него время в течение... 20 лет. Лучше, конечно, смолоду.

В период этого обучения и после все военнообязанные входят в состав ополчения. Учат боевому искусству на краткосрочных сборах, что позволяет содержать на кадровой основе небольшой контингент профессионалов. Остальные ополченцы хранят дома личное оружие, военную форму и необходимое снаряжение, что позволяет в минимальный срок «занять место в строю». Воинская часть дислоцируется на небольшом расстоянии от дома.

В стране за последние 70 лет создана широкоразветвленная военная инфраструктура, на которую затратили немалые средства. Построили несколько укрепленных полос. В 50-х—70-х годах соорудили большое количество убежищ, обеспечив каждому швейцарцу возможность выжить в глобальной войне.

Своевременные затраты позволили накопить достаточное количество вооружения и технических средств. Сегодня расходы на оборону относительно невелики. Вместе с тем современные требования не могли не затронуть вооруженные силы Швейцарии. С 1 января этого года начался переход на новую структуру. Планируется за два года сократить армию на треть, доведя до 400 тысяч. Количество подразделений также будет уменьшено с 4200 до 2770. Армия станет более «молодой»: предельный возраст военнообязанных будет снижен с 50 до 42 лет, время службы — с 330 до 300 дней. Новая армия Швейцарии в значительной степени станет инструментом международной поддержки в интересах сохранения мира.

До второй мировой войны ЛЮКСЕМБУРГ не имел своей армии. Статус нейтральной страны гарантировали соседние государства. Германия, игнорируя этот статус, оккупировала Люксембург. Поэтому сразу после освобождения эта страна приняла закон о всеобщей воинской повинности. С 1967 года армия Люксембурга комплектуется на добровольной основе гражданами обоего пола в возрасте от 17 до 25 лет.

Войска Великого герцогства состоят из 430 солдат, 125 унтер-офицеров и 35 офицеров. Несмотря на такую «игрушечную» численность, это настоящие вооруженные силы. Есть министр обороны, командующий — полковник Брюк. И хотя из всей армии не сформировать более двух пехотных батальонов, в ней есть и генерал — глава государства великий герцог Люксембургский Жан.

Комплектование армии не вызывает труда, желающих гораздо больше, чем вакансий. Это позволяет вести весьма тщательный отбор. За каждый месяц солдату, при весьма обильном довольствии, перечисляется на банковский счет от 800 долларов и больше. Кроме того, после 18-месячной службы он получает пять тысяч долларов на гражданское обустройство. И это не все: отслужив, гражданин может претендовать на ряд должностей в полиции, службе охраны и безопасности, лесничестве, на таможне и почте...

Карликовая страна — член НАТО и участвует во всех основных мероприятиях альянса.

Завершая обзор вооруженных сил малых стран Западной Европы, следует подчеркнуть, что после развала Варшавского пакта и Советского Союза их руководители сознают — непосредственная опасность этим государствам больше не угрожает. Но многочисленные ситуации, чреватые риском, не только не исчезли, но и усугубились. К их числу относятся экологические бедствия и демографические проблемы, голод и бедность во многих регионах планеты, углубляющаяся пропасть между Севером и Югом. Растет опасность обретения странами «третьего мира» ядерного, химического и бактериологического оружия, в непосредственной близости ведутся локальные войны. И все эти аспекты потенциальной угрозы заставляют малые страны Западной Европы держать порох сухим.