UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШАГ НАЗАД — ДВА ШАГА ВПЕРЕД?

Имплементационное противостояние Президента и Верховной Рады, похоже, достигает своего апогея. Н...



Имплементационное противостояние Президента и Верховной Рады, похоже, достигает своего апогея. Напомним, что в соответствии с Конституцией, решения апрельского референдума могут быть претворены в жизнь только в том случае, если до окончания VI сессии ВР за них проголосуют не менее 300 народных избранников. Шансов на то, что народную (а по сути, президентскую) инициативу по серьезному ограничению полномочий высшего законодательного органа столь массово поддержат в парламенте, было немного. Но чем меньше остается времени до окончания сессии («финиш» намечен на 19 января), тем более уступчивым становится гарант Основного Закона.

Сговорчивость главы государства для многих законодателей стала сюрпризом (для кого — приятным, для кого — не очень). За последний год депутаты-«большевики» уже, кажется, свыклись с регулярными «построениями» на Банковой и в последнее время не особо противились политике «некорректного стимулирования» законотворческого процесса.

Однако в последний месяц Президент (к чему бы это?) начал демонстрировать некоторую податливость. Сначала Леонид Данилович существенно снизил планку своих требований — судя по всему, парламенту уже не грозит двухпалатность и сокращение личного состава, а парламентарии могут не опасаться ограничения депутатской неприкосновенности. Кучма оставил лишь одно, хотя весьма существенное условие — Президент настаивал на предоставлении ему дополнительных прав по роспуску Рады.

На днях лидер государства пошел на новые уступки: как сообщили «ЗН» в редакции «Нового канала» (со ссылкой на председателя ВР Ивана Плюща), Леонид Кучма выразил готовность узаконить право парламентского большинства формировать Кабинет министров. Очевидно, что подобная инициатива должна была простимулировать несговорчивых депутатов и подтолкнуть их проголосовать за имплементацию, пускай, и в «обрезанном» виде.

Подобная мера не выглядит эффективной по нескольким причинам. Во-первых, набрать 300 голосов можно только при участии коммунистов, а для них сложно сыскать нишу в любом из возможных вариантов большинства. Во-вторых, призрачное участие в раздаче министерских стульев — слишком низкая цена за риск быть распущенными едва ли не по любому поводу. В-третьих, подобная инициатива требует правового подкрепления — написания нового закона, внесения изменений в уже принятые нормативные акты и, прежде всего, корректировки Конституции. А это значит, что предложение Президента должно собрать минимум 226 голосов на этой сессии, и минимум 300 — на следующей. А за имплементацию надо голосовать уже в ближайшие дни...

Разговоры о том, что сначала в парламент «вбросят» закон о большинстве, и что он уже якобы готов и вроде бы будет внесен в повестку дня в середине января, никого не утешают. Конституция требует сначала вносить изменения в Основной Закон, а затем уже писать «рядовые» законы.

И потом — значительная часть избранников электората, почувствовавшая неуверенность Президента, сейчас не расположена к рискованным компромиссам.

Впрочем, есть и те, кто полагают, что «мирные предложения» Леонида Кучмы «в комплекте» представляют собой ничто иное как скрытую форму ультиматума — парламенту предлагают либо проголосовать за собственную беззащитность, либо своими руками снять правительство Ющенко. Либо сделать и то, и другое сразу. В противном случае Раду ожидает роспуск — так, при желании, можно расшифровать некоторые высказывания гаранта.

Итак, начало нового тысячелетия в украинской политике обещает быть бурным — все чего-то ждут. Кто-то — отставки Кравченко. Кто-то — ухода Ющенко. Кто-то — разгона парламента. Кто-то — результатов многочисленных экспертиз.

Имплементации, кажется, уже не ждет никто…