Первое «открытие Америки» по поводу того, что Украина — не Россия, оказалось не последним: в течение предыдущего месяца вырисовались отчетливые контуры понимания, что Украина еще и не Япония. Нужны доказательства? Как говорят в Одессе, их есть у меня: если бы в Стране восходящего солнца глава центробанка настолько тупо обвалил национальную денежную единицу, как у нас, а президент всячески покрывал эту аферу века, то оба уже давно воспользовались бы ритуальным кинжалом для харакири.
У нас же традиционно «особый путь»: Ющенко и Стельмах продолжают создавать видимость, что вокруг — тишь да гладь да Божья благодать. А если не совсем благодать, то в этом виноваты кто угодно — инопланетяне, незащищенные украинским бюджетом летучие мыши, Тимошенко — только не они, родные. Как сказал бы в этом случае Михаил Зощенко, нет ничего более нелепого, чем детский лепет в исполнении великовозрастных инфантов.
Царь, очень приятно, царь
У нашей страны скверная карма по части президентов: если предыдущий гарант мотивировал свое желание баллотироваться на второй срок наивным признанием, что в течение первой каденции он всего лишь «входил в курс дела», то нынешний вообще несколько лет не мог найти подобающее своему статусу занятие — то пасеки, то археологические раскопки, то керамические поделки.
Чтобы не погрешить против истины, признаем: изредка Ющенко все-таки отвлекался от этой «генеральной линии» на политические хороводы вокруг так называемого Универсала национального единства и подковерные игры в интересах «РосУкрЭнерго», но всякий раз он быстро остывал и возвращался в объятия прежней стихии.
Переломным оказался рубеж 2007—2008 годов. После досрочных парламентских выборов Ющенко сделал для себя пренеприятнейшее открытие: конгломерат политических сил, который он такими трудами завлекал в циклопическую структуру под названием «НУ—НС», оказался в рейтинге электоральных симпатий далеко позади БЮТ. Пришлось скрепя сердце давать «добро» на второе пришествие Юлии Тимошенко на капитанский мостик правительства.
Нет, президент, конечно же, не отказал себе в удовольствии «попить кровушки». Он сделал все и даже больше для того, чтобы Тимошенко «служба медом не казалась»: поначалу приближенные к нему нардепы театрально тянули время, интригуя общественность по поводу согласования коалиционного соглашения на 75%, 90% и даже 99%; потом команде Тимошенко изощренно выкручивали руки требованиями отказаться от губернаторской квоты в пользу Банковой и пообещать неприкосновенность тех управленческих и хозяйственных механизмов, в которых президент кровно заинтересован.
Решение по поводу ющенковских ультиматумов далось руководству БЮТ нелегко: многие депутаты требовали предать гласности «запредельные аппетиты» Банковой — дескать, народ имеет право знать своих «героев» в лицо, дабы адекватно оценить каждую государственную птицу по ее полету. Но Тимошенко употребила всю твердость и обаяние, чтобы эмоциональные трения не вышли за пределы маленького киевского пятачка между Банковой и Грушевского.
Она предполагала, что в политике поощряется великодушие: сегодня ты сделал благородный жест — завтра тебе ответили тем же, а может, даже воздали сторицей. Нельзя сказать, что Тимошенко ошибалась. Просто у Ющенко оказалась иная логика: если сегодня тебе уступили в малом, то завтра обязательно уступят в большом. Для апробирования этой гипотезы президент начал упоительно «учить уму-разуму» новоиспеченное правительство.
Первой костью в горле Ющенко стало предвыборное обещание Тимошенко (к слову, вошедшее в совместную с «НУ—НС» программу правительства) начать выплату долгов Сбербанка СССР. Как человек, имеющий некоторое отношение к закономерностям макроэкономических процессов, президент не мог не понимать, что 6 миллиардов гривен — это капля в море бюджетных расходов. Но он усердно педалировал инфляционный аспект осуществленных выплат, всячески подстегивая психологическую составляющую роста цен.
Следующим «приветом» с Банковой было блокирование программы приватизации на 2008 год и отказ от выполнения еще одного пункта совместной программы правительства — смены руководства Фонда госимущества и Антимонопольного комитета.
Параллельно подконтрольные президенту СМИ начали ерничать по поводу «невыполнения Юлией Тимошенко предвыборного обещания перевести армию на профессиональную основу». При этом комментаторы с Банковой всякий раз предусмотрительно «забывали» упомянуть две «мелочи»: во-первых, этот пункт не вошел в программу действий правительства именно по настоянию президентской стороны, во-вторых, перевод армии на контрактную основу на 90% является вопросом финансовым, а именно с этой парафией начали возникать проблемы в результате торпедирования президентом приватизационных процессов.
Остаток лета Банковая провела в позиционных боях с Кабмином. Это была скорее инерция борьбы, нежели бескомпромиссная «рубка». Поэтому и вспомнить-то особенно нечего — разве что требование Ющенко «найти» более 100 миллионов гривен на военный парад да последовавшее после Дня Независимости откровение Еханурова по поводу того, что продуктовые запасы армии будут исчерпаны к ноябрю. «За кадром» традиционно оказалось самое интересное: насколько можно было бы продлить и улучшить продуктовое обеспечение вооруженных сил, если бы а) не устраивалась ярмарка тщеславия под условным названием «военный парад», б) были упразднены уже набившие оскомину коррупционные схемы при определении поставщиков пищи.
У вас ус отклеился
Потом началось осеннее обострение: под надуманным предлогом определения агрессора в противостоянии вокруг Южной Осетии президент склонил большую часть «НУ—НС» к выходу из состава коалиции. На фоне нынешних глобальных финансово-экономических проблем «притянутость за уши» упомянутой причины для развала коалиции уже ни у кого не вызывает сомнений. Но историю не перепишешь — из нее можно разве что извлечь урок.
Что вовсе не поддается объяснению, так это инициирование президентом досрочных парламентских выборов: неужели Ющенко действительно надеялся кардинально улучшить показатели своей политической силы, рейтинг доверия к которой зыбко колеблется между отметками 2—3%? Как сказал бы в этом случае поэт, «надежды юношей питают».
Поскольку идея досрочных парламентских выборов тихо скончалась, а болезненый акционизм никак не давал покоя, то была предпринята отчаянная попытка взорвать социально-экономическую ситуацию в стране путем решительного обвала гривни. И только после того, как Тимошенко обнародовала едва ли не кровную месть всем зачинщикам финансовых беспорядков, валютные спекулянты во главе с Нацбанком немножко остепенились, отыграв лишь за одни сутки для гривни около 25% ее обменного курса. Значит можно!
И скажите на милость: при чем тут торговый баланс страны, о котором Ющенко не устает говорить как об основной причине стабильности курса национальной валюты? Неужели этот демонический торговый баланс в одночасье улучшился сразу на четверть? Увы, все это подозрительно смахивает на историю 10-летней давности, когда была искусственно девальвирована гривня и целенаправленно обанкрочен банк «Украина». Как и сейчас, тогда узкий круг людей неплохо заработал, а граждане 50-миллионной страны внезапно обеднели в 2,5 раза.
Воистину история имеет обыкновение повторяться — особенно, если не извлекать из нее уроки. Мы не только можем, но и должны, обязаны положить этому конец.
Реплику Ющенко о том, что на «курсовых показателях гривни негативным образом сказалось отсутствие бюджета и концепции дальнейшей экономической политики» даже комментировать как-то неловко ввиду ее очевидной несуразности: как можно выстраивать экономическую стратегию и бюджет в условиях ежедневных прыжков доллара на 10% и более? Если президент знает ответ на этот вопрос, то ему следует не затягивать интригу, а побыстрее осчастливить народ благой вестью. А если у него не заготовлен ответ, то, как рекомендовал популярный рекламный ролик, иногда лучше молчать.
От чего действительно трудно удержаться, так это от реагирования на заверения Ющенко по поводу того, что Украина стоит на грани внутреннего дефолта. Оценить степень вероятности такого сценария непросто по причине его многофакторности. Гораздо проще прийти к очевидному умозаключению о политическом дефолте самого президента, который не только бездарно растерял грандиозный кредит народного доверия, не только усугубил все проблемы, но и лишился самого главного звания помаранчевой эпохи — морального эталона нации.
Как тут не вспомнить Достоевского: если Бога нет — то все позволено. Слезы умиления вызвала синхронно отыгранная Януковичем, Ющенко и Фирташем на прошлой неделе на «Интере» ролевая партитура. С подчеркнутой комплиментарностью по отношению друг к другу и со столь же неприкрытой готовностью противодействовать любым (!) мерам правительства по смягчению всемирного финансово-экономического кризиса они сорвали с себя все политические и моральные маски, явив стране печальное зрелище: оказывается, для некоторых не последних людей в этой стране чем хуже, тем лучше.
Увы, к своему и нашему несчастью, они не понимают, что реализация первой части их плана (чем хуже) вовсе не гарантирует ни для Украины, ни для них лично воплощение в жизнь второй части замысла (тем лучше). Скорее наоборот: претворение в жизнь апокалиптических социально-экономических раскладов сметет с олимпа не только всю политико-управленческую верхушку, но и государство как суверенное образование.
Впрочем, попытаемся даже в этой ситуации быть трезвомыслящими и снисходительными: от политических выскочек нельзя ожидать, чтобы они проявляли чудеса государственной проницательности. Как говорят в таких случаях французы, не требуйте от петуха нести яйца — достаточно и того, что он изредка кукарекает.