UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шпионский жок

В мире рыцарей плаща и кинжала не любят болтать ни о своих победах, ни о чужих поражениях. Когда разведчик попадается на горячем, разоблачившие его спецслужбы не стремятся предавать этот факт гласности.

Автор: Макс Исаев

В мире рыцарей плаща и кинжала не любят болтать ни о своих победах, ни о чужих поражениях. Когда разведчик попадается на горячем, разоблачившие его спецслужбы не стремятся предавать этот факт гласности. Просто стороны спокойно убирают сию деталь механизма и заменяют ее другой, а после высылки дипломата по-джентельменски делают вид, что ничего особенного не случилось. Ведь проваливаются не только чужие шпионы, но и собственные разведчики. И если достоянием гласности сделать чужие провалы, то тебе могут так отплатить, что мало не покажется. К тому же, хотя высылка иностранных дипломатов является одной из норм международной практики, подобные публичные скандалы не проходят бесследно для обеих сторон. Предание скандала гласности – это всегда политтехнология, направленная на сознательную эскалацию негатива в двусторонних отношениях. И потому решение официального Бухареста обнародовать информацию о том, что военный атташе Украины Сергей Ильницкий и его помощник объявлены персонами нон грата, выглядит весьма красноречиво…

Как сообщают румынские СМИ, военный атташе Украины перекупал секретные данные у некоего болгарина Петара Зикулова, который сотрудничал с младшим офицером румынского министерства обороны Флоризелем Акимом. Задержанный болгарин уже признался, что с 2000 года дружил с украинским дипломатом, работающим в Бухаресте, и за тысячу (!) долларов в месяц продавал тому румынские секреты. Болгары в свою очередь утверждают, что Зикулов — только бизнесмен. Хотя с 1998 года по 2000-й он и работал помощником военного атташе, но, по словам представителя посольства Болгарии в Румынии, после того как вернулся на родину, он не числился ни в одном официальном учреждении.

Разгоревшийся скандал не захотели комментировать в посольстве Румынии в Украине. В свою очередь и начальник главного управления разведки Министерства обороны Украины (ГУР МО) Виктор Гвоздь, с которым «ЗН» удалось связаться по телефону, сославшись на профессиональную этику, отказался говорить на эту тему. Украинский МИД также не собирается давать какие-то официальные или неофициальные комментарии. Впрочем, как стало известно, соблюдая принцип паритетности, украинское внешнеполитическое ведомство уже «пингануло» двух румынских дипломатов. А посол Украины в Румынии Маркиян Кулик вызван в Киев для проведения консультаций.

По информации «ЗН» из источников в ГУР Минобороны, скандал в Румы­нии — четвертый случай за годы независимости, когда военного атташе Украины просили покинуть страну. Ранее подобные инциденты произошли в Канаде, России и Грузии. Но они не предавались публичной огласке, и военных дипломатов не просили покинуть страну пребывания в 24 часа. Даже в Грузии, где местные власти за несколько дней до начала грузи­но-российского конфликта в августе прошлого года обвинили нашего военного атташе в сборе сведений военного характера для третьей страны. При этом грузины подозревали, что этот шпионаж был в пользу… России. Тогда молодой украинский офицер в кратчайшие сроки уехал в отпуск и в Грузию больше не вернулся.

Украинская власть, в свою очередь, вежливо попросила «на выход» советника посольства Грузии в нашей стране, отвечавшего за военное сотрудничество. Вежливо, потому что дипломат была девушкой, а Грузия — все-таки дружественная Украине страна. А подполковник Н. до сих пор работает в ГУР Минобороны Украины, что свидетельствует о том, что проведенное в отношении него внутреннее расследование не установило факта его работы на третьи страны.

Но вот зачем румынские власти решили пойти в обход неписаных правил и обнародовали информацию о высылке украинского военного атташе и его помощника? Над этими вопросами задумались люди в погонах и гражданские как на «острове» и в «лесу», так и на Печерских холмах и Владимирской горке. Гадают о том, что бы это значило в Бухаресте и других европейских столицах.

История международных отношений свидетельствует: если разгорается публичный скандал с обнародованием на телевидении оперативного видео с задержанием агента и разведчика, то делается это с подачи политиков. Обычно политическое руководство принимает подобное решение для того, чтобы показать избирателям жесткость лидеров государства, а также чтобы дискредитировать в глазах своих граждан страну, которую представляет разведчик с дипломатическим паспортом. И здесь можно вспомнить, как несколько лет назад во время острой фазы кризиса в российско-британских отношениях российские спецслужбы демонстрировали на ТВ оперативное видео, разоблачавшее сотрудников посольства Объединенного Королевства в Москве. Или историю с высылкой из Великобритании в 1971 году 105 советских дипломатов. Тогда правительство Ее Величества очень разозлила активность советской разведки, сотрудники которой излишне свободно чувствовали себя в туманном Альбионе, вербуя выпускников Оксбриджа, сотрудников Форин офис и агентов MI-5 и MI-6.

Если украинский офицер результативно работал на военно-дипломатическом поприще, то честь ему и хвала. Удивительно, что в этой стране хоть кто-то занимается своими прямыми функциональными обязанностями. Плохо только, что офицер попался. Правда, в случае с Румынией скорее сыграл другой фактор, нежели чрезмерная активность нашего военного атташе: в ГУР Минобороны Украины работают все же понятливые офицеры, которые в случае чего распознали бы намеки своих коллег из румынской спецслужбы.

Как сообщает «Украинская правда», бывший руководитель румынской военной разведки Михай Маргарит, например, считает, что шпионский скандал вокруг украинского военного атташе является попыткой дискредитации Украины перед НАТО. Как мнение – имеет право на жизнь. Только, во-первых, в ближайшие годы двери НАТО для Украины останутся широко закрытыми, а во-вторых, мы сами себя дискредитируем круче любых румын. Поэтому в Киеве придерживаются другого мнения.

В ноябре 2009-го в Румынии — президентские выборы. И нынешний глава государства Траян Бэсэску не прочь повторно принести президентскую присягу. На волне празднования решения Международного суда ООН в Гааге Бэсэску готовился отправиться с визитом в Ук­раину, во время которого не собирался подписывать соглашения по местному приграничному движению, зато намеревался встретиться с представителями румынского землячества в районах их компактного проживания и открыть ряд учебных заведений. Это дало бы ему возможность включить тезис собирателя румынских земель в свою избирательную копилку. Но МИД Украины мягко «съехал», в результате чего украинское и румынское внешнеполитические ведомства решили одновременно сообщить о переносах сроков визита Траяна Бэсэску. В результате концепция начала избирательной кампании поменялась.

И если Бэсэску не удалось стать собирателем румынских земель, то этот политик не возражал бы поднять свой рейтинг за счет демонстративной жесткой борьбы с внешним «врагом». А выбор кандидатов на эту роль у Бухареста небольшой. Венгрия, с которой у Румынии уже долгие годы натянутые отношения, союзник по НАТО и партнер по ЕС. Болгария также член НАТО и ЕС. Молдова — страна, которую нынешний румынский президент считает недоразумением на карте Европы, поскольку это исконно румынская территория. Из России поступает газ для домов и предприятий Румынии. К тому же Бухарест в последнее время намеревается укрепить свои отношения с Москвой. Остается Украина, которая из-за своего перманентного внутриполитического кризиса многим представляется слабой и безответной.

Но если в Бухаресте замышляли воспользоваться внутриукраинскими распрями для поднятия рейтинга правящих политиков, то румыны все же ошиблись в своих расчетах. На самом деле действия Бухареста только развязали руки Киеву, который теперь может с чистой совестью применять весь арсенал средств для защиты своих интересов как на двустороннем уровне, так и в Брюсселе. Стоит напомнить, что у Бухареста не все в порядке с соблюдением прав национальных меньшинств, а румынские заводы, расположенные вдоль Дуная, не соответствуют экологическим нормам Европейского Союза. Кстати, жесткая критика Румынии со стороны ЕС также может быть одной из причин, по которой руководство этой страны решило поднять на публичный уровень шпионский скандал: таким образом можно отвлечь на какое-то время внимание румын от существующих трений в отношениях Бухареста и Брюсселя.

В румынской столице хорошо знают, что украинский МИД всегда выступал сторонником жесткой линии в отношении Бухареста: Румыния — не Россия, и украинские дипломаты всегда имели в отношении этой восточноевропейской страны определенную широту маневра. Однако на высшем политическом уровне эта жесткая линия украинских дипломатов не всегда воспринималась. Теперь ситуация изменилась.

Неизвестно, поспособствует ли этот шпионский скандал росту популярности Бэсэску. Пока же единственным конкретным результатом решения румынских властей обнародовать историю с украинским военным атташе стали испорченные отношения Киева и Бухареста не на месяцы.