UA / RU
Поддержать ZN.ua

Саморазрушение

За пять месяцев глава государства так и не появился на парламентской трибуне. Но еще не известно, кто в этом виноват больше — оппоненты-регионалы или союзники-бютовцы...

Автор: Алексей Мустафин

Говорят, как встретишь новый год, так его и проведешь. Украинские депутаты применили поговорку на практике: как начинают сессию, так и заканчивают — со скандалом.

5 февраля, в первый день нынешней сессии, трибуна была надежно заблокирована регионалами, протестовавшими против присоединения Украины к ПДЧ. Они даже гимн слушали, не сходя со стратегических позиций. Одну из лож бело-синие украсили плакатом с призывом привлечь Юрия Луценко к уголовной ответственности. Вячеслав Кириленко в кулуарах с возмущением прогнозировал, что оппозиция вынуждает президента не выступать со своим ежегодным обращением в зале Верховной Рады. А его однофамилец — лидер фракции БЮТ — уверял журналистов, что коалиция действует и будет действовать, не нуждаясь ни в каких дополнительных голосах «со стороны».

За пять месяцев глава государства действительно так и не появился на парламентской трибуне. Но еще не известно, кто в этом виноват больше — оппоненты-регионалы или союзники-бютовцы. Министром внутренних дел теперь вплотную занимается Генпрокуратура. С санкции Банковой. О том, что ПДЧ Украине в нынешнем году не светит, практически в открытую говорят в европейских столицах. А парламентская трибуна снова заблокирована — на этот раз тимошенковцами. И только Иван Кириленко по-прежнему убеждает прессу в том, что коалиция есть и будет. Пусть даже у нее не хватает голосов для принятия решений.

Правда, сказать, что за пять месяцев в стране ничего не изменилось, тоже нельзя. Изменилось. Очень многое. Тотальная политическая война всех против всех измотала страну. И то, что в ней пока не видно победителей, а в проигравшие уже сейчас можно записать всех украинских политиков, для обычных граждан — слабое утешение. Украинцы уже не интересуются, кто выиграл или хотя бы ведет в счете, для этого, слава богу, есть Евро-2008. Граждане ищут ответ на два главных вопроса: «когда эта политическая свара наконец закончится?» и «что будет с нами в ближайшем будущем?». Но политические лидеры молчат. Они и рады были бы найти ответ, но руки и мозги заняты совсем другим.

Синдром Тараса Бульбы

В четверг в студии «5 канала» можно было наблюдать забавную картину — Андрей Портнов и Александр Стоян выясняли, «чей президент Виктор Ющенко». «Ваш», — говорил регионал бютовцу. «Нет, ваш», — парировал несостоявшийся глава ФГИ. Робкие попытки ошарашенных ведущих сказать нечто вроде того, что «президент в общем-то наш общий, всей страны», не произвели на оппонентов никакого впечатления — те продолжали перебрасывать друг другу обвинения в «подыгрывании президенту», будто горячую печеную картошку, которую только что достали из огня. Конечно, в отношении Стояна и Портнова к Ющенко есть много сугубо личного. Но очевидно, что близость к Банковой для многих украинских политиков перестает быть предметом гордости, в лучшем случае — поводом для сочувствия. Слишком нагляден пример главной «пропрезидентской» силы в парламенте. «Наша Украина» все больше напоминает чемодан без ручки — от поддержки своего почетного председателя она не может оказаться по определению (ибо что такое «НУ—НС» без Ющенко?), но и достается ей от президента едва ли не больше всех.

Сами нашеукраинцы привыкли объяснять все происками «кризисных менеджеров» с Банковой, действующих за спиной «народного президента», но эта версия с каждым днем выглядит все менее убедительно. И даже самые наивные (или пытающиеся выглядеть наивными) нунсовцы все чаще признаются — Ющенко целенаправленно уничтожает созданную им политическую силу. Зачем? А чтоб неповадно было ослушиваться «отца-основателя» и договариваться у него за спиной с конкурентами. В первую очередь, — с конкуренткой. Сам президент, по словам людей, близко его знающих, ощущает себя едва ли не Тарасом Бульбой, ехидно спрашивающим у «андриев»: «Ну что, сынку, помогла тебе твоя Юля?» В сотрудничестве с Тимошенко подозревают практически всех, за исключением разве что единоцентристов. Вопросы возникли даже к Арсению Яценюку — уж слишком решительно председатель Верховной Рады отверг сватовство «ЕЦ». А тут еще бютовцы так рьяно бросились защищать Яценюка от отставки... И это при том, что большинство депутатов по-прежнему уверены, что спикер — едва ли не главный проводник воли Банковой в парламенте.

С другой стороны, само словосочетание «воля Банковой» в последнее время вызывает у оранжевых парламентариев нервную улыбку. О том, чего на самом деле хочет президент, «простым» нашеукраинцам... никто не говорит. «Непростые», судя по всему, тоже знают немного — иначе б не отвечали на расспросы коллег пафосными, но пустыми заявлениями, больше напоминающими ритуальные заклинания. Доходит до смешного: президентская фракция пишет своему почетному лидеру письма с просьбой наконец сказать свое веское слово и объяснить, каким может быть выход из парламентского кризиса. А Банковая молчит. Возможно, впрочем, в этом и состоит новая (а может, не такая уж и новая) тактика Ющенко и его канцелярии — мол, депутаты сами должны догадаться, чего хочет их патрон, а в случае чего — все можно будет списать на излишнюю самодеятельность и «эксцессы исполнителя». Правда, пока нашеукраинцы находятся в совершенной прострации. Самооборонец Олесь Доний накануне признался, что в таком состоянии фракция может согласиться и на широкую коалицию, но только в том случае, если о необходимости этого недвусмысленно заявит лично президент. Сама «НС», по словам Дония, в «ширку» не собирается, но после истории с Юрием Бутом в «несгибаемость» его коллег верят далеко не все.

Главный аргумент, который может быть использован в разговоре с нашеукраинцами — без формирования коалиции неизбежны досрочные выборы. А на них ни «НУ—НС», ни самой по себе «Народной самообороне», не говоря уже о «Нашей Украине», ничего не светит. Отдельные лидеры, конечно, смогут попасть в список БЮТ, но он ведь тоже не резиновый. Главный контраргумент, имеющийся у нашеукраинцев для разговора с президентом, — досрочные выборы невыгодны и главе государства. И если о шансах «НУ—НС» пройти в парламент еще можно поспорить, то «Единый центр» в Раду не попадает однозначно — разве что с помощью административных методов, которые, как показывает практика, тоже не всесильны. Поэтому проще восстановить численность имеющейся коалиции — а в том, что Ющенко, скажем, может уговорить Плюща, нашеукраинцы не сомневаются. Как и в том, что у Банковой достаточно рычагов, чтобы заставить передумать и Бута с Рыбаковым.

Правда, президент уже дал понять, что не любит ультиматумов. Если условия ставит не он. Так что вполне возможно, что в результате плодотворной дискуссии (если такая состоится) каждый останется при своем мнении. А поскольку мнений в «Нашей Украине» несколько, фракция попросту развалится. Если не формально, то фактически. И «Народная самооборона», и «Единый центр», по сути, готовы к самостоятельному плаванию. Пусть даже это будет плавание в абсолютную неизвестность. Но, как заметил по случаю один из самооборонцев, «лучше ужасный ЕЦ, чем ужас без конца». Банковую такой сценарий в общем-то может и устраивать. И коалиции, по сути, не будет, и правительство фактически окажется в подвешенном состоянии, и президент формально будет не при чем. А досрочные выборы Рады объявлять президент всего лишь имеет право, но никак не обязан. Не говоря уже о том, что на фоне неработающего парламента ему легче будет готовиться к президентской гонке. Так, по крайней мере, кажется некоторым стратегам на Банковой.

Треугольная политика

На Туровской, кстати, дают понять, что к «зависанию коалиции» уже готовы. Поскольку уверены, что новую коалицию без участия БЮТ сформировать не удастся. А значит, Юлия Тимошенко останется в кресле премьера. Пусть и с приставкой «и.о.». Есть, правда, и пессимисты. Которые намекают, что исполняющим обязанности совсем не обязательно назначать отставленного премьера. И даже связывают с поиском приемлемой кандидатуры затеянную СП замену министров-нашеукраинцев, в том числе и Ивана Васюника, занимающего стратегический пост вице-премьера. Процедура сомнительная с точки зрения Конституции? А когда подобные сомнения останавливали Банковую?

Возможно, именно поэтому Тимошенко — от греха подальше — сделала несколько попыток отыграть ситуацию назад. И даже уговорить бютовского перебежчика Рыбакова вернуться в семью, то есть в коалицию. Но несколько неожиданно для самой себя премьер спровоцировала настоящий скандал во фракции. Депутаты, и так не получившие всего, на что рассчитывали после победы, заявили лидеру, что молча наблюдать за происходящим не намерены. И если единственный способ обратить на себя внимание и заставить прислушаться — это выйти из коалиции, то заявлений будут десятки. Не из любви к «широкой коалиции», а из принципа.

Дальше — больше. Однопартийцы предъявили Тимошенко претензии... за кадровую политику. На которую слишком большое влияние, по мнению парламентариев, оказывает Богдан Губский. И его партнер Константин Бондарев. Фамилии эти называли и раньше, но, как правило, оппоненты БЮТ. В крайнем случае — и то в частных беседах, — журналистам на Губского жаловались рядовые бютовцы. Но на этот раз вопрос на заседании фракции поднял Ярослав Федорчук, человек многие годы руководивший партийным аппаратом «Батьківщини», а это значит, что проблема приобрела весьма серьезный характер. На минувшей неделе Тимошенко пожар удалось погасить, но осадок, как говорится, остался.

На трещины в монолите БЮТ сразу же обратили внимание регионалы. Поспешившие заявить, что за Рыбаковым из премьерской фракции готовы бежать и другие депутаты. Опасением не досчитаться еще с десяток штыков Александр Ефремов объяснил и неожиданный захват тимошенковцами парламентской трибуны. Если парламент не работает, то и зачитывать заявления о выходе из коалиции некому. Ну, не роспуска ж коалиции спикером бютовцам опасаться — Яценюк торжественно пообещал дождаться решения Конституционного суда. Сами бело-красные, впрочем, объясняют свою гиперактивность совсем другим. Дескать, из надежных источников им стало известно, что регионалы договорились с секретариатом и «НУ—НС» о совместной борьбе против БЮТ. Конечная цель — отставка Тимошенко. Первая проба пера — закон о судоустройстве, усиливающий президента и ослабляющий влияние лояльного к премьеру председателя Верховного суда Василия Онопенко. Законопроект якобы должны были принять именно в четверг, и только блокада трибуны сорвала «коварные планы» Балоги—Януковича.

Возмущение бютовцев можно было бы даже назвать благородным. Если бы месяц назад они сами не договаривались с регионалами. Причем тогда речь шла не только о системе судоустройства, а о перекройке всей структуры государственной власти. И задача уволить Тимошенко выглядит никак не коварнее цели «оставить за скобками» президента. Просто украинская политика построена по принципу треугольника, в котором против одного слишком усиливающегося «полюса» немедленно объединяются оставшиеся. Если слишком сильна Тимошенко — сближаются Ющенко и Янукович, если слишком много себе позволяет президент — в экстазе сливаются премьер с оппозицией. Если усилятся регионалы — жди разговоров о возвращении к «ценностям Майдана» и объединении демократических сил.

На ее месте мог быть я…

Сами политики, в принципе, догадываются, что ни о каких ценностях речь при этом не идет — в торгах имеет значение приемлемая цена. И то, что регионалы в конце концов предпочли Банковую бютовцам, объясняется исключительно тем, что аргументы президентской стороны оказались весомее. Какие бы заманчивые картины ни рисовали Нестор Шуфрич с Андреем Клюевым — а именно они агитировали за сближение с Тимошенко, — большинство регионалов относятся к премьеру с недоверием. Уж слишком легко она отказывается от взятых на себя обязательств. И слишком любит эффектные фразы вроде «кражи 60 долларов в секунду». А на Банковой хотя бы делают вид, что соблюдают договоренности. И если не получается что-то, то всегда находится объективная причина. Вспомним хотя бы историю с досрочными выборами. Ну не мог же Балога предположить, что у БЮТ с «НУ—НС» окажется пусть и шаткое, но большинство голосов.

Сейчас этого большинства уже вроде бы и нет. Самое время возвращаться к договоренностям годичной давности. Да только регионалы уже не спешат. И не то чтобы не хотят голосовать за отставку премьера — голосов на это хватает с запасом. И не то чтобы против создания широкой коалиции — здесь голосов не хватает, но бело-синие клянутся, что будут «за» как один. Но все же показательной кажется мобилизация, объявленная на минувшей неделе Януковичем. Без разрешения лидера ни один депутат не может покинуть Киев. Хотя казалось, чего тут опасаться? Есть, конечно, версия, что БЮТ ради святого дела сохранения лидера при власти простимулирует недисциплинированность отдельных депутатов. Но система, действующая во фракции ПР, когда депутаты закреплены за конкретными спонсорами, которые «заботятся о них и об их здоровье», в значительной степени нейтрализует такую схему.

Если верить источникам в секретариате, энтузиазм бело-синих угас после того, как на Банковой дали понять, что даже в случае создания широкой коалиции не собираются отдавать пост премьера Януковичу. В лучшем случае речь идет о технической фигуре или уже упомянутом «и.о.». Но это никак не устраивает самого Януковича, амбиции которого давно уже вышли на уровень ющенковских. Да и отцы-содержатели партии не в восторге: зачем рисковать и ввязываться в игру, в которой тебе заранее отводится второстепенная роль? Зарабатывают они неплохо и в оппозиции, а тут — и поля для маневра нет, и ответственность за партнера нести придется.

Сами регионалы в частных беседах идут еще дальше. Признаются, что уже полгода наблюдают за игрой в кошки-мышки между Ющенко и Тимошенко и про себя благодарят судьбу, что после досрочных выборов оказались в оппозиции. Ведь, перефразируя известного киногероя, «на ее месте могли быть мы». С теми же проблемами в экономике, с той же президентской квотой в правительстве, с теми же не до конца адекватными партнерами по коалиции. Не говоря уже о том, что, в отличие от Тимошенко, бело-синим посложнее было бы выполнять указания главы государства, касающиеся НАТО, УПА и других «исторических» проектов. А оппонировали бы им не невнятные «министры теневого правительства», а все та же Юлия Владимировна с ее способностями оппозиционного трибуна.

О чем не говорят ни на Банковой, ни на Липской — так это о том, что очередной поход во власть может привести еще и к обострению внутренних противоречий во фракции и Партии регионов. Не только между «старыми» и «новыми» донецкими — в последнее время линий водоразделов появилось намного больше. А пряников — должностей и преференций — по определению не хватит на всех, а ведь придется делиться еще и с секретариатом и партнеров по коалиции нужно чем-то удерживать.

Потому и предпочитают регионалы пока работать в оппозиции. Здесь тепло, комфортно и не так страшно, как в 2005-м. Кстати, недавно лидеры ПР получили и свежую социологию. Если верить ей, то впервые во втором туре президентских выборов Янукович может обойти Тимошенко. Вот вам и результат полугодового выяснения отношений двух оранжевых полюсов отечественной политики. Зачем в таком случае третьему что-то менять? От добра добра не ищут…