UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕНДЕГА — ГУБЕРНАТОР! КИРПА — ПРЕЗИДЕНТ?

Начиная эту статью, грех не вернуться к окончанию своей предыдущей публикации в прошлом номере. То...

Автор: Евгений Гуцул

Начиная эту статью, грех не вернуться к окончанию своей предыдущей публикации в прошлом номере. Тогда в качестве цитаты было приведено высказывание пресс-секретаря бывшего главы Львовской ОГА Мирона Янкива о том, что он (Янкив) ввиду черной неблагодарности высокой власти вполне может оказаться в стане оппозиции. Так вот, информации о том, что лидеры оппозиции кинулись к госпитализированному Янкиву с гостинцами и предложениями насчет трудоустройства, ни от пресс-служб партий, считающихся оппозиционными, ни от информагентств не поступало. Зато очень хорошо известно, что премьер-министр, приехав на представление нового руководителя Львовской ОГА, экс-губернатора в медицинском учреждении навестил. Впоследствии премьер заявил, что Янкив без работы не останется. Очевидно, первые лица страны были перекошены, когда представили себе, как в рядах врагов окажется их бывший агент.

Если бы кто-то сказал, что Янкив пользовался «беззастережною любов’ю» областной рады, то он бы несколько приукрасил действительность. У Янкива были трения с областным депутатским корпусом, особенно — с фракцией «НУ». Однако его образцово-показательная отставка, граничащая с политической казнью, не на шутку перепугала областную раду. Большинство депутатов учуяло «37-й год». Все отчетливо догадывались, чей человечек будет посажен в кресло губернатора и что за этим последует. Кроме того, облрада была предельно оскорблена. Как так, накануне она большинством голосов работу Янкива признала удовлетворительной, а тут «пани Колинько» решила совсем наоборот! Такой поворот главой Львовской облрады расценен как игнорирование регионального органа местного самоуправления. Ладно, областная рада десятками депутатских глаз не увидела в работе Янкива вопиющих нарушений! Так ведь и выездное заседание комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, прошедшее в день отстранения Янкива, не заметило за правоохранительными органами области каких-либо выдающихся злодеяний. В выступлении главы данного комитета В.Стретовича так и значилось: «… правоохранительные органы Львовской области на фоне других областей Украины выглядят вроде неплохо. Серьезных претензий со стороны Генеральной прокуратуры Украины, Министерства внутренних дел, Государственной налоговой службы Украины, Службы безопасности Украины к руководителям соответствующих служб в области нет».

Короче, в самом конце прошлой рабочей недели (6 июня) Львовская облрада судорожно провела внеочередную сессию на тему «О ситуации в области в связи с кадровыми изменениями». Кадровое решение Президента сочли немотивированным и почти гневно осудили его. Своим решением облрада «приняла к сведению» заявление 55 депутатов о создании депутатского большинства. Соорудили это большинство прежние антагонисты — фракции «Наша Украина» и «Деловая Львовщина» (вторая была подконтрольной Янкиву). Правда, в областной раде есть еще фракция «Социальная справедливость», которая постоянно голосует в интересах С. Медведчука. Но депутаты из этого объединения на внеочередную сессию не явились. Решение облрады также предусматривало: «Считать целесообразным кадровые назначения на руководящие должности органов исполнительной власти проводить с учетом мнения областной рады и политической ситуации в области». Следующим пунктом в решении областной рады было: «Принять обращение к Президенту Украины и премьер-министру Украины о рекомендации на должность главы Львовской областной государственной администрации». Днем раньше на заседании президиума Львовской облрады на должность главы Львовской ОГА рекомендовался нынешний заместитель главы областной рады Тарас Федак. И, самое страшное, сессия решила «…выразить недоверие главе ГНАУ в Львовской области п. С. Медведчуку и обратиться к главе ГНА Украины п. Ю. Кравченко принять соответствующие меры»! Тем самым областные депутаты дали понять, кого они точно не желают себе в партнеры по исполнительной власти.

Сформированное в облраде большинство его творцами расценивалось как «гарант демократических процессов в регионе». Однако в день возникновения этого самого «гаранта» областного масштаба «на депутатов, которые поставили свои подписи под заявлением о создании большинства, начали оказывать давление, звучать угрозы, требования отозвать свои голоса». (Последнее утверждение взято из обращения к премьер-министру, подписанного руководителем представительства блока Виктора Ющенко «Наша Украина» в Львовской области, народным депутатом Украины Петром Олийныком и главой фракции «Наша Украина» в Львовской области Михаилом Вавриным). Говорят, многие областные депутаты из того большинства «выкрученными руками» стали отзывать свои заявления. Говорят, тот, кто назначает губернаторов, стал опасаться, что большинство двумя третями в состоянии зарубить неугодного раде ставленника.

Сильно или не очень «тот» испугался решения Львовской облрады вместе с обращениями? Вопрос, конечно, интересный. Вместе с тем, ни С. Медведчук (глава ГНАУ в Львовской области, брат В. Медведчука), ни А. Радзиевский (глава Львовской областной организации Партии регионов Украины), ни В. Базив (до недавнего — работник аппарата администрации Президента Украины, человек с тяжелой репутацией), ни О.Демин (первый заместитель главы администрации Президента, раньше возглавлял Харьковскую ОГА), — никто из этой квадриги наиболее вероятных претендентов место Янкива не занял. Как сказал девятого июня В.Янукович на представлении нового губернатора, коим оказался Александр Сендега: данное назначение было сделано с учетом мнения значительного количества львовян. В этот «учет мнения», очевидно, вошло пожелание большинства областных депутатов, которые воспротивились тому, чтобы исполнительную власть возглавлял либо «варяг», либо местный глава налоговой службы. Как бы то ни было, а областную раду и «НУ» назначение Сендеги устроило и успокоило.

Главным достоинством, ради которого выбор пал на Сендегу, премьер назвал то, что он раньше работал «с хорошими показателями». Пребывание А.Сендеги на любой должности сопровождалось привнесением в работу системности и порядка, и это всегда давало положительный эффект. Такую репутацию А.Сендега заработал еще на заре своей трудовой биографии. Начав в далекую советскую эпоху с сортировщика Львовского почтамта при железной дороге («Львівський призалізничний почтамт»), он, пройдя этапы от «оператора» и «заместителя начальника цеха» того же учреждения, дорос до секретаря комитета комсомола, секретаря парткома Львовской железной дороги. А в 30 лет стать компартийным боссом предприятия, которое охватывает практически всю Западную Украину, это многого стоило! С «перестроечных времен» он, отказавшись от политического поприща, «плідно» трудился на административной ниве: заместителем главы львовского Зализнычного райисполкома, главой Зализнычной районной администрации, первым заместителем городского головы Василия Куйбиды. Впоследствии Сендегу именно как классного менеджера переманил к себе в первые заместители главы Львовской ОГА Мирон Янкив. (Кстати, Янкив, вступив в полномочия губернатора, трудоустроил многих полезных работников из команды Куйбиды, которых новый мэр Львова почему-то не стремился удержать.) Так что насчет «показателей» Сендеги — это правда. А вот насчет того, что Банковой как-то особенно нужны такие кадры, — сомнительно. Прежний губернатор Львовщины, в соответствии с отчетами, также обеспечивал прирост процентов в хозяйстве области. (Впрочем, и опыт премьера Ющенко, которого свергли не за профнепригодность, говорит о том, что высшему руководству безразличны экономические показатели в деятельности подчиненных.)

Многолетняя работа Сендеги на Львовской железной дороге и еще «некоторая конфиденциальная информация» дали многим наблюдателям основания утверждать, что он является ставленником Кирпы. Министр транспорта якобы умело воспользовался склокой В.Медведчука и В.Януковича насчет поста губернатора Львовщины и посадил на область своего человека. Эту оценку многие связали со слухами о том, что Кирпа входит в президентскую кампанию 2004 года на правах наиболее приемлемого наследника Кучмы. Собственно, планы по участию бывшего начальника Львовской ж/д легко читаются по PR-кампании, развернутой в отечественных СМИ и раскручивающей его как успешного хозяйственника крупного масштаба. С прежними министрами транспорта, помнится, такого не проделывали.

Долго ли задержится «беспартийный Сендега» на своей новой должности, зависит от того, как долго с ним будут мириться те, кто имел относительно львовского губернаторства свои планы. Политологи тоже связывают продолжительность пребывания Сендеги в главах Львовской ОГА с тем, как долго Кирпа будет ходить в фаворитах гаранта.

Своими лестными отзывами о Сендеге премьер как бы оказал ему поддержку. Во всяком случае, Янукович на заседании административно-хозяйственного актива области и депутатов Львовской областной рады рассказал присутствующим, как он собирается вместе с новым губернатором развивать этот регион. Если верить премьеру, то вскоре в область будут интенсивно привлекаться иностранные инвестиции, возрождаться рабочие места, на которые станут приглашаться кинувшиеся в трудовую эмиграцию по заграницам местные специалисты и т. д. (По ходу заметим, что Янукович стремился проникнуть в этот регион еще тогда, когда возглавлял Донетчину. Тогда речь шла о проникновении в область донецкого капитала.)

Пообещал премьер взять под свой патронат и сам город Львов. В частности, Виктор Янукович выразил твердое намерение дать львовянам вдоволь воды (до сих пор она подается по куцему графику). Правда, такая опека, похоже, не совсем нравится нынешнему мэру города Любомиру Буняку. На представлении Сендеги премьер вспомнил, что недавно чуть не побил бывшего руководителя нефтепровода «Дружба», поскольку тот отказывался от сотрудничества в данном вопросе. Упертого мэра Львова, со слов премьера, спасло только то, что Буняк сам является дядькой немаленьких размеров. Скорее всего, это была шутка. Ведь не могут же быть хулиганские методы стилем руководства нынешнего премьера? И, думается, присутствующие эту шутку восприняли адекватно. Поскольку сидели тихонько, а когда премьер полюбопытствовал, согласны ли те сотрудничать с ним, некоторые из них попытались более-менее синхронно пересохшими ртами ответить «так».