UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШЕВАРДНАДЗЕ — СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ГУУАМ?

Внутриполитические события, потрясшие Грузию на прошлой неделе, вне всяких сомнений, являются продолжением событий начала октября...

Автор: Елена Искоростенская

Внутриполитические события, потрясшие Грузию на прошлой неделе, вне всяких сомнений, являются продолжением событий начала октября. Очередная попытка покончить с абхазской проблемой, которую центральная власть пытается урегулировать на протяжении последних лет, трансформировалась в острейший кризис. Происходившее в Тбилиси любопытно со многих позиций. Для Украины же это представляет интерес, прежде всего, с точки зрения возможных последствий для ситуации на Южном Кавказе и будущего ГУУАМ.

Обострение внутриполитической ситуации в Грузии вызывает серьезное беспокойство в Азербайджане. Стабильность в Грузии является одним из непременных условий сохранения независимости Азербайджана, претворения в жизнь крупных проектов, в частности таких, как ТРАСЕКА и экспорт каспийских энергоносителей на мировые рынки. Это имеет значение и для стран ГУУАМ в целом, а также и для региональных интересов США.

Правительство США будет поддерживать ГУУАМ по всем вопросам обеспечения безопасности в регионе, заявил в среду представитель посольства США в Азербайджане на конференции экспертов министерств и ведомств стран ГУУАМ по вопросам обеспечения эффективной и безопасной деятельности транспортных коридоров.

Если в Грузии завершится эра Эдуарда Шеварднадзе и он оставит свой пост, это непременно отразится на позициях политических сил, ведущих борьбу за власть в Азербайджане. И хотя, как кажется, угроза ухода Белого Лиса миновала, тем не менее это вопрос времени. Проблема «Грузия после Шеварднадзе» столь же волнующа, как и «Азербайджан после Алиева» или «Узбекистан после Каримова». Список можно продолжить еще рядом постсоветских стран, включая и Украину. Приход к власти в Грузии пророссийских сил усугубит положение. Ситуативное назначение Аслана Абашидзе, считающегося в Тбилиси «человеком Москвы и сепаратистом», личным представителем президента Грузии в урегулировании абхазского конфликта, с точки зрения бакинской газеты «Зеркало», знаменует собой поворот Шеварднадзе лицом к России. Это может активизировать прозападные силы в стране, поскольку большинство тамошней политической элиты является прозападно настроенной. Поручение лидеру Аджарии поиска решения абхазской проблемы на самом деле расценивается более широко — как урегулирование внутригосударственного политического кризиса. Результатом последнего может стать Грузия, съехавшая с западной колеи.

По мнению многих региональных аналитиков, А.Абашидзе такой же сепаратист, как и лидер Абхазии В.Ардзинба, разве что более осторожный и поэтому пребывающий в законе. В Аджарии ему мирным путем удалось достичь фактической самостоятельности — того, чего Абхазия добилась жестокой войной. Известно, что отношения Шеварднадзе с Абашидзе весьма сложные. Только один штрих: десять лет лидер Аджарии не посещал Тбилиси, опасаясь покушений. У Абашидзе есть своя принципиальная позиция как по вопросу урегулирования абхазского конфликта, так и в отношении грузинской внешней политики. После вывода российских войск из Гудауты и окончательного закрытия базы в Ахалкалаки Аджария будет единственным местом в Грузии, где сохранится российское военное присутствие. В Баку полагают, что воцарение в Тбилиси ярко выраженных националистов также не на руку Азербайджану, так как это приведет к притеснению живущих в Грузии азербайджанцев.

«Если же Шеварднадзе останется у власти, это окажет психологическое воздействие на Азербайджан. Столкновения, демонстрации, революционные изменения, происходящие в соседней стране, морально подействуют на население нашей республики. Если в Грузии началась борьба против сепаратизма, то и оставшиеся без крова азербайджанские беженцы захотят вернуться в свои дома», — отмечает азербайджанский политолог Х.Гаджизаде.

Ситуацию в Грузии следует рассматривать и в геополитическом контексте. Грузия для Азербайджана — это дорога на Запад, поэтому последнему придется искать другой путь. И единственный выход в этом случае — восстановление связи Нахчыванской автономии с основной частью Азербайджана, что, несомненно, будет означать дальнейшую эскалацию конфликта с Арменией. Весьма вероятно усиление интеграционистских настроений, сориентированных на создание конфедеративного государственного тандема Турция—Азербайджан.

Отдельные российские аналитики отмечают, что Грузия является объективным стратегическим конкурентом России на Кавказе и в экономическом, и в геополитическом аспектах. Поэтому, мол, Россия не может не видеть для себя определенных положительных моментов, связанных с дестабилизацией ситуации. Очевидно, что такое видение усугубляется у россиян ощущением возможных геополитических изменений в связи с активизацией американской политики в регионе. Они опасаются того, что Грузия, а также и Азербайджан со временем станут местом базирования американских войск, подобно тому, как это происходит на их глазах с Узбекистаном. Кстати, именно на этой неделе в зарубежной прессе появились первые сообщения о том, что США разместят в Азербайджане базу тылового обеспечения своих войск, ведущих операцию в Афганистане.

Троица — Украина, Грузия, Азербайджан — это своеобразный становой хребет ГУУАМ. Самым уязвимым звеном сейчас является Грузия. В свою очередь, ахиллесовой пятой грузинского государства являются его автономии и места компактного проживания национальных меньшинств. С определенного момента давление на внутриполитическую ситуацию стал оказывать армянский фактор. Имеется в виду населенный армянами район Самцхе-Джавахети с расположенной здесь российской военной базой в Ахалкалаки. Политическая активность армянского населения этого региона резко возросла в связи с планами закрытия базы, а также обязательствами Грузии перед Советом Европы возвратить в регион турок-месхетинцев. По времени все это совпало также с попытками армянского лобби в Вашингтоне блокировать нефтетранспортный проект Баку—Тбилиси—Джейхан, трансформировав его в маршрут, проходящий через Армению.

Несмотря на шаткое положение Шеварднадзе, он, скорее всего, не сойдет с политической сцены сразу. Хотя, к примеру, армянские СМИ прочат ему судьбу Левона Тер-Петросяна.

В 1996 году Тер-Петросян столкнулся с нарастающим недовольством его властью в Армении. Стремясь остановить негативные процессы, он прибегнул к нестандартному маневру, назначив премьер-министром тогдашнего лидера Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. Рейтинг последнего в те годы был чрезвычайно высок. Президент Армении полагал, что фигура Кочаряна способна стать фактором национальной консолидации, однако не учел, что карабахский лидер может не удовлетвориться своей новой ролью. Через год Тер-Петросян выступил с новым планом разрешения карабахского конфликта и был обвинен в предательстве. Роль «спасителя Армении» сыграл новый премьер-министр, которого поддержали большинство соратников президента. Оставшись в политическом одиночестве, Тер-Петросян был вынужден подать в отставку. Его пост занял Кочарян. Однако в грузинской политической среде все же нет сильного и равного Э.Шеварднадзе лидера. Поэтому подводить черту под эрой Шеварднадзе рановато. Кризис серьезно ослабил позиции президента Грузии. Факт назначения Аслана Абашидзе, самого сильного и последовательного многолетнего оппонента Э.Шеварднадзе, говорит сам за себя. Но политическое искусство Белого Лиса как раз и состоит в том, что он умеет превратить свою слабость в силу, а силу противника обернуть на его уязвимость. В этом секрет его политического долголетия, и сравниться с ним может разве что Гейдар Алиев.

Российский фонд общественных связей «ННГ Консалтинг» провел очередное рейтинг-исследование на предмет выявления наиболее влиятельных политиков в Южнокавказском регионе. На первом месте оказался президент Азербайджана, президент Грузии переместился на пятое место. Показательно, что внезапно на второе место с четвертого, занимаемого год назад, поднялся А.Абашидзе, а на третье с пятого переместился президент Армении Р.Кочарян (оба лидера известны своей пророссийской ориентацией). Подтекст подобных рейтинг-исследований виден невооруженным глазом. Это создание модели желательного для России образа лидера и намек Эдуарду Шеварднадзе на необходимость поступиться местом.

Несомненно, время неумолимо, и рано или поздно речь пойдет о преемнике. Станет ли им будущий премьер-министр, сказать трудно. Многие эксперты высказывают мнение, что инициатива создания в системе исполнительной власти Грузии кабинета министров во главе с премьером как и раз и ставила целью формирование политической платформы для будущего преемника, которого определит сам Шеварднадзе. Другие специалисты высказываются в том ключе, что премьер-министр необходим прежде всего в качестве громоотвода для общественного недовольства. Символичным моментом может стать ситуация назначения Аслана Абашидзе на должность премьера. По сути, это будет означать, что со временем, с отходом Э.Шеварднадзе от руководства страной, грузинское звено может выпасть из ГУУАМ и стать элементом совсем другой конфигурации (Россия—Грузия—Армения).

Сейчас трудно сказать, что сможет сделать преемник Э.Шеварднадзе. Ясно, что ему будет очень непросто. И если для Грузии ничего не изменится в лучшую сторону, то вырисовывается достаточно реальная перспектива утраты значительной части суверенитета. События в Грузии развернулись накануне начала большой приватизации. В ближайшее время в частные руки должны перейти энергетика, порты, телекоммуникации и добыча цветных металлов. Сегодняшние выигрышные ставки в политике могут обернуться огромными дивидендами в большом бизнесе на годы вперед. И вместе с тем, несмотря на серьезнейшие экономические и политические проблемы, Грузия продолжает двигаться вперед. Она впервые принимает участие в IV конференции Всемирной торговой организации в качестве ее полноправного члена в катарском городе Доха 9—13 ноября вместе с другими недавно принятыми в ВТО странами — Эстонией, Латвией, Литвой, Молдавией, Киргизией, Албанией, Хорватией и Оманом.

На этой неделе Грузию с визитом посетил президент Турции, на следующей прибывает президент Польши. Таким образом, визиты глав этих двух государств-членов НАТО символизируют поддержку в трудный момент как Грузии в целом, так и Эдуарда Шеварднадзе в частности. В конгрессе США происходит процедура утверждения пакета финансовой помощи Грузии на 2002 год. Она предусматривается в объеме 90 млн. долларов, что весьма значительно для этой кавказской страны.

И все же общая ситуация в Грузии такова, что дальнейшим поводом к эскалации внутриполитической напряженности может стать незначительное событие, которое поспособствует всплеску накопившегося за долгие годы недовольства эрой Шеварднадзе. Поэтому весьма вероятно, что в ноябре ситуация в этой южнокавказской стране будет по-прежнему приковывать к себе внимание многих средств массовой информации и не по причине празднования Гиоргобы — дня Святого Георгия, покровителя Грузии.