В воскресенье "Правый сектор" Закарпатья захватил дачу Виктора Медведчука "Медвежья дубрава" в Воловецком районе. Кадры видеорепортажей демонстрируют, как ребята в камуфляже, с масками на лицах и автоматами Калашникова в руках осматривают роскошные помещения комплекса, сидят в дорогих креслах, разгуливают по двору. Цель захвата осталась непонятной. В первых видеокоментариях руководитель закарпатского "Правого сектора" Александр Сачко объяснил свои действия так: "Это одиозное здание одиозной фигуры украинского политикума. Никто не знал, что мы здесь найдем, но увиденное стоит того, чтобы оно осталось в Украине". Впоследствии появилась другая версия - "Правый сектор" решил взять дачу под опеку из-за слухов, что кто-то собирается ее ограбить или сжечь.
Поскольку на объекте круглосуточно находятся вооруженные работники Государственной службы охраны, такое объяснение представляется неубедительным. На территории комплекса начали разбивать лагерь для военной подготовки новобранцев, что свидетельствовало - "Правый сектор" планировал остаться здесь надолго. Однако через три дня, в среду, по указанию руководителя организации Дмитрия Яроша (которому, очевидно, объяснили, что своими действиями ПС только вредит Украине), вооруженные люди покинули "Медвежью дубраву", передав ее под расписку компании "Спорт-тур", через которую В.Медведчук фактически владеет дачей. Предварительно осмотрев освобожденные помещения, представитель "Спорт-тура" заявил об исчезновении некоторых вещей, в том числе икон, картин и предметов одежды. Окончательный список пропавшего сейчас формируется. В четверг и пятницу на освобожденной даче работали милиционеры, кинологи и взрывотехнические эксперты.
Захват дачи Медведчука - не первое привлекающее всеобщее внимание публичное действие закарпатского "Правого сектора". Самая громкая акция состоялась 2 февраля, когда представители этой радикальной организации поймали и привязали к столбу у здания ОГА начальника Чопской таможни Сергея Харченко. После публичного унижения Харченко рассказал на видеокамеру о коррупционных схемах на таможне (то есть, подтвердил то, что неофициально в области знали давно) и написал заявление на увольнение.
В начале марта представители ПС совместно с другими активистами заставили написать рапорт на увольнение новоназначенного начальника областной милиции Василия Турдая, после чего попытались провести эту же процедуру и с новым первым заместителем прокурора области Иваном Кайлом, правда, неудачно (см. материал в предыдущем номере ZN.UA - "Избиение младенцев"). А 12 марта заблокировали Закарпатский административный суд, требуя отставки его председателя Алексея Шешени. Впрочем, тот писать заявление отказался и дальше выполняет свои обязанности.
Резонанс от этих акций получился громкий, зато эффективность - практически нулевая, более того, по поводу деятельности ПС возникли вопросы. После "линчевания" С.Харченко по городу даже распространились слухи, что с начальника таможни банально сняли деньги. Логику действий "Правого сектора" действительно трудно понять. Чиновника, рассказавшего о коррупционных схемах, почему-то не отвели в областное управление милиции в 50 метрах, где его показания надлежащим образом были бы задокументированы и сам он привлечен к уголовной ответственности, а отпустили с требованием на протяжении 12 часов выехать за пределы области. Понятно, никаких правовых последствий признание Харченко не возымеет, ни один суд не воспримет его слова как доказательства, поскольку они были получены под грубым принуждением.
Единственным результатом увольнения начальника милиции В.Турдая стало назначение на его место и.о. начальника УМВД Сергея Шаранича. Однако если к В.Турдаю выдвигалась одна главная претензия - спускание на тормозах резонансного дела о ДТП с участием должностного лица "Закарпатгаза", то к С.Шараничу, работавшему на разных руководящих должностях в милиции уже более десятка лет, таких претензий можно выдвинуть множество, стоит только внимательно изучить его "послужной список". Впрочем, принудительным увольнением В.Турдая "Правый сектор" все же насолил новому губернатору Валерию Лунченко, а заодно дал повод для утверждений, что работает избирательно, под политический заказ оппонентов главы ОГА.
Смысл последней акции - захвата дачи Медведчука - разве что в том, чтобы продемонстрировать: люди, стоявшие на Майдане вроде бы за торжество закона, грубо этот закон нарушают и делают вещи, которых не позволял себе тот же Медведчук, через своих наместников руководивший Закарпатьем с 2002-го по 2004 г.
В целом, действия "Правого сектора" показали, что в Закарпатье нет ни власти, ни правоохранительных органов как таковых. Если губернатор В.Лунченко ограничивается только лишь заявлением, что захват дачи недопустим; руководитель областной милиции С.Шаранич, наблюдая захват людьми с автоматами чужого имущества, объясняет, что "принимается процессуальное решение об открытии уголовного производства", а прокурор области О.Сидорчук неуверенно обещает - "если будут обращения в МВД от владельцев, что у них есть видение, что в отношении их совершаются преступления с имуществом, органы будут соответственно реагировать", - то все вместе они вполне заслуживают того, чтобы в области творились вещи, в принципе невозможные во времена "тирана и узурпатора" Януковича.