UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ «ЖЕЛТОГО ДРАКОНА»

17—20 ноября Президент Украины посетит Китай. Лететь в КНР сегодня Леониду Кучме весьма выгодно. Ст...

Автор: Иван Гордеев

17—20 ноября Президент Украины посетит Китай. Лететь в КНР сегодня Леониду Кучме весьма выгодно. Став «нежелательной» фигурой на Западе, глава Украинского государства, тем не менее будет желанным гостем в целом ряде держав на Востоке, и Китай занимает в этом списке если не первое, то далеко не последнее место.

Тот факт, что визит в Пекин состоится как раз накануне Пражского саммита НАТО, делает его символичным противовесом евроатлантической интеграции. Этот визит очень нужен Кучме — для демонстрации собственного политического веса и наличия альтернативы западному вектору, но он нужен и Китаю: если кто и умеет делать экономические выгоды из политических трюков, так это китайцы. Среди прочего им нужны технологии, и желательно критические. Еще более желательно, чтобы они были альтернативными российским, не говоря уже о том, что Украина продаст их дешевле.

На этой неделе заместитель главы администрации, начальник управления внешнеэкономических отношений администрации Президента Анатолий Орел, комментируя предстоящий визит Президента, заметил, что его цель — в закладке основ для углубления политических отношений между двумя странами до уровня стратегических. Отбросив подсчет довольно значительного количества стратегических партнеров Украины, все же рискнем отметить, что результаты развития дружбы могут внести заметные коррективы в жизнь государства, испытывающего сложности с определением и реализацией своего внешнеполитического курса.

Еще в 2000 г. «ЗН» писало о начале активной переориентации украинского сегмента высокотехнологической продукции, критических разработок и оружейного бизнеса на азиатские рынки. Но тогда, после отрезвляющего отказа Европы от Ан-70, это были осторожные поиски альтернативы. Сегодня поход на Восток в условиях не только экономического, но и политического межсезонья может оказаться предпосылкой трансформации Украины в евроазийское государство.

И несмотря на то что взаимный интерес Украины и Китая основывается на экономических расчетах, урожай, тем не менее, будут собирать политики.

Великий рынок авиатехники

Реализация Украиной в течение ближайших двух-трех лет ряда проектов в Китае, включая авиакосмические, должна увеличить товарооборот почти в полтора раза и довести его до $1,5 млрд., считает госсекретарь Минэкономики и европейской интеграции Украины Андрей Гончарук. До конца этого года товарооборот должен достичь $ 1 млрд., что пока даже меньше, чем украинско-турецкий, но несоизмеримо больше, чем уровень торговли с любым европейским государством западнее самой Украины. Причем потенциальная емкость китайского рынка для Украины все больше расширяется.

На международном авиакосмическом салоне в Чжухае, прошедшем в первые дни ноября, американская корпорация Boeing Co. опубликовала прогноз, в соответствии с которым в ближайшие 20 лет Китай закупит 1912 новых пассажирских самолетов и станет вторым по величине рынком авиатехники после США. В период с 2001-го по 2021 г. затраты азиатского гиганта на закупку самолетов составят $165 млрд.

Вполне понятно желание Киева не оказаться за бортом, когда будет делиться такой пакет заказов. Еще во время выставки Airshow China двухлетней давности авиастроители двух государств подписали несколько небольших контрактов в области авиастроения. А уже августе 2001 г. в рамках визита в Украину министра гражданской авиации КНР Лю Цзеньфена, АНТК им. Антонова, Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие, Китайская государственная импортно-экспортная корпорация авиасобственности и Синьцзянская авиакомпания подписали в Киеве протокол намерений о поставках Китаю новых украинских самолетов Ан-74ТК-300. Первоначально речь шла о двух машинах, но заказ может расшириться и до 30 самолетов. В этом месяце Китай подтвердил свои намерения приобрести в Украине самолеты Ан-74ТК-300.

Китай продолжит закупать у Украины авиадвигатели и авиационные ракеты для российских многоцелевых самолетов Су-30МК. (Контракты были заключены в 1999 и 2001 гг. По каждому из этих договоров Россия обязалась поставить 40 Су-30МК. Еще один новый контракт на поставку Россией 40 истребителей Су-30МК в Китай готовится к подписанию.) К перспективным направлениям в этой области относится также модернизация китайских самолетов Y-5, создание в КНР центра послепродажного обслуживания самолетов Ан-12 и Y-8, совместное авторское сопровождение китайского парка машин Ан-12. Украина предлагает китайским авиакомпаниям и новые пассажирские самолеты Ан-140, и это предложение сейчас детально рассматривается китайской стороной. Некоторые эксперты не исключают подписание соглашения на поставку Ан-140 уже во время визита Л.Кучмы.

Если это событие произойдет, вкупе с остальными достижениями на рынке для украинского лидера оно станет неплохой компенсацией политики на Западе.

Космос, «Кольчуги» и прочее

Скандал, вызванный обвинениями Украины в незаконной торговле оружием, не повлияет на развитие военно-технического сотрудничества между Украиной и Китаем, считает А.Орел. И скорее всего, считает небезосновательно. Дело в том, что традиционный и наибольший партнер Китая — Россия продает ему в основном только ту военную технику, которая уже имеется у российских ВС. Учитывая, что та же Индия получает более современные системы вооружений, которые в большинстве случаев разрабатываются совместно с российскими конструкторскими бюро при солидных финансовых вливаниях Индии, Китай подумывает, во-первых, о диверсификации поставок, а во-вторых, о стимулировании России продавать и самые современные системы. И надо сказать, в этом году Пекин добился существенных успехов. Именно так российские военные эксперты прокомментировали решение Москвы продать в Китай современные корабельные системы ПВО С-300Ф «Рифы». Еще раньше Россия поставила своему традиционному партнеру восемь дивизионов ЗРК большой дальности С-300ПМУ-1 и 27 комплексов малой дальности «Тор-М1». Но корабельная версия С-300 долгое время была табу для Китая.

Есть мнение, что политические успехи Китая связаны в том числе и с Украиной. Китай интересуется не столько прямыми закупками вооружений и военной техники из Украины, сколько приобретением передовых технологий. Кроме того, в Украине есть целый ряд технологий, которые интересны для Китая, и которых нет в России. Учитывая баснословный военный бюджет этой страны, достигший в текущем году $17,2 млрд. (более того, эксперты уверены, что реальный военный бюджет, как минимум, вдвое больше официального), Украина вполне может рассчитывать на хорошие доходы от оружейного экспорта в эту страну, а также от торговли с ней технологиями двойного назначения. Делая единичные приобретения различной номенклатуры вооружений, китайцы намереваются решить проблемы путем развития производства на собственной территории.

Еще в 2000 г. Украина и Китай подписали перспективную пятилетнюю программу сотрудничества в сфере освоения космоса. Среди прочего она предусматривает совместную работу по созданию нового микроспутника. А в более отдаленной перспективе — модернизацию техники для запуска космических аппаратов, создание платформ микроспутников и, может быть, реанимацию проекта космического воздушного старта. Заместитель гендиректора Национального космического агентства Украины Валерий Комаров, подписавший этот документ, заметил, что контракты с Китаем «могут ускорить работу Украины в космической отрасли по некоторым направлениям, а по объему — даже превзойти государственное финансирование отрасли». Сегодня эксперты не исключают, что на фоне охлаждения украинско-американских отношений, в ракетно-космическом сотрудничестве Украины и Китая могут появиться новые составляющие. Как известно, США и Китай по-разному интерпретируют пункты Режима контроля над ракетными технологиями (РКРТ), особенно в части поставок соответствующей продукции. Учитывая, что Украина владеет технологиями создания твердого ракетного топлива и систем управления для головок самонаведения стратегических ракет, украинско-китайское сотрудничество может попасть под прицел американских интересов.

Если говорить о конкретных поставках и совместных разработках, то их тоже немало. Если несколько лет назад военно-технические отношения ограничивались поставками ракет «воздух-воздух» для российских самолетов, то ныне спектр значительно расширился. Называя лишь наиболее известные, можно составить внушительный список. В конце прошлого столетия Китай по цене металлолома получил недостроенный крейсер «Варяг» — даже с учетом уплаты заказчика за простой корабля в доках он обошелся в $28 млн. Эксперты военного кораблестроения связывают это приобретение с желанием Китая получить технологии создания авианосцев. Приблизительно в это же время Китаю были переданы технологии обслуживания двигателей Ал-31Ф, а на двух сделках Украина заработала еще $20 млн.

Харьковские танкостроители вместе с Китаем создают новый пакистанский танк Al Khalid. Завод им. Малышева через фирму «Прогресс» в прошлом году поставил для него 15 трансмиссионных отделений, а летом этого года начал выполнение контракта в $100 млн., предусматривающего поставки в течение трех лет 285 моторно-трансмиссионных отделений.

В 2000 г. в Китай была поставлена лабораторная установка (с передачей технологии) для производства ионно-плазменных двигателей к космическим аппаратам. Еще чуть позже научно-исследовательский институт «Квант» поставил партнеру некоторые технологии производства специальной высокотехнологичной продукции для систем ПВО. Наконец, в начале этого года был подписан контракт на поставку четырех станций пассивной радиоэлектронной разведки «Кольчуга». Учитывая, что один полный комплекс «Кольчуги» никак не обеспечит прикрытие всей территории этого государства, можно предположить, что китайские разработчики попытаются овладеть технологиями создания этой техники. А отнюдь не реэкспортом, как считают некоторые наблюдатели. Если это китайцам удастся, они будут создавать (и продавать, куда посчитают нужным) собственные станции, но уже под другим названием. Если нет — будут закупать дальше у Украины. В Украине склонны считать, что все будет развиваться по второму сценарию. Поскольку основную головоломку составляет не техника, а алгоритм ее работы. Сегодня в мире вперед в этом направлении вырвались украинская и чешская школы. Производя системы пассивной разведки уже третьего поколения, украинские и чешские разработчики оставили далеко позади американских. Многие вещи способны сделать в России, но в целом тактико-технические характеристики донецкой «Кольчуги-М» серьезно превышают российские.

Предполагается, что на очереди малый десантный корабль «Зубр». Его китайцы хотят приобрести без вооружений, чтобы получить уникальные технологии создания этого быстроходного военного корабля. Как-то начальник вооружения ВС Украины, генерал-полковник Александр Стеценко отмечал, что «мы уже выполнили для Китая несколько контрактов по военно-морской тематике и поставкам техники ПВО, но обе стороны уверены, что пора переходить от прямых продаж к более активному сотрудничеству в этой военно-технической сфере».

Похоже, именно этот процесс начался во второй половине
2002 г., и Запад сам подстегнул его активизацию.