UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформа, ставшая явью

В последнее время в СМИ часто обсуждается вопрос экономических преобразований в Грузии. Радует, ч...

Автор: Григол Катамадзе

В последнее время в СМИ часто обсуждается вопрос экономических преобразований в Грузии. Радует, что все чаще говорят не о российской агрессии августа 2008 г., а о положительных переменах, происходящих в Грузии в течение нескольких лет. Видимо, именно сейчас стали ощутимы результаты радикальных реформ, осуществляемых в моей стране с 2004 г. Именно об этих результатах я и хотел бы рассказать.

Наши основные приоритеты — укрепление национальной экономики, продолжение демократических и экономических реформ в стране и углубление процессов интеграции в европейские и евроатлантические структуры.

Мировой финансовый кризис и упомянутый вооруженный конфликт 2008 г. стали для нас не отговоркой, чтобы отложить реформы, а стимулом для их более активного проведения. Если сравнивать показатели экономического роста до и после российской агрессии, то налицо ощутимая разница. Так, в 2007 г. рост ВВП составил 12,3%, в 2009 г. ВВП снизился на 3,9%. В первом полугодии текущего года ВВП вырос на 4,5%, поэтому можно говорить, что Грузия преодолела трудности, экономика начала показывать положительную динамику. В результате действий руководства страны, по оценкам агентства Fitch Ratings, в прошлом году Грузия получила рейтинг B+. В то же время в 2009 г. мы заняли 11 место в ежегодном рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса. Для сравнения, еще в 2005 г. наше государство находилось во второй сотне стран.

С 2004 г. одна из главных задач правительства — добиться достойного уровня оплаты труда. Средняя зарплата в госсекторе повысилась в 15 раз и составляет сейчас примерно 534 доллара. Правительство старается сохранить взятый курс, и мы рады констатировать, что многие мигранты, среди которых немало специалистов, возвращаются на родину. Уровень инфляции в 2008 г. составил 5,5%, а в 2009-м — лишь 3%.

Грузия превратилась в государство с либеральной экономикой, где созданы все условия для успешного ведения бизнеса. Путем проведения сложных реформ и внедрения инноваций мы добились прихода на свой рынок корпораций с мировым именем. Так, корейская корпорация LG планирует развитие бизнеса в Грузии. В качестве примера можно привести и проекты свободных индустриальных зон в Поти и Кутаиси.

В ноябре прошлого года в Киеве мы провели презентацию Потийской свободной индустриальной зоны — первой в Кавказском регионе. Основными секторами инвестирования являются производство, в том числе сырья, малый и средний бизнес, логистика, хай-тек-индустрия, торговля, оборудование и др. В СИЗ могут производиться любые товары и услуги, за исключением производства и продажи вооружения и обмундирования, ядерных и радиоактивных веществ. Свободная индустриальная зона может быть создана по инициативе правительства Грузии либо частного предпринимателя или компании. В СИЗ Поти инвесторы получают не только хорошо развитую инфраструктуру, но и лучшие цены на аренду земли, удобные бизнес-центры, оборудованные складские помещения, а также самые разнообразные финансовые, консалтинговые и другие услуги. Думаю, участие в этом проекте будет интересным для украинских инвесторов, тем более что Украина является стратегическим партнером Грузии и занимает третье место среди наших торговых партнеров. Мы рады предложить инвесторам стопроцентное право собственности для компаний, работающих в СИЗ, стопроцентное освобождение от налога на прибыль, стопроцентную репатриацию капитала и прибыли, освобождение от НДС на импорт/экспорт товаров, от таможенного налога на произведенные товары, отсутствие торговых ограничений и ряд других очень привлекательных условий для бизнеса.

Сложившаяся либеральная экономическая система способствует росту доверия инвесторов. В свою очередь, мы стремимся оправдать такое доверие. За последние годы налоговое и таможенное законодательство Грузии претерпело существенные изменения с целью ускорения экономического роста, создания стабильной инвестиционной среды, поддержки бизнеса и развития налоговой культуры. База налогообложения и таможенная политика были пересмотрены. Количество налогов снизилось с 21 до 6, из которых пять являются общегосударственными и один — местным. Структура таможенного кодекса была приведена в соответствие с законодательством ЕС и новым Налоговым кодексом. На сегодняшний день действуют: подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавочную стоимость, акцизный налог и таможенная пошлина. Кроме того, действует и местный налог на имущественный доход. Упростились также налоговые санкции, начала действовать упрощенная система решения налоговых споров, а срок рассмотрения дела в суде сокращен до двух месяцев.

Существующие ранее социальный и подоходный налоги были объединены в один подоходный, ставка которого сегодня составляет 20%, а к 2013 г. ожидается на уровне 15%. Ставки налога на дивиденды (сейчас 5%) и проценты с дохода (банковские проценты на депозиты и государственные облигации не облагаются налогом, на другие ставка составляет 5%) будут сокращаться и к 2013 и 2012 гг. соответственно составят 0%.

Ставка налога на прибыль снизилась с 20 до 15%. Его выплачивают грузинские предприятия и иностранные предприятия, получающие доход в Грузии. Кроме того, плательщики этого налога получили право на отсрочку платежа при условии убыточности предприятия в течение пяти лет.

Налогом на добавочную стоимость со ставкой 18% облагаются импортеры и налогоплательщики, чей годовой оборот превышает 100 тыс. лари (примерно 54 тыс. долларов). НДС, выплаченный при инвестировании в недвижимость и экспорт, подлежит возмещению в течение месяца, а в других случаях — в течение полугода.

Фиксированным акцизным налогом облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, нефтепродукты и экспорт металлолома.

До двух ставок было сокращено количество таможенных тарифов (0% и 12%), при этом 86% тарифных позиций налогом не облагаются (для сравнения, в 2005 г. насчитывалось всего 26% таких позиций).

Ставка местного имущественного налога различается по типу имущества и определяется Налоговым кодексом Грузии. Налогоплательщиками в данном случае являются грузинские и иностранные предприятия (1% балансовой стоимости основных средств), физические лица (0,2—0,8% от рыночной стоимости имущества семьи при определенном доходе), физические лица, занятые предпринимательством. Облагаются налогом автомобили в зависимости от объема двигателя и года выпуска, яхты, самолеты и спасательные вертолеты в зависимости от вида транспортного средства и мощности двигателя, а также земли несельскохозяйственного назначения.

Возьмем, к примеру, гипотетического гражданина, который владеет квартирой площадью
150 м2 в девятиэтажном здании в Тбилиси с рыночной стоимостью 200 тыс. лари (чуть более 100 тыс. долларов) и двухлетним автомобилем с объемом двигателя 2500 см3 . Его годовой доход в предыдущем году составил, скажем, 55 тыс. лари (примерно 30 тыс. долларов). Поскольку доход этого человека превысил
44 тыс. лари, он выплатит имущественный налог, состоящий из налога на автомобиль (в данном случае 130 лари) и квартиру (в данном случае 400 лари). Итого, имущественный налог данного гипотетического гражданина составит 530 лари (примерно 285 долларов США).

Либерализация общегосударственных налоговых выплат была значительным шагом для поощрения ведения бизнеса, прихода инвестиций и, тем самым, поддержки экономического роста. Кроме того, конкурентоспособность произведенных в Грузии товаров повышается путем снижения затрат на производство и поощрения реинвестирования.

Особенно важны изменения, направленные на учреждение в стране новых международных финансовых институтов, которые привлекут инвестиции и будут способствовать экономическому процветанию и стабильному развитию. Льготы на налог на прибыль и имущественный налог, отмена налога на проценты и дивиденды, на доходы от продажи акций призваны привлечь в Грузию крупные международные финансовые компании и способствовать созданию новых.

Свободные индустриальные зоны поддержат реализацию и наращивание промышленного потенциала страны, будут способствовать экспорту и эффективной реализации торгово-транзитной функции.

Однако работа по дальнейшей либерализации налогообложения продолжается.

В соответствии с новой системой лицензирования бизнеса, вошедшей в силу в 2005 г., на 84% сократилось количество лицензий и разрешений. Сейчас соответствующие лицензии и разрешения выдаются на виды деятельности в сфере здравоохранения и безопасности, те виды деятельности, которые представляют особый общественный или государственный интерес или связаны с использованием государственных ресурсов. Здесь действуют принцип «одного окна» и принцип «молчаливого согласия», а также упрощенные процедуры выдачи лицензий. Для получения лицензии или разрешения требуется письменная заявка с указанием типа лицензии, удостоверение личности и квитанция об уплате соответствующего сбора. Лицензию выдают в течение месяца после принятия заявки, а разрешение — в течение 20 дней. Лицензии на освоение природных ресурсов выдаются только на аукционах.

Процедура регистрации компании проста и дешева. Предприниматель должен заплатить пошлину в любом банке, зарегистрировать (бесплатно) свою компанию в Национальном агентстве общественного реестра и получить идентификационный номер и сертификат о государственной и налоговой регистрации, а затем открыть в любом банке расчетный счет. Таким образом, процедура состоит из трех шагов и занимает один день.

Грузия может похвастаться и очень либеральным трудовым кодексом, который значительно упростил взаимоотношения между работниками и работодателями, сократил выплаты при найме и увольнении и отменил регулирование минимальной заработной платы.

Хочу затронуть и вопрос договорной базы: на сегодняшний день Грузия заключила двусторонние соглашения о привлечении и взаимной защите инвестиций с 30 странами, ведутся переговоры о подписании таких договоров еще с 24 странами. С 26 государствами подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, и надеюсь, скоро к ним присоединится еще девять стран.

Грузия имеет конкурентоспособные торговые режимы с различными государствами. Прежде всего, это режим наибольшего благоприятствования со странами—членами Всемирной торговой организации (сама Грузия присоединилась к ВТО в 2000 г.). Во-вторых, Грузия пользуется общей системой преференций (GSP) в отношениях с США, Канадой, Норвегией, Швейцарией и Японией. Исходя из этого, на продукцию, экспортируемую из Грузии в эти страны, действуют низкие тарифы. В третьих, система общих преференций — GSP+ с Евросоюзом. В июле 2005 г., наряду с Молдовой, Грузия стала одним из двух среди всех стран СНГ, а в мировом масштабе одним из пятнадцати бенефициариев новой схемы?EU GSP +. Это новый значительный фактор с точки зрения развития экспорта. По старой схеме имелась возможность беспошлинной поставки на европейский рынок лишь 3300 наименований продукции, тогда как на 6900 наименований товаров действовали только частичные льготы. После получения статуса бенефициария GSP+ Грузия пользуется правом беспошлинного ввоза 7200 наименований продукции в страны Евросоюза, с 1 января 2006 г. — статусом бенефициария с Турцией, что предусматривает полную либерализацию торговли промышленными товарами и значительные преференции в отношении сельскохозяйственной продукции. Кроме того, Грузия пользуется режимом свободной торговли со странами СНГ (кроме Российской Федерации), делающим возможной беспошлинную торговлю товарами и услугами.

Проводятся консультации с Евросоюзом и США по заключению соглашений о режиме свободной торговли.

Одним из важнейших экономических активов Грузии можно считать ее выгодное транспортное расположение. Через Грузию проходят транспортные артерии, связывающие Восток и Запад, Азию и Европу. Таким образом, Грузия является своеобразным мостом, связывающим важнейшие экономические регионы с общей численностью населения в 827 млн. человек. Грузия — ключевое звено в кратчайшем транспортном маршруте между Западной Европой и Центральной Азией для транспортировки нефти, газа и сухих грузов. Наши трубопроводы, черноморские порты, хорошо развитая железнодорожная структура и аэропорты, имеющие прямую связь с 17 направлениями, играют все более важную роль в этом отношении. Поэтому мы всячески заинтересованы в том, чтобы сделать работу международных центров логистики, работающих с целью экспорта/реэкспорта, в свободных индустриальных зонах максимально эффективной при благоприятном налоговом режиме.

В 2008 г. от международных доноров поступило 682 млн. долларов для развития транспортной инфраструктуры, 210 млн. долларов для развития городской и муниципальной инфраструктуры и 381 млн. долларов для развития энергетической инфраструктуры. Проекты, направленные на развитие инфраструктуры и транспорта, включают реабилитацию и модернизацию главных, второстепенных и местных дорог, муниципальной и коммунальной инфраструктуры и системы энергопередачи.

Железная дорога Грузии напрямую связана с железной дорогой Армении, Азербайджана и России. В 2007 г. президенты Грузии, Турции и Азербайджана официально объявили о начале сооружения ветки Баку—Тбилиси—Карс. Ожидается, что новая железная дорога протяженностью 104803 км к 2010—2012 гг. будет перевозить до 15 млн. тонн грузов в год.

Грузия имеет два морских порта — Потийский и Батумский. Поти — один из крупнейших портов на побережье Черного моря, конкурент Трабзона, Новороссийска и Батуми. Ожидается, что к 2010 г. Поти будет переваливать до 15,5 млн. тонн грузов и 19 млн. тонн — к 2015 г. Батумский порт обслуживает все виды грузов, транспортные средства и пассажиров. Тут размещаются пять терминалов: нефтяной, контейнерный, паромный железнодорожный, сухогрузный и пассажирский. За последние десять лет оборот порта значительно вырос: сейчас от 80 до 90% общего оборота приходится на нефть-сырец и нефтепродукты, 70% от общего количества переваленных сухих грузов составляют грузы общего назначения.

Думаю, ни для кого не секрет, что в последнее десятилетие энергетика была одним из самых уязвимых секторов грузинской экономики. Однако с тех пор мы достигли значительных успехов. Грузии удалось обеспечить энергетическую безопасность путем диверсификации поставок газа. Были предприняты меры, чтобы сделать страну самоокупаемой с точки зрения поставок электроэнергии. Например, в 2007 г. Грузия впервые стала экспортером электроэнергии. Как только гидроэнергетический потенциал Грузии будет задействован в полной мере, экспорт электроэнергии станет значительным источником поступлений в бюджет.

В 2006 г. Грузия перешла к новой энергетической политике. В данной стратегии были определены основные цели. Во-первых, приватизация энерго- и газораспределяющих компаний. Во-вторых, оказание максимальной поддержки местным и иностранным компаниям и сокращение бюрократических процедур до минимума (прежде всего, оптимизация и упрощение лицензирования). В-третьих, доступ третьей стороны к сетям передачи и распределения электроэнергии. В-четвертых, торговля электроэнергией. В этом контексте Турция является наиболее привлекательным рынком для Грузии.

Наша страна обладает огромными гидроресурсами, что позволяет развивать гидроэнергетику, основанную на строительстве малых и средних ГЭС. Кроме того, мы намерены активно развивать альтернативные источники энергии, разрабатывать собственные нефтяные и газовые ресурсы.

Грузия участвует в важнейших транспортно-энергетических проектах: это нефтепроводы Баку—Тбилиси—Джейхан и Баку—Тбилиси—Супса, газопровод Баку—Тбилиси—Эрзерум. Кроме того, Грузия является важнейшим звеном практически всех транзитных проектов в рамках Южного коридора. В этой связи нужно отметить проект «Набукко», Trans Black Sea Links, а также проекты LNG и CNG (транспортировка сжиженного и сжатого газа). Следует заметить, что за прошедшие десять лет концерн «Бритиш Петролеум» и его партнеры инвестировали более 5 млрд. долларов для строительства трех основных нефте- и газопроводов, пересекающих Грузию (Баку—Тбилиси—Джейхан, Южнокавказский газопровод и Западный экспортный маршрут Баку—Супса).

Рад констатировать, что о проекте «Набукко» уже имеются конкретные результаты. В частности, создан консорциум, со всеми странами-участницами подписано многостороннее соглашение относительно реализации проекта. Евросоюз выделил средства для технического обоснования, а европейские финансовые институты выразили готовность выделить средства для осуществления проекта, страны—производители энергоресурсов подтвердили готовность предоставить сырье для газопровода.

Что же касается проектов LNG и CNG, следует отметить, что в соответствии с рекомендацией Еврокомиссии в апреле текущего года в Бухаресте был подписан трехсторонний Меморандум о сотрудничестве между Грузией, Румынией и Азербайджаном, согласно которому должен быть осуществлен проект AGRI (Azerbaijan, Georgia, Romania Interconnect), подразумевающий строительство двух терминалов по переработке природного газа (один в Грузии, один в Румынии) для дальнейшей поставки сжиженного газа в Европу.

Говоря об инвестиционной привлекательности Грузии, нельзя не сказать и о ее сельском хозяйстве и туристической отрасли. Грузия может выращивать практически все виды сельскохозяйственной продукции, так как расположена в девяти климатических зонах. По крайней мере половина работоспособного населения страны (около 4,5 млн. человек) занята в сельском хозяйстве. Являясь членом ВТО, Грузия не имеет квот и тарифных ограничений на импорт сельхозпродукции, минимизированы количество экспортных дочерних структур и протекционизм.

Грузинская сельхозпродукция, конечно же, имеет свои традиционные рынки. В основном, это страны бывшего Советского Союза, где наша продукция широко узнаваема и пользуется авторитетом. В то же время, несмотря на трудности, связанные с доступом на западные рынки, некоторые виды продукции
прочно закрепились на рынках США и ЕС.

Заслуженная гордость нашей нации — вино. История винной культуры неотделима от истории народа. Наша земля является одним из старейших мест производства высококачественного вина во всем мире. Более
450 сортов винограда культивируется в Грузии.

Для продвижения сельхозпродукции на рынки правительство в 2006 г. начало выполнение программы «100 новых сельскохозяйственных предприятий». Она предусматривает передачу земли в частную собственность при наличии соответствующего бизнес-плана, инвестиционного потенциала и потенциала трудоустройства населения.

Иностранные инвесторы могут рассчитывать на хорошие климатические условия для выращивания продукции, глубокие традиции виноделия, разведения скота, выращивания цитрусовых и других видов сельхозпродукции, возможность приватизации сельхозугодий, нулевую ставку имущественного налога (при наличии угодий площадью до 5 га), нулевую таможенную пошлину на импорт оборудования и другие не менее привлекательные условия.

Я убежден, что у Грузии огромный туристический потенциал. Это уникальное место для туризма: здесь есть и самые высокие в Европе горы, и многочисленные винные хозяйства, и теплый климат, и прекрасные черноморские курорты, и древняя архитектура. На грузинской земле находится более 12 тыс. исторических и культурных памятников, четыре занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, Грузия известна своим гостеприимством.

По сравнению с 2007 г. количество въезжающих туристов увеличилось на 23%. Мы делаем все, чтобы ежегодно все большее количество людей разделили с нами любовь к нашему историческому, культурному наследию, природе, нашей уникальной национальной кухне и вину.

Новый Налоговый кодекс освобождает от НДС доходы туроператоров от въездного туризма.

В 2006 г. было закончено строительство новых современных аэропортов в Тбилиси и Батуми. По всей стране прокладываются новые коммуникации, развивается инфраструктура, строятся новые дороги — современная автотрасса пересечет страну к 2012 г. На рынок Грузии пришли крупнейшие международные отельные операторы: «Рэдиссон», «Мариотт», «Шератон», «Интерконтиненталь», «Кемпински», «Хилтон». К примеру, в 2008 г., по данным отеля «Мариотт», его заполненность составила 85%. Но наряду с этим существует огромный потенциал для вложения средств в строительство двух- и трехзвездочных гостиниц и малобюджетных отелей. Отменен визовый режим для граждан 67 стран.

Активными темпами совершенствуются традиционные и развиваются новые направления туризма. Так, предлагаются туры по изучению истории страны, которая насчитывает более 2500 лет. Можно посетить все древнейшие достопримечательности, музеи, монастыри, ознакомиться с историческим и этнографическим наследием. Разработаны приключенческие туры: треккинг, альпинизм, маршруты для горных велосипедов, горнолыжные, конные, походы, рафтинг и охота — в общем, на любой вкус. Огромной популярностью пользуются винные и кулинарные туры, экотуризм — туры в национальные парки, ботанические сады и заповедники, в натуральные хозяйства. Можно также покататься на лыжах, поваляться на пляже у моря, заняться рыбной ловлей или наслаждаться СПА. Мы уверены, что абсолютно каждый турист найдет в Грузии что-то для себя. Сюда можно приезжать в любое время года. Говорят, что Грузия — это страна, куда тянет возвращаться снова и снова. Приезжайте и убедитесь сами!

Нельзя обойти вниманием и такую привлекательную для инвестирования сферу, как недвижимость — один из наиболее быстрорастущих секторов экономики Грузии. Эта отрасль также была реформирована, в результате чего значительно упрощена система выдачи разрешительной документации. Мы гордимся тем, что в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Грузия заняла седьмое место в мире по простоте и прозрачности выдачи строительных разрешений. Существует повышенный спрос на жилье, офисные помещения, отели, площадки в современных торговых центрах.

Другим быстро растущим сектором экономики страны является банковский сектор, который еще в 1995 г. полностью перешел в частную собственность. Даже с учетом всех негативных внешних факторов, которые оказали влияние на экономику страны, финансово-банковский сектор сохранил стабильность. С 1996-го по 2007 г. 15 иностранных компаний осуществили прямые инвестиции в данный сектор. Либеральное регулирование открыло двери для крупных иностранных банков, в том числе в сфере инвестиционного банкинга, страхования, депозитарных услуг, выпуска кредитных карт, ценных бумаг, ипотеки. К примеру, в августе этого года объем полных депозитов, размещенных в банковском секторе (без межбанковских депозитов), достиг исторического максимума и превысил 4,84 млрд. лари (среди них в иностранной валюте —1,88 млрд. долларов).

Сегодня работающие в Грузии 22 коммерческих банка ведут активную конкурентную борьбу за долю на финансовом рынке. Открыли представительства и несколько международных финансовых институтов: Всемирный банк, ЕБРР, МВФ, Международная финансовая корпорация, Азиатский банк развития.

Конечно, как любое другое государство, мы также сталкиваемся со многими трудностями. На экономику Грузии серьезно повлияла война 2008 г. В результате агрессии была разрушена экономическая и транспортная инфраструктура, появились десятки тысяч новых вынужденно перемещенных лиц с оккупированных территорий. Бюджет страны в 2009 г. был разработан в соответствии с новыми вызовами и был нацелен прежде всего на восстановление инфраструктуры, строительство домов для вынужденно перемещенных лиц и улучшения условий их проживания. С целью минимизации влияния последствий мирового финансового кризиса на экономику страны правительство разработало т.н. пакет экономического стимулирования объемом 2,2 млрд. лари (включая бюджетные средства, гранты и кредиты, поступающие от доноров) для стимулирования экономики, а также 1,6 млрд. лари для социальной защиты населения, находящегося за чертой бедности.

Поддержка развития экономики и выбор либерального курса зафиксированы в «Акте экономической свободы», инициатором принятия которого является президент Грузии Михаил Саакашвили. Данный законопроект охватывает ряд новых инициатив. В частности: соразмерность бюджетных расходов с ВВП не будет превышать 30%; бюджетный дефицит — не более 3%; соразмерность задолженности с ВВП — не более 60%. Предлагается проводить референдум при введении новых налогов или повышении ставок уже существующих. Вводится запрет на создание новых регулирующих органов и увеличение количества лицензий и разрешений. Акт подразумевает недопустимость ограничения конвертации валюты, репатриации полученных доходов и капитала. По словам президента, государству будет запрещено владеть долями в коммерческих банках или устанавливать цены на любую продукцию. Кроме того, акт будет способствовать развитию социальной поддержки населения путем предоставления целевой финансовой помощи и ваучеров населению в сфере образования, здравоохранения, социальных льгот вместо финансирования соответствующих учреждений. «Естественно, принятие этого акта не означает, что сегодня же заработают все остановленные заводы, это не означает, что автоматически будет решена проблема безработицы, но это означает, что Грузия превратится в страну, в которой Верховный закон, основной документ защитит необратимость либерального экономического курса», — сказал президент.