UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕВАНШ ТАЛИБОВ

В Афганистане наступает осенняя военная кампания. На этой неделе талибы опять напомнили Северному альянсу о своем существовании...

Автор: Максим Череда

В Афганистане наступает осенняя военная кампания. На этой неделе талибы опять напомнили Северному альянсу о своем существовании. Да еще как! В воскресенье в ходе ожесточенных боев силы «Талибана» наконец-то отбили у вооруженных формирований Ахмад Шаха Масуда ключевую авиабазу Баграм, расположенную в 50 км к северу от Кабула.

Захват Баграма стал первым в нынешнем году серьезным успехом талибов на пути к окончательному разгрому войск Северного альянса и прекращению кровопролитной гражданской войны на афганской земле. Взятие этой авиабазы открывает отрядам «Талибана», контролирующим 90 процентов территории страны, путь в долину Панджшера - «логово» Масуда.

После захвата афганской столицы в сентябре 1996 года талибы неоднократно предпринимали попытки наступления на позиции Масуда, но каждый раз их отбрасывали назад. На этот раз они достигли своей цели. По всем правилам военного искусства новые хозяева Афганистана немедленно взялись за развитие достигнутого успеха. Через день войска альянса, в ходе ожесточенных боев на фронте севернее Кабула, оставив административный центр провинции Парван город Чарикар (60 км от афганской столицы) и административный центр соседней провинции Каписа город Махмудраки, укрылись на основной опорной базе Масуда в Панджшерском ущелье. Одновременно возобновились боевые действия и в северных провинциях Афганистана, где талибы продолжают теснить войска альянса к афгано-таджикской границе.

По сообщению представителя армии Масуда, вместе с войсками, спасаясь от военных действий и мести талибов, в ущелье укрылись более 200 тысяч мирных жителей. Только за последние несколько дней от бомбовых ударов авиации талибов погибли 260 мирных афганцев и 350 были ранены.

От города Чарикар, расположенного на шоссе, которое через перевал Саланг связывает Кабул с северными провинциями страны, колонны талибов на грузовиках, танках и бронетранспортерах двинулись к входу в Панджшерское ущелье. По приказу Масуда вход в ущелье был взорван. Бойцы Северного альянса охраняют также заминированные подступы к туннелю под перевалом Саланг.

В прошлом талибы трижды пытались прорваться к Салангу и Панджшеру, но каждый раз были вынуждены отступать. Мало того, в ходе предыдущей военной кампании северянам даже удалось оттеснить талибов из занятых районов и прижать их к Кабулу. По мнению наблюдателей, афганская столица вполне могла тогда перейти в руки антиталибовских войск. Теперь «Талибан» взял реванш за свои недавние неудачи.

Военный успех и на этот раз дался наступающим нелегко. Потери талибов в живой силе исчисляются сотнями бойцов. Особенно тяжело пришлось передовым отрядам. Однако наступающие все равно настроены решительно.

Итак, судя по всему, сегодня мы вправе говорить о новой широкомасштабной наступательной операции «Талибана», своего рода «последнем и решительном бое», в ходе которого семинаристы намереваются раз и навсегда покончить со своими противниками. И военная кампания не случайно начата ими именно сейчас. Дело в том, что недавние военные неудачи «Талибана» наблюдатели связывали с присутствием на подконтрольной им территории знаменитого саудовского террориста Усамы бен Ладена, причастного к терактам у американских посольств в Кении и Танзании. Именно после его прибытия в Афганистан США изменили свое отношение к талибам. До этого они надеялись, что последние смогут взять всю территорию страны под свой контроль и обеспечат безопасность строительства и функционирования трубопровода (в который американские компании намеревались вложить серьезные деньги) из центральноазиатских государств бывшего СССР до Индийского океана. Однако после того как стало известно, что террорист номер один нашел себе пристанище среди талибов, американцы начали беспрецедентное давление на Пакистан, пытаясь его руками заставить воспитанников Исламабада «сдать» им бен Ладена или хотя бы выпроводить его из страны. Результат не заставил себя долго ждать - пакистанская помощь «Талибану» резко уменьшилась, чем не преминул воспользоваться Северный альянс.

Талибы долго противостояли давлению США. В августе прошлого года США нанесли удар крылатыми ракетами по лагерям подготовки исламских боевиков на востоке Афганистана, в одном из которых мог находиться бен Ладен. Талибы не сдавались. Несколько недель назад давление было ужесточено - Соединенные Штаты ввели против «Талибана» экономические санкции. Возможно, это стало переломным в изменении позиции талибов, однако скорее всего определяющим для них стала необходимость срочного получения пакистанской военной помощи.

Как бы то ни было, в минувшую субботу бен Ладен решил выехать из Афганистана. Как сообщает выходящая в Лондоне арабская газета «Хайат», исламист покинул свое убежище в Джелалабаде на востоке страны и отбыл в неизвестном направлении в сопровождении талибов.

Наступление на войска Северного альянса началось в тот же день. И сразу же после военных успехов талибов их противники заговорили о военной помощи, предоставляемой им Пакистаном.

Правительство Исламского государства Афганистан (ИГА), возглавляемого изгнанным талибами президентом Бурхануддином Раббани, обратилось к мировому сообществу с призывом положить конец вторжению Пакистана на афганскую территорию. Посольства ИГА в Иране (который, как известно, является главным покровителем правительства Раббани) и Таджикистане (симпатии России и ее центральноазиатского сателлита также хорошо известны) сообщили о передаче своего требования прекратить продолжающуюся интервенцию и вмешательство Пакистана во внутриафганские дела специальному представителю генерального секретаря ООН по Афганистану Лахдару Брахими.

ИГА считает, что вмешательство Исламабада в процессы, протекающие в Афганистане, - главная причина продолжения войны на афганской земле, а присутствие иностранных наемников в рядах талибов способствует превращению страны в благодатное поле деятельности для разного рода бандитских группировок и наркодельцов. Сторонники Раббани крайне недовольны бездействием мирового сообщества и неспособностью международных организаций предотвратить «новую волну насилия, развязанную талибами».

Сам факт обвинения Пакистана в предоставлении талибам военной помощи мало кого удивил. Любая вспышка боевых действий в Афганистане сопровождается подобными заявлениями. С доказательствами дело обстоит сложнее. Иностранных корреспондентов, а тем более представителей международных организаций, способных подтвердить или опровергнуть подобные сообщения, в Афганистане давно уже нет.

Однако на этот раз изобилие подробностей придало обвинениям довольно правдоподобный характер. Оказывается, в военной операции талибов участвуют не только воинские части пакистанской армии, но и ее боевая техника, а военные самолеты взлетают с аэродромов в Пешаваре и других пакистанских населенных пунктах. Эта информация подтверждается сообщениями из ставки военного командования антиталибского альянса о взятии в ходе недавних боев в плен двух пакистанских и двух арабских офицеров. Свое поражение северяне объясняют в том числе и тем, что в масштабном наступлении на провинцию Парван участвовали, кроме регулярных подразделений пакистанской армии, до 400 наемников из числа сторонников бен Ладена. Военное руководство Северного альянса сообщает также о переброске из Пакистана в Афганистан от 3 до 5 тысяч вооруженных боевиков, участвовавших ранее совместно с пакистанскими военнослужащими в агрессии против Индии.

С такими войсками талибам действительно впору захватить в скором времени всю территорию страны. Только проверить вышеизложенные сообщения вряд ли кто-то сможет в ближайшее время. А «обвиняемые» спокойно их опровергают. Так сделал лидер «Талибана» мулла Мохаммад Омар, назвав вымыслом утверждения об участии в боях на стороне талибов военнослужащих Пакистана и исламских боевиков, переброшенных в Афганистан из Кашмира. Правда, Омар признал, что совместно с талибами в наступлении против сил оппозиции участвуют выпускники действующих в Пакистане религиозных школ и поддерживающих процесс исламизации Афганистана. Однако вряд ли для кого-то это стало откровением. Подобным образом поступили и пакистанские руководители. МИД Пакистана назвал утверждения лидеров афганской оппозиции об участии пакистанских военнослужащих в боевых действиях в Афганистане на стороне «Талибана» полностью безосновательными и лживыми.

Как видно, мировое сообщество останется равнодушным к явным признакам участия третьей стороны во внутриафганском конфликте. Скорее всего, мир будет безучастно ожидать окончания очередной афганской бойни и примет любой ее результат. Сегодня уже не стоит вопрос о том, какие хозяева были бы предпочтительней для Афганистана. Дай Бог, чтобы у нее был хоть какой-нибудь хозяин.