UA / RU
Поддержать ZN.ua

Робин Гуды за работой

«Чертовски хочется поработать» — вырвалось как-то у одного политического деятеля горбачевской эпохи...

Автор: Алексей Мустафин

«Чертовски хочется поработать» — вырвалось как-то у одного политического деятеля горбачевской эпохи. Не менее острое желание, похоже, овладело накануне и депутатами сразу двух крупнейших фракций украинского парламента. Во всяком случае, и Партия регионов, и БЮТ уже отчитались о том, что собрали подписи, необходимые для созыва внеочередной сессии Рады. На случай, если очередная закроется. Правда, спикер Литвин тут же предупредил, что торопиться с закрытием тоже не намерен. Эпидемия повышенного трудолюбия? Если бы! Достаточно вспомнить, как именно проходят рабочие будни народных избранников в последнюю неделю. Рада обездвижена. Ее символом постепенно становится кресло, которым каждое утро подпирают дверь в парламентском президиуме.

Депутаты откровенно маются от отсутствия деятельности. Самый непосредственный из регионалов Ми­хаил Чечетов признается — кровь застаивается в мышцах. Руки и языки разминают кто как может. Геннадий Москаль демонстрирует глубокую информированность о том, кто работал сутенером на трассе Луганск—Антрацит в начале 90-х, Екатерина Лукьянова признается, что боится заходить в зал заседаний из страха перед Нестором Шуфричем, сам Шуфрич с Сергеем Ле­вочкиным проводят «жесткую дискуссию» об основах внутрипартийного товарищества, Николай Азаров учит Олега Зарубинского математике, а тот в ответ напоминает об обезьянах и голых задницах — со ссылкой на Фрэнсиса Бекона, разумеется. Попутно уличая бывшего первого вице-премьера в отсутст­вии профильного образования...

Николаю Яновичу, правда, не привыкать. Лет пять назад его уже называла презрительно «маркшейдером» Юлия Тимо­шен­ко. Тогда еще оппозиционерша. Сейчас Юлия Владимировна при власти. И теперь величает регионалов не иначе как «финансовыми террористами». А все потому, что бело-синие объявили: работу Верховной Рады блокируют исключительно для того, чтобы добиться повышения минимальной зарплаты и пенсии. На которое — повышение то есть — у Тимошенко, по ее словам, денег в бюджете просто нет.

Премьер обвиняет оппозиционеров в «черной неблагодарности» вместо того, чтобы благодарить правительство за то, что в условиях кризиса нынешние зар­платы и пенсии выплачиваются вовремя и в полном объеме, пытаются загнать Кабмин в финансовую яму. Регионалы парируют тем, что обеспечивать своевременную выплату зар­плат бюджетникам — прямая обязанность власти, а индексация базовых социальных стандартов — требование закона. В общем, постепенно осваивают «робингудовскую» риторику, настоящим мастером которой считается сама Юлия Владимировна. Мы же не забыли, как она отвечала на упреки президента о том, что раздача денег вкладчикам Сбербанка СССР раскручивает инфляцию. И расчет в общем-то оказался социологически верным — даже если Ющенко и был прав по сути, люди все равно были благодарны премьеру. Как минимум в первые месяцы выплат.

Конечно, тогда еще не было мирового кризиса, и у Тимошенко сохранялась возможность на любые популистские требования оппонентов отвечать еще более социально привлекательными инициативами. Но бесконечно продолжаться это не могло. Даже без оглядки на мировую конъюнктуру. И сколько бы премьер ни сетовала на «малодушие» Виктора Пинзеника, она по сути сама себя загнала в ловушку. Нынешние аргументы Юлии Владимировны о том, что, мол, нужно «по одежке протягивать ножки», публикой уже не воспринимаются не потому, что граждане не любят власть или не готовы прислушиваться к голосу разума. Просто они привыкли слышать от премьера совсем другое...

Тимошенко растеряна. Настолько, что даже попытку подыграть ей со стороны Блока Литвина — путем внесения «альтернативного» постановления о повышениии минимальной зар­платы в 3000 гривен и доведения ситуации до абсурда — воспринимает как выпад против правительства. И даже обвиняет спикера в «жестокости по отношению к людям». Не «терроризм», конечно, но все равно обидно... Зато регионалы чувствуют себя вполне комфортно. Разве что Азарову, ранее не раз признававшемуся в нелюбви к раздаче денег населению, пришлось наступить на горло собственной песне. Но это сравнительно небольшая жертва, если вспомнить о том, что принести ее нужно ради победы на президентских выборах. А большинство регионалов и до этого были склонны к благотворительности за государст­венный счет. И кто их в этом упрекнет? Робин Гуд ведь тоже не свои деньги раздавал, но народу все равно нравилось...

Можно, конечно, вспоминать, как регионалы, будучи при власти, пытались не то что не увеличивать, а даже сокращать минимум, как еще недавно обвиняли Тимошенко в оголтелом популизме и требовали денег не на зар­платы, а на малоосязаемые простыми гражданами, но весьма доходные для отдельных народных избраннников «инновации», можно даже подсчитывать, во сколько обходится налогоплательщикам каждый день «простоя» Верховной Рады. Но только не бютовцам.... Которые успели запомниться избирателям не менее массовыми и абсурдными акциями саботажа вроде захвата парламентской электрощитовой. Бюджету эти действия обходились дешевле? Разве что за счет экономии на свете. В духе «Вредных советов» Остера, с его «бейте лампочки в подъездах — вы поможете народу электричество беречь».

Литвиновцы хоть могут гордиться, что в блокадах участия не принимали. Правда, с тем количеством депутатов, которое удалось провести в Раду нынешнему спикеру, об этом даже помышлять не стоило. Но зато теперь Владимир Михайлович может играть в любимую игру, изображая из себя «третью силу», которая — снова и снова — «нужна стране». Правда, «быть третьим» теперь хочет не один Литвин. Арсений Петрович, скажем, нацелился на эту нишу не менее решительно — со всем энтузиазмом неофита.

Может, это карма такая — в украинской истории еще не было спикера Верховной Рады, который рано или поздно не захотел бы баллотироваться в президенты. И то, что удалось это только одному из них, никого пока не остановило. Но одно дело завесить полстраны полосатыми билбордами, и совсем другое — пытаться быть реальным посредником между непримиримыми силами в парламенте.

У Литвина, при всем его опыте, пока получается с трудом. Хотя многие его предложения не лишены рационального зерна и даже выглядят довольно остроумно — скажем, голосование за повышение социальных стандартов с одновременным назначением нового министра финансов.

Если бы еще эту должность предложить регионалам — выглядело бы гораздо эффектнее тимошенковских обвинений в «терроризме». Только премьер на такое вряд ли решится, а бело-синие — не согласятся. Зачем брать на себя ответственность, когда до выборов осталось всего ничего, а оставаться в оппозиции выгоднее в несколько раз? В конце концов, регионалы еще полгода назад предлагали сменить премьера. И если тогда депутаты из других фракций не согласились, то какие теперь могут быть претензии к ПР?

Теперь бело-синие сосредоточены исключительно на выборах. Янукович вообще заявил, что собирается победить в пер­вом туре. Это, конечно, из области ненаучной фантастики, но зато понятно, какие настроения господствуют в штабе. Регионалы даже к идее досрочного переизбрания Рады охладели. Лидер заявил об этом в характерной для него двусмысленной манере: «Мы не ставим перед собой цель досрочных парламентских выборов, наша цель — скорейшее отстранение этой команды от власти. Это можно сделать на президентских... и парламентских выборах». Боль­шинство экспертов предпочли считать, что Виктор Федоро­вич говорил все-таки о президентской кампании, а парламент, так сказать, «к слову при­шелся». Тем более что все официальные решения партии касаются только подготовки к выборам президента. В конце концов, к вопросу о Раде можно вернуться уже после января, когда станет известно имя будущего главы государства и регионалам будет понятно, что им выгоднее — роспуск парламента или сохранение его в нынешнем виде.

Это, кстати, вполне соответст­вует и интересам БЮТ. На спешке с перезагрузкой Рады настаивали только на Банковой, но она устами Януковича уже объявлена «ненадежным партнером». Впрочем, в условиях начавшейся кампании надежных партнеров не может быть по определению. Как минимум среди тех, кто участвует в гонке. Да и избирателям нужно демонстрировать решительность и принципиальность, а то конкуренты по «вос­точному» электоральному полю не упускают случая обвинить регионалов в соглашательстве с действующей властью. Придется что-то делать и с традиционными лозунгами бело-синих о русском языке и недопущении втягивания Украины в НАТО. Недаром, ох недаром неожиданно обнаружился рояль в кустах в виде судебного решения, предписывающего Ющенко провести референдум по НАТО и ЕЭП. Блокировать в связи с этим здание секретариата бело-синие вряд ли будут, но лишней эта тема точно не станет.

Кстати, работу Верховной Рады Ро­бин Гуды с улицы Липской в конце концов тоже могут разблокировать. Когда у зрителей, читателей и слушателей фраза «регионалы требуют повышения зар­плат и пенсий» закрепится на уровне под­сознания. После этого тратить время на осады уже не будет смысла. А в отпуск даже депутатам хочется. Точнее — депутатам особенно. Но, положа руку на сердце, кто осмелится утверждать, что даже разблокированный парламент будет намного работоспособнее? Дело даже не в каникулах, которые никто не отменял (вой­на — войной, но обед по расписанию). Ре­ального большинства в Раде как не было, так и нет. И в сентябре вряд ли появится. Избирательная кампания уже будет идти вовсю — даже если к тому вре­мени вступит в силу норма о сокращении ее официальных сроков. И какая разница — будет ли дверь президиума подпираться креслом, или на нем будет красоваться виртуальная табличка «парламент закрыт, все ушли на предвыборный фронт»?