UA / RU
Поддержать ZN.ua

Санкции исподтишка

Украина ввела ограничительные меры против китайских инвесторов «Мотор Січ»

Автор: Владимир Кравченко

После долгих обсуждений и многократных совещаний (в том числе и на трех заседаниях СНБО) Владимир Зеленский в минувший четверг подписал указ о санкциях против иностранных юридических и физических лиц.

Каких? В обнародованном на официальном сайте президента документе список не приводится, хотя и не имеет грифа «секретно». Между тем, по информации ZN.UA, в подписанном указе речь идет о китайских инвесторах «Мотор Січ». Это компании, входящие в Xinwei Group, возглавляемой миллиардером Ван Цзинем.

Но почему в Киеве приняли такое решение? Почему санкции оказались полусекретными? Как ограничительные меры против китайских инвесторов отразятся на отношениях Киева и Пекина? И что будет с предприятием, производящим высокотехнологичную продукцию и дающим работу около 18 тысячам человек?

ZN.UA постаралось разобраться в этой непростой истории, полной недосказанностей и полутонов. Здесь присутствуют непрозрачные схемы и тайные договоренности. Задействовано огромное количество как украинских, так и китайских офшорных компаний. Наконец, в этой истории переплетаются интересы частных инвесторов, собственников предприятия, Украинского государства и глобальных игроков.

Между Вашингтоном и Пекином

Формально все началось в феврале 2015 года, когда между компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd (входящей в Xinwei Group) и ПАО «Мотор Січ» (контролируемым Вячеславом Богуслаевым) был подписан меморандум о сотрудничестве по созданию завода по производству авиадвигателей в г. Чунцине. А в июне 2017 года китайцы впервые попытались оформить в Антимонопольном комитете разрешение на концентрацию акций украинской компании.

Однако данный пакет (чуть более 56%) с апреля 2018 года оказался под арестом по ходатайству СБУ, возбудившей в июле 2017 года уголовное дело. Спецслужба подозревает «нынешних и бывших» должностных лиц и владельцев «Мотор Січ» в том, что действуя по предварительному сговору они продали контрольный пакет акций иностранным компаниям, которые намерены переместить активы и производственные мощности ПАО за пределы Украины, что может привести к уничтожению предприятия.

Богуслаев, лишь в 2019 году публично признавший продажу акций китайским компаниям за 250 млн долл., объяснял свое решение необходимостью спасать предприятие, столкнувшееся после российской агрессии с проблемой сбыта продукции. Ведь до 2014 года Россия была основным рынком сбыта авиадвигателей «Мотор Січ». По словам Богуслаева, китайские инвестиции позволили не закрыть завод и избежать увольнения рабочих.

В Киеве понимают, что «Мотор Січ» нуждается в крупных инвестициях и новых рынках сбыта: ремонт техники хорош только «для поддержания штанов», а не для развития предприятия. Однако в ОП, Кабмине, МИДе, Минстратпроме, СНБО учитывают и другие факторы. В частности то, что перспектива перехода «Мотор Січ» под контроль Китая вызывает озабоченность США и Японии, которых тревожит растущее экономическое влияние и усиливающийся военный потенциал КНР.

Хотя китайцы и отправляют сегодня ракеты на Марс, тем не менее они пока не могут делать авиадвигатели, соответствующие современным требованиям. По оценкам экспертов, такое положение будет сохраняться еще лет десять. А это не устраивает китайское руководство. И если принять во внимание, что глава Xinwei Group Ван Цзин является сотрудником военной разведки КНР с хорошо разработанной легендой прикрытия (как уверял ZN.UA один информированный собеседник), то интерес китайских компаний к «Мотор Січ» не только коммерческий.

Примечательно, что пару недель назад Министерство торговли США приняло решение ввести Skyrizon Aviation Industry Investment (одну из китайских компаний Xinwei Group, совместно владеющих контрольным пакетом акций «Мотор Січ») в список фирм, для сотрудничества с которыми требуется специальное разрешение. Речь идет вовсе не о санкциях (хотя именно так подавали это решение Министерства торговли США украинские массмедиа), а об ужесточении экспортного контроля.

Но поясняя принятое решение, министр торговли Соединенных Штатов Уилбур Росс заявил: Skyrizon —китайская государственная компания, имеющая связь с армией Китая, и «ее стремление приобретать и внедрять иностранные военные технологии представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности и интересам внешней политики США». В общем Украине следует готовиться к дополнительным консультациям со Штатами в рамках спецрежима экспортного контроля.

По мнению Вашингтона, продажа китайцам украинского предприятия позволит Пекину получить технологии создания турбореактивных двигателей для самолетов и крылатых ракет. А США вовсе не прельщает сценарий, при котором эти двигатели впоследствии могут оказаться у Ирана, развивающего ракетную программу и уже преуспевшего в нанесении ударов по объектам нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии в 2019 году.

Свое беспокойство высокопоставленные эмиссары Белого дома не раз доносили Киеву. Зная, что для Соединенных Штатов Китай является главным соперником в борьбе за мировое лидерство, принимая во внимание политическое и экономическое влияние Вашингтона на международные институции, а также учитывая то, что США являются ключевым союзником нашей страны в противостоянии российской агрессии, украинское руководство не может игнорировать «глубокую озабоченность» американской стороны.

В то же время в Киеве не забывают историю с Бушерским контрактом, когда под давлением Вашингтона харьковский «Турбоатом» отказался от изготовления и поставок турбин в Иран для Бушерской АЭС на сумму более 1 млрд долл. в обмен на компенсацию для предприятия за недополученную прибыль. Однако компенсация так и не была получена, а Бушерская АЭС была построена при помощи России. Украинские же специалисты участвовали в этом проекте, подписав частные контракты с россиянами.

Некоторые собеседники ZN.UA не раз отмечали: совместными усилиями Украина и Соединенные Штаты могли бы с пользой для себя вытеснить Россию с рынков третьих стран, до сих пор пользующихся российской и постсоветской продукцией. Однако все это возможно, в том числе и при наличии целостной политики нашей страны в сфере ОПК. А вот ее как раз и нет. Но противодействуя переходу контрольного пакета акций «Мотор Січ» китайцам, американцы одновременно демонстрируют и свой бизнес-интерес к украинскому предприятию.

Впрочем, интерес этот проявляют не крупные компании. Среди соискателей акций «Мотор Січ» — Oriole Capital Group. Однако к этой компании в Киеве скептическое отношение: многие наши собеседники рассматривают ее чуть ли не посредником в приобретении акций для некой третьей компании, а не как серьезного участника рынка авиационной техники.

В любом случае Киеву важно найти баланс между интересами своего заокеанского союзника, украинской компании и, конечно же, собственными национальными. Ведь Украинское государство должно не только создавать рабочие места в нашей стране, но и обеспечивать экономическую безопасность, учитывая угрозу утечки критических базовых технологий авиационного двигателестроения и уничтожения новыми собственниками производственных мощностей «Мотор Січ». (Если, конечно, данные разработки китайцы уже не «позаимствовали».)

Учитывая все эти перечисленные выше факторы, пару лет назад украинское руководство посчитало, что одним из возможных вариантов решения проблемы китайских инвестиций в «Мотор Січ» станет участие в сделке «Укроборонпрома».

На Банковой выставляют «блок»

В июле 2019 года Skyrizon Aircraft Holdings Limited и Xinwei Group совместно с «Укроборонпромом» подали заявку в АМКУ с целью совместного управления и контроля над «Мотор Січ». При этом у «Укроборонпрома» был бы блокирующий пакет в размере более 25% акций предприятия, а у китайских компаний — контрольный (более 50%). Однако сделка не состоялась. По одной из версий, предложенная Киевом схема «блокирующего пакета» не устроила Вашингтон.

А в августе 2020 года Skyrizon Aircraft Holdings Limited отозвала из АМКУ заявку на концентрацию активов, которую она ранее подавала вместе с «Укроборонпромом». Тогда же китайская компания уже совместно с группой DCH Александра Ярославского подала новую заявку в АМКУ о покупке акций «Мотор Січ». (DCH претендует на более чем 25% акций «Мотор Січ», о чем группа договорилась с Skyrizon Aircraft Holdings Limited.)

Однако Антимонопольный комитет не принял заявку к рассмотрению, а прокуратура повторно арестовала акции «Мотор Січ». В ноябре Skyrizon Aircraft Holdings Limited и DCH объявили о намерении подать новую заявку в АМКУ.

При этом предпринимаемые китайцами усилия снять арест с акций «Мотор Січ» в украинских судах безуспешны. Как отмечается в пресс-релизе DCH, инвесторы «Мотор Січ» «уже 3 года не могут распоряжаться принадлежащим им имуществом, принимать участие в управлении предприятием и контролировать соответствие принимаемых менеджментом решений своим экономическим интересам». В начале января украинский суд вновь отказал китайским инвесторам в снятии четырех однотипных арестов с 56% акций «Мотор Січ».

На таком фоне китайцы перешли в наступление.

В декабре прошлого года китайские инвесторы «Мотор Січ» и DCH уведомили правительство Украины о направлении в международный арбитраж инвестиционного спора с целью взыскания с Украинского государства ущерба, оцениваемого ими в 3,5 млрд долл. Интересы китайских инвесторов будут представлять международные юридические компании WilmerHale, DLA Piper и Bird&Bird. Советником по вопросам украинского права в международном арбитраже будет выступать компания Arzinger.

Многие собеседники ZN.UA в частных разговорах отмечали, что дело «Мотор Січ» — больше политическое, нежели юридическое, и Украина столкнется с определенными проблемами в арбитраже. Но в Министерстве юстиции более оптимистичные оценки. Источник в Минюсте, с которым ZN.UA разговаривало на условиях анонимности, отметил: «В позиции Украинского государства есть плюсы и минусы. Но я не считаю, что это дело очевидно проигрышное. При этом надо помнить, что размер требований не влияет на размер компенсации. Требование же выплатить 3,5 млрд долл. — «надутое». И даже если истцы и выиграют дело, то компенсация будет значительно меньше».

Одновременно с решением обратиться в арбитраж китайские инвесторы и Ярославский созвали на 31 января внеочередное собрание «Мотор Січ», чтобы утвердить новую редакцию устава АО и изменить Набсовет. По существу, это первый шаг к смене менеджмента предприятия. Эти действия вызывают сопротивление как Богуслаева (которого более чем устраивает нынешняя неопределенная ситуация), так и украинской власти.

Так, в середине января Ярославского вызвали в СБУ по делу «Мотор Cіч». При этом, по информации ZN.UA, украинского миллиардера готовились задержать, но дело ограничилось разговорами. Можно только гадать, какую цель преследует Ярославский, став партнером китайских инвесторов «Мотор Січ» и заодно — участником геополитических игр. Несколько наших собеседников не исключают, что интерес у него чисто деловой — развитие бизнеса.

Но миллиардеру, поддерживающему дружеские отношения с Джеком Ма и неплохо разбирающемуся в украинской внутриполитической кухне, не мешало бы нанять консультанта и по внешнеполитическим вопросам, дабы лучше разбираться в хитросплетениях международной политики. Ведь учитывая специфику отношений США и КНР, велика вероятность оказаться в одной лодке с Александром Дубинским и Андреем Деркачем.

Обсуждая ситуацию, сложившуюся вокруг «Мотор Січ», СНБО как минимум трижды собирался в течение последних двух месяцев — 14 декабря 2020 года, а также 21 и 28 января 2021-го. По информации ZN.UA, один из предложенных вариантов действий был следующим: предприятие переходит под контроль государства, которое получает 50%+1 акция «Мотор Січ». Предполагалось, что одновременно американский представитель входит в управление компанией, а передача технологий украинского предприятия оказывается под запретом.

Один из конфидентов ZN.UA сказал, что на его взгляд это было бы оптимальным решением: китайцы сохранят свое лицо, а Киев не ухудшит отношений с Вашингтоном. Однако под давлением американцев предпочтение было отдано более жесткому сценарию, при котором китайцы фактически теряют свои акции и деньги.

Вводя 28 января санкции против китайских инвесторов, на Банковой преследуют следующие цели.

Во-первых, не допустить концентрации в руках китайских инвесторов акций предприятия, являющегося одним из крупнейших мировых производителей авиадвигателей. Напомним, что на сегодняшний день китайцам принадлежит 50–75% акций «Мотор Січ». Согласно же статье 24 закона «О защите экономической конкуренции», Антимонопольный комитет Украины отказывает в разрешении на концентрацию акций, если в сделке участвуют компании, включенные в санкционные списки Украины.

Во-вторых, сорвать созванное на 31 января внеочередное собрание акционеров «Мотор Січ», на котором планируются шаги по смене менеджмента предприятия. Наконец, в-третьих: у ZN.UA есть основания предполагать, что данный указ — один из первых шагов к тому, чтобы контрольный пакет акций «Мотор Січ» отошел к американской компании. Не исключено, что это может быть упомянутая выше Oriole Capital Group.

Безусловно, украинское государство должно защищать свои национальные интересы (в том числе и в сфере интеллектуальной собственности, о чем ZN.UA писало еще в 2017 году). Но станет ли президентский указ эффективным инструментом реализации целей, поставленных Банковой в отношении «Мотор Січ», зависит в том числе и от того, как украинскими органами будут реализовываться прописанные в указе ограничения.

Источники из ОП и СНБО рассказывали ZN.UA, что в рамках заседаний СНБО обсуждался вопрос о введении санкций и принимались соответствующие решения. Но решения первых двух заседаний Совета национальной безопасности и обороны, где рассматривался вопрос «Мотор Січ», оформлялись указами с грифом «секретно». А как заметил один из собеседников ZN.UA: «Санкции не могут быть секретными».

Поэтому потребовалось третье заседание для очередного принятия и оформления решения СНБО полуоткрытым указом президента. По информации ZN.UA, указ, подписанный в минувший четверг, лишь снял гриф «секретно» с указа от 14 декабря 2020 года, дабы санкции можно было применять уже с прошлого года. Но до тех пор, пока незасекреченные приложения не обнародованы — ограничительные меры не имеют юридической силы для иностранных физических и юридических лиц.

Так зачем и от кого такая секретность? Почему Зеленский остановился на раздорожье? Это тем более странно, что решением СНБО внешнеполитическому ведомству Украины вменяется в обязанность проинформировать компетентные органы ЕС, США и других государств о введенных санкциях и «поставить перед ними вопрос о применении аналогичных ограничительных мер».

Возможно, Банковую пугает реакция Китая. Ведь Украина ведет переговоры о поставках китайской вакцины против коронавируса. До последнего времени, по информации ZN.UA, подтвержденной несколькими источниками, Пекин на официальном уровне не поднимал вопрос китайских инвестиций в «Мотор Січ». Однако теперь ситуация может измениться.

Но дело скорее в другом: в окружении президента есть влиятельные группы, незаинтересованные в том, чтобы у Зеленского сложились отношения с администрацией Байдена. Они полагают, что чем хуже отношения с Соединенными Штатами, тем лучше. Не рискуя проводить откровенно пророссийскую политику, они стремятся представить Китай как альтернативу Западу. А в этой ситуации отстоять проукраинскую позицию очень трудно.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.