UA / RU
Поддержать ZN.ua

Содержание "ДНР" и "ЛНР": цена вопроса

Дело в реальном - ментальном, энергетическом, политическом отрыве оккупированных территорий от Украины. Именно поэтому так нагло ведет себя командование "республик". Отрыв произошел. И точка. Как бы больно и стыдно не было. Особенно перед теми, кто там до сих пор живет с Украиной в сердце.

Автор: Инна Ведерникова

Если даже предположить, что в силу каких-то чудесных неведомых обстоятельств Путин прекратит свое наступление и начнет отвод тяжелых вооружений от линии размежевания, согласно последним подписанным в Минске договоренностям, то не стоит забывать, что из острой фазы "горячей" войны мы тут же попадаем в следующую - экономическую. Выполняя следующие пункты мирных договоренностей.

Речь о принятии Украиной на себя ответственности за содержание оккупированных территорий, которые она совершенно не контролирует политически.

И, надо сказать, обязательство сие оппонирующей стороной было воспринято всерьез. Так, г-н Захарченко буквально на следующий день после подписания соглашения заявил: несмотря на то, что "ДНР" (в рамках выполнения Минска-2, надо полагать) в ближайшее время собирается взять Мариуполь, Харьков еt cetera, он уже готов представить премьеру Яценюку счет задолженности Украины перед "республикой". Который, понятно, вырастет после Дебальцево, Логвиново, и не дай Бог, запланированного…

Для того же, чтобы быть готовыми к продолжению случившегося с нами оксюморона, стилистически блестяще выписанного главным сценаристом этой поучительной истории, мы составили ряд вопросов к власти (официальные запросы были направлены вице-премьеру Геннадию Зубко, а также министру финансов Наталии Яресько), попросив уточнить материальную цену вопроса. И возможную позицию государства в случае сохранения нашей и ЕСовской слепоты, подразумевающей выполнение всех фабульных заданий ВВП.

Итак, для начала стоит опереться на документ. Так, в Комплекс мероприятий по выполнению минских соглашений, подписанный 12.02.2015 г.. в Минске, входит пункт № 8, который указывает на: "Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновления налогообложения в рамках правового поля Украины)".

В дополнении к документу также есть пункт в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", который указывает не только на "возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения в отношении экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей", но и на то, что, "государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей".

Потому абсолютно логично было первым делом уточнить: следует ли понимать, что государство Украина берет на себя обязательства по социально-экономическому обеспечению (пенсии, заработные платы, социальные выплаты) и восстановлению государственных объектов промышленной и социальной инфраструктуры оккупированных территорий в полном объеме?

Однако, выразив неподдельное уважение к инициативе нашего издания, вице-премьер-министр, министр по региональному развитию и ЖКХ Геннадий Зубко, курирующий восстановительный процесс в Донбассе, оказался крайне немногословен: "К сожалению, - сообщил ZN.UA вице-премьер, - о выполнении Минских соглашений можно будет говорить только после того, как Российская Федерация прекратит агрессию против Украины и начнет выполнять эти соглашения. После того как на Востоке нашей страны наступит настоящий мир, я буду готов дать вам расширенное интервью и ответить на все поставленные вами вопросы".

Вопросов действительно на этот счет достаточно, как, впрочем, и нашей уверенности в том, что подписав подобное соглашение, власть уже должна была иметь хотя бы общее представление о возможных масштабах взятых на себя обязательств. А также готова делиться этими представлениями с налогоплательщиками, которые, так или иначе, помимо отданных за Донбасс жизней, в случае реализации минских договоренностей возьмут на себя и львиную долю финансовых затрат на его восстановление. Ну, по меньшей мере, до того момента, когда в Украину пойдет обещанная многомиллиардная международная финансовая помощь. Увы, позиция (или осведомленность?) вице-премьера, оказалась достаточно слабой для ведения подобного открытого диалога.

В то же время, министр финансов Наталия Яресько в своем более развернутом ответе на наш запрос уточнила, что "поскольку на сегодня режим прекращения огня не соблюдается террористами, то в вопросе финансово-экономического обеспечения территорий, которые не контролируются правительством, министерство руководствуется распоряжениями и постановлениями, которые были введены в действие до Минских договоренностей".

- Какие средства тратит сейчас бюджет на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей и по каким статьям? Или финансирование прекращено полностью?

- Мы финансируем местные бюджеты, подконтрольные украинской власти в Донецкой и Луганской областях, - продолжила Яресько. - По состоянию на 14.02.2015.г. принято и утверждено: по Донецкой области - 272 местных бюджета (96,8%), по Луганской - 181 местный бюджет (85%). На неподконтрольных украинской власти территориях министерство не может это сделать, и таких бюджетов сейчас 273. Для начисления средств министерству необходимо, чтобы местные органы власти подготовили для него соответствующие ведомости. На данный момент такие ведомости не поступают.

В случае возвращения под суверенитет Украины этих территорий мы будем привлекать к финансированию восстановления экономики и инфраструктуры Донбасса международные организации. В частности, с этой целью в апреле планируется созыв инвестиционной конференции для предоставления помощи Украине.

- Каким образом будет поступать международная финансовая помощь в случае участия Украины в восстановлении оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей: через Киев или деньги будут поступать непосредственно на счета местных властей оккупированных территорий?

- Помощь, как всегда в таких случаях, будет предоставляться через официальный Киев. В частности она, в зависимости от кредитора, будет проходить через министерство финансов, министерство экономики, а также министерство регионального развития, - заключила министр.

Тем не менее, ряд ключевых вопросов, которые мы также поставили перед чиновниками, остались без ответа. А именно:

- существуют ли сегодня предварительные расчеты убытков, полученных в результате разрушений объектов инфраструктуры на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей? Сколько средств может понадобиться на восстановление социальных объектов и промышленных государственных объектов на оккупированных территориях?

- каким категориям населения на оккупированных территориях будут осуществляться выплаты? Пенсионерам? Бюджетникам? "Народной милиции"? Кому именно? И во сколько обойдутся эти выплаты государственному бюджету? (В месяц, в год).

- признает ли Украина задолженность по социальным выплатам перед оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей? Или нет? Если да, то о какой сумме идет речь?

- за счет каких источников будут проходить все выплаты?

- будет ли участвовать в восстановлении инфраструктуры оккупированных территорий страна-агрессор, которая, по сути, стала причиной масштабных разрушений на этих территориях? Если да, то как будут поступать средства: через Киев или Украина позволит финансировать восстановление непосредственно через счета местных властей? Существуют ли рычаги, которые могут помешать это сделать?

Таким образом, очевидно, что каких бы то ни было расчетов по выполнению взятых на себя обязательств по социально-экономическому обеспечению оккупированных территорий у украинской власти на сегодня не существует. Более того, из ответов понятно, что не существует ясности и по поводу объема взятых на себя обязательств. Громкое заявления Арсения Яценюка на счет репараций, которые должна выплатить Россия, - не в счет: она ж капитуляцию еще не подписала. Тем более на фоне циничных слов спикера Думы Рыжкова о том, что Россия, так же как и все европейские страны, заинтересованные в мире на Донбассе, примет посильное участие в его восстановлении. Вряд ли карманный вещатель Путина здесь имел в виду какие-то репарации.

Таким образом, можно констатировать, что президент Украины поставил свою "подпись" под ему неизвестным и никем неизученным. Как можно утверждать и то, что это обстоятельство в какой-то момент станет очередным, мягко говоря, непростым испытанием для страны и ее будущего. Из экономической дыры непрогнозируемого размера, еще и постоянно кровоточащей, в Европу не берут. Даже если обещают.

Однако для того чтобы представить себе хотя бы приблизительные масштабы возможных будущих проблем, связанных с восстановлением и обеспечением оккупированных территорий, стоит обратиться проблемам к уже существующим и куда более глубоко изученным: речь о бедах освобожденных территорий Донецкой и Луганской областей. Здесь, помимо отрывочных сводок глав областных администраций, можно говорить о двух официальных документах, к которым и будем апеллировать. Один из них уже стал публичным.

Речь о так называемой "Черной книге Кремля", которую на днях презентовал Кабмин. Всего лишь несколько цифр, характеризующие финансово-экономические и инфраструктурные потери, которые понесла Украина в 2014 году в результате аннексии Крыма и оккупации части территорий Донецкой и Луганской областей:

- уничтожено 20% нынешнего экономического потенциала;

- 100 миллионов гривен ежедневно - на проведение АТО;

- на 23 млрд. грн уменьшились поступления в сводный бюджет (из них 13,2 млрд не додали Донецкая и Луганская области);

- упали объемы промышленного производства (Донецкая область - 31,5%, Луганская - 42%);

- остановили работу (в том числе и по причине разрушений и повреждений) Алчевский меткомбинат, Донецкий металлопрокатный завод, Донецкий электрометаллургический завод, Стахановский ферросплавный. Практически не работает "Азовмаш". Стоят коксохимы в Горловке, Авдеевке, Ясиноватой. Прекратили работу большинство предприятий машиностроительной и химической отрасли, в том числе и горловский "Стирол".

Стоит уточнить, что в случае с экономикой и ВВП правительство говорит об общих для страны потерях, которые мы понесли вследствие фактической потери оккупированных территорий Крыма, Донецкой и Луганской областей. И здесь, опираясь на информацию о неработающих промышленных предприятиях на оккупированных территориях, поврежденных в ходе боевых действий, можно частично представить масштаб ущерба.

Что касается инфраструктурных разрушений, то речь, конечно, о пострадавших освобожденных территориях, подконтрольных Украине. Так, по данным Кабмина:

- в Луганской области по состоянию на конец декабря разрушено и повреждено 489 жилых домов всех форм собственности. Повреждено 239 распределительных газопроводов. Без газоснабжения остаются 9360 абонентов;

- в Донецкой области по состоянию на 3 февраля 2015 г. разрушено и повреждено 9215 жилых домов всех форм собственности (12% жилого фонда). Общая сумма убытков от разрушений объектов жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры составляет 1250,765 млн. грн. Общая сумма убытков от разрушений объектов электро- и газоснабжения составляет 526 млн. грн.

Еще один конфиденциальный документ, где можно почерпнуть достаточно интересную информацию по интересующей нас теме, оказался в распоряжении редакции. Речь об Оценке путей восстановления и развития мира в Украине (ОВРМ), которая проводилась в ноябре-декабре 2014 г. совместными усилиями Европейского Союза, Организации Объединенных Наций и Мирового банка под руководством и при участии правительства Украины. (Документ в 200 страниц).

Мы же приведем только ключевые моменты, касающиеся прогнозируемых экспертами затрат, необходимых для восстановления освобожденных территорий Донбасса. Здесь стоит отметить, что международные эксперты давали оценки и составляли прогнозы с учетом комплексного подхода к восстановлению разрушенной экономики, инфраструктуры и социальной сферы Донбасса. В документе, который правительство, по-видимому, намеревается положить в основу собственных стратегических планов в Донбассе, выделено три приоритетных направления.

Таким образом, по предварительным подсчетам, только на первый этап восстановления может понадобиться 1 млрд. 152 млн. 800 тыс. долл. Более того, как уточняют авторы документа, этот показатель является частичным и может существенно возрасти. Потому что для тщательного определения стоимости нужны масштабные консультации на уровне территориальных общин, проведение которых было невозможно из-за строгих временных ограничений сроков предварительной оценки.

Кроме того, не забываем, что оценка проводилась в декабре, а в январе-феврале с новой силой возобновились боевые действия, которые стали причиной масштабных разрушений в Дебальцево, Артемовске, Чернухино, Логвиново и других населенных пунктах. Почти все они сегодня заняты сепаратистами, но согласно Минску-2, должны оказаться по украинскую сторону.

Немаловажным моментом в финансовой истории последствий войны следует считать и проблему так называемых временно перемещенных лиц. Здесь много информации предоставили опять-таки правительство со своей "Черной книгой" и министр финансов Наталья Яресько. По данным Кабмина, на 2 февраля на учете состоит 978 482 переселенца, временно выехавших с оккупированных территорий. На сегодня общая сумма средств, перечисленных для страховых выплат и оплаты медико-социальных услуг, составляет 416,6 млн грн. За октябрь 2014 - январь 2015 г. профинансированы выплаты ежемесячной адресной помощи семьям в размере 528,4 млн грн.

Министр финансов, в свою очередь в комментарии ZN.UA, уточняет, что "на обеспечение потребностей временно перемещенных лиц, согласно госбюджету в 2015 году предусмотрено 510 млн. грн (главный распорядитель средств - министерство социальной политики). В частности, в январе 2015 года на указанные цели из госбюджета направлено 170 млн. грн, а в феврале планируется выделить 340 млн. грн".

Кроме того, министр сообщила, что проектом закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном бюджете на 2015 год" предусмотрено увеличить общий объем расходов по указанной бюджетной программе на 2,85 млрд. грн и определить в сумме 3,36 млрд. грн. Что возможно, и могло бы дать надежду на более качественную и своевременную помощь государства переселенцам. Однако с учетом продолжения боевых действий и усиливающего потока людей, покидающих зону АТО, подобный прогноз будет преждевременным.

…Вряд ли в финале нашего на самом деле весьма неглубокого изучения вопроса стоит повторять, что даже на этот поверхностный взгляд наше государство продолжает путь по проторенной дорожке вслепую. На ней до сих пор нет ни реформированной и державой обеспеченной всем необходимым, армии, которая могла бы стать ключевым аргументом в переговорах с врагом, ни компетентного командования, которое бы могло стать основой для приятия правильных решений главнокомандующим, ни политической, ни экономической - да никакой! - внятной стратегии будущего. В рамках подписанных соглашений тем более. С просчитанными рисками, возможными ходами, способными поломать игру противника. И вся эта пустота лежит в основе общемировых договоренностей, реплик, планов, заявлений известнейших политиков и экспертов. Бред!

А ведь сам противник с новой силой, в прямом и переносном смысле, подсказывает выход. Что, возможно, оккупированные территории - это отрезанный ломоть. В силу каких причин - теперь не будем. Поздно. Но, возможно, признав это, мы смогли бы предпринять результативную попытку начать мирные переговоры на абсолютно других - реальных условиях. И дело здесь не только в наших меркантильных расчетах - не потянем экономически, уйдем в пропасть, Европа не возьмет…

Дело в реальном - ментальном, энергетическом, политическом отрыве оккупированных территорий от Украины. Именно поэтому так нагло ведет себя командование "республик". Отрыв произошел. И точка. Как бы больно и стыдно не было. Особенно перед теми, кто там до сих пор живет с Украиной в сердце. (Для них нужна четкая поэтапная государственная программа с жильем, работой и гарантиями выезда с оккупированных территорий). И, конечно же, перед теми, чье сердце, где умещалась целая Украина, остановилось навсегда. Поэтому наш президент выглядит предателем, соглашаясь на чужой сценарий и строя наше совместное с "республиками" будущее на основе абсолютно диких автономий, нереальных выборов, несуществующих финансов… В то самое время, когда нас продолжают бомбить, забирать территории, мучить людей.

Возможно, отказ от этих территорий и есть то самое дно, о которое мы ударимся, перевяжем раны, соберем силы и, оттолкнувшись, пойдем вверх…