UA / RU
Поддержать ZN.ua

Соборность Украины XXI века

Приближается очередной День Украинской соборности, День Злуки. Праздник, который сегодня выглядит довольно странно...

Автор: Василий Горбаль

Приближается очередной День Украинской соборности, День Злуки. Праздник, который сегодня выглядит довольно странно. Почти 90 лет тому
назад люди безумно радовались, что теперь они могут принадлежать к одному государству, что «западенцы» и «схидняки» теперь просто украинцы. Сегодня, как ни печально констатировать это, существование в рамках одного государства воспринимается большинством украинцев просто с терпимостью — и это самый позитивный вариант. Дальше идёт по нарастающей, от «лёгкого недоумения» до «искреннего возмущения». Вплоть до готовности любой ценой исправить ошибку наивных предков.

Что ж, эйфории всеобщего единства начала ХХ века вряд ли можно добиться сегодня. Да и вряд ли стоит к этому стремиться. Собственно, и выгоды государству от этого не будет особой, и без запуска мощной машины идеологического насилия не обойдется. Так что пусть уж любит Украину и братьев-украинцев из других регионов кто как может. Для страны гораздо больше пользы в формировании т.н. «прагматичного патриотизма». Это когда не плачут над рушником и, возможно, даже языком владеют не так уж хорошо, предпочитая русскоязычные фильмы и газеты — но(!) украинские газеты и украинские фильмы. Считают более качественными и вкусными украинские продукты, более натуральным и приятным на ощупь украинский текстиль, более безопасными и красивыми украинские игрушки, более надёжными украинские банки и т.д.

«Прагматичный патриот» искренне считает, что именно в этой стране ему выгоднее жить, работать, создавать собственный бизнес. Он уверен, что далеко не самое удобное законодательство — повод для борьбы за внесение изменений, а не для эмиграции.

Если каждый наш предприниматель будет уверен, что, представляя именно Украину, легче конкурировать на мировом рынке, — это уже можно будет считать замечательным достижением украинского государства в сфере формирования патриотизма. И если «западенец» начнёт думать, как заработать вместе со «схидняком», это скрепит Украину гораздо надёжнее общего гимна и герба. Если каждый регион начнёт воспринимать остальную Украину хотя бы как самый ближний и самый выгодный рынок сбыта — уже плюс. Тем более что в условиях глобальной мировой конкуренции и открытости украинской экономики на пути в ВТО приоритетом для Украины станет именно развитие производства и услуг для внутринацио­нального потребления.

Следующим шагом станет поиск бизнес-партнёров внутри страны для завоевания внешних рынков. Нужно будет активизировать внутренние схемы сотрудничества, используя распределение производств и ресурсов. Ведь до сих пор после исключения Украины из союзных схем распределения этот процесс шёл слишком вяло для такой достаточно масштабной экономики, как украинская.

Для львовянина не будет друга и брата дороже донетчанина, как только нормально заработает отечественная угледобывающая отрасль, а цены на импортные энергоносители окончательно взлетят под облака — при нормальной экономике, когда отечест­венным предприятиям вообще можно будет работать с нормальной прибылью и без теневых схем (то есть при нормальном, просто открытом и работающем, а не каком-то идеальном законодательстве). Когда Закарпатье и Крым будут работать в одном режиме полноценной, эффективной туристической отрасли Украины, они станут лучшими партнёрами, чтобы оптимально конкурировать с Россией, Турцией, Черногорией...

Опять-таки — энерго- и ресурсозависимый Крым будет видеть своим главным и естественным партнёром Донецк, Харьков, Полтаву и Киев, а не Москву, Сочи и Краснодар. Потому что извлекать максимальную круглогодичную выгоду от туристов можно только при должном законодательном, ресурсном, технологическом, транспортном обеспечении, обеспечении соответствующей международной политики и выгодных договорённостей. А это зависит от родной державы, а уж никак не от соседней, являющейся прямым конкурентом Крыму (и чем дальше, тем больше — как раз Россия ориентируется только на себя и блюдёт свою выгоду, как и положено всякому нормальному государству).

При реализации эффективной государственной программы инновационного развития и максимально полного использования технологического, кадрового, научного потенциала первой столицы Харьков вообще станет просто-таки драгоценным и незаменимым партнёром для всех регионов Украины без исключения. Никому в голову не придёт вспоминать, насколько близко и к какой именно границе он находится, до чьей столицы оттуда ближе. Когда успешность отечественного бизнеса по всей стране будет так или иначе завязана на харьковских разработках, харьковских кадрах, харьковских проектах — этот город будут любить все украинцы. Каждый будет гордиться, что Харьков — «это наше, украинское».

Причём следует отметить главное — такие схемы внедрения «прагматичного патриотизма» естественны, они не предполагают какого бы то ни было принуждения, нарушения чьих-то прав и не идут вразрез с чьими-то желаниями. Поскольку желание жить в достатке — общее, одинаковое для Запада и Востока Украины. И от государства, от парламента, правительства, местных органов власти не требуется каких-то специфических усилий, каких-то отдельных затрат. Надо просто продолжать реформировать экономику, создавая условия для максимально эффективной и открытой её работы, для минимальной зависимости бизнеса от прихотей чиновников. Просто ликвидировать коррупционные схемы, которые ставят в зависимость от чьих-то приватных интересов всю страну, всех её граждан.

Как только государство создаст хотя бы приемлемые условия для отечественного бизнеса, люди сами придут к выводу, что быть патриотом выгодно.

Так что Злука XXI века для Украины — это совместные экономические проекты. Именно экономика станет базисом для воссоздания общей культуры, сознания принадлежности к единой нации, вне зависимости от этноса. Такую Соборность современные украинцы примут с той же радостью, что и политическую Соборность начала ХХ века.