UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Развод» по расчету

«У нас многопартийная система — одна партия при власти, остальные — в тюрьме».

Автор: Алексей Мустафин

«У нас многопартийная система - одна партия при власти, остальные - в тюрьме». Авторство этой шутки приписывают «любимцу» большевистской партии Николаю Бухарину. Юморил он, правда, еще не догадываясь о том, что готовит ему судьба и лично генсек Иосиф Сталин. Зато о судьбе «шутника» хорошо знали все последующие поколения советских функционеров. Урок был усвоен настолько глубоко, что любители политической психологии уверяют - условный рефлекс срабатывает до сих пор. Мол, стоило нескольким руководителям отечественных политических проектов оказаться в СИЗО, как у других резко повысилась заинтересованность в «объединении всех конструктивных сил» под эгидой партии власти.

Разумеется, Сергею Тигипко - а именно он оказался в роли «пионера консолидации» - вряд ли намекали, что он может повторить судьбу Василия Волги, не говоря уж о Юлии Тимошенко, не так давно предлагавшей лидеру «Сильной Украины» даже возглавить правительство - в случае своей победы на выборах… Но уж слишком резко прозвучало тигипковское «всегда готов!» даже для однопартийцев. Еще месяц назад Александра Кужель вовсю иронизировала над «Фронтом змін» Арсения Яценюка, рассказывая, что его якобы купил Ринат Ахметов. Теперь, к чести Кужель, она говорит, что в ПР в любом случае не пойдет, но сарказма у нее заметно поубавилось. Еще один заместитель председателя «Сильной Украины» - Кость Бондаренко - уверяет, что это «всего лишь» начало внутрипартийной дискуссии, результат которой не предопределен. Но в разгул демократии в структуре откровенно лидерского толка верят мало. Тем более, что сам Тигипко, похоже, для себя уже все решил. Иначе бы не выходил на совместную пресс-конференцию с Азаровым. Да и Николай Янович вряд ли бы на нее пошел, если бы не имел стопроцентной гарантии от «партнера».

Аналитики и журналисты в который раз озадачились вопросом «зачем?». Пусть, мол, немолодой, но перспективный претендент на звание «третьей силы» - и так скоропостижно, бесславно и в общем-то ненужно… Хотя на самом деле задающие вопрос уже отвечали на него. Еще в прошлый раз. Когда «главный сюрприз президентских выборов», находясь на гребне своего рейтинга, согласился на довольно скромную вице-премьерскую должность. Вариантов было несколько, но самый популярный сводился к тому, что и в политике банкир Тигипко остался предпринимателем, успех которого измеряется способностью продать бизнес на пике капитализации. Ожидания избирателей, почему-то увидевших в лидере «Сильной Украины» альтернативу привычным до тошноты политическим персонажам, нужно было поскорее превратить во что-то более осязаемое. Если бы Сергей Леонидович был «только политиком», он мог бы попробовать уйти в оппозицию или хотя бы не идти во власть. Но для этого нужно было - как минимум - желание «играть по-крупному». И способность хотя бы на время закрыть глаза на «коммерческие риски». А у Тигипко не было уверенности даже в том, что местные выборы состоятся в сколь-нибудь обозримом будущем. И в средствах, после затратной президентской кампании, он был стеснен. Это, кстати, очень хорошо понимали и его партнеры по переговорам. Они откровенно признавались, что говорят с ним на одном языке - языке бизнеса.

Одно время могло показаться, что ставка сделана удачно. Сергей Леонидович не только решил свои финансовые проблемы, но и остался в политической игре, сохранив бренд «Сильной Украины» и сравнительно неплохо показав себя на все-таки состоявшихся местных выборах. В июне он даже говорил о том, что и в новый парламент партия будет пробиваться самостоятельно, а сам он - если коллеги по правительству не дадут провести выстраданные им проекты реформ -может хлопнуть дверью и уйти… А тем временем, как утверждают люди посвященные, полным ходом вел переговоры о «слиянии». Руководствуясь, по их словам, вполне прагматичным расчетом.

Ну на что, мол, мог рассчитывать Тигипко, играя в самостоятельную игру? Объявить себя оппозиционером-реформатором? В эту легенду еще могли поверить в 2010-ом, когда о результатах деятельности Сергея Леонидовича в правительствах Лазаренко и Ющенко, а также во главе НБУ, мало кто помнил (уж очень давно это было!). А сегодня, после эпопеи с Налоговым кодексом и пенсионной реформой, автором которых - может, даже не вполне заслуженно считают самого Тигипко, - уже вряд ли. К тому же на оппозиционном пятачке и без того тесно от желающих стать очередной «надеждой нации». Попытаться проскочить «серой мышкой», как во время президентской кампании, предлагая себя «сине-белому электорату» в качестве «Януковича light» - молодого, с хорошо подвешенным языком и без «багажа суровой юности»? Ну, так это тогда на него просто должного внимания не обратили, а теперь и опыт есть, и власть у «прототипа» в руках - а ну как даст дискредитационный залп из всех орудий?? Какие-то сторонники у Сергея Леонидовича, конечно, и после канонады останутся, но только существовать в качестве «кружка по интересам», практически незаметного для публики, могут разве что идеологические партии - а «Сильную Украину» такой не назовешь даже с большой натяжкой.

По большому счету, ведь и сам успех Тигипко на выборах был своеобразным браком по расчету с избирателями. Большинство из тех, кто голосовал за него, просто хотели «кого-то другого», и только потому, что никакой реальной альтернативы в бюллетене не обнаружили, поддержали эрзац в виде «Сильной Украины». А поскольку глубокого чувства не было изначально - расставание было только делом времени. И еще неизвестно, кто подал на «развод» раньше. В последнее время снижение рейтинга СУ социологи фиксировали едва ли не ежемесячно. Долго с таким скоропортящимся товаром не поторгуешься. И в определенном смысле Сергею Леонидовичу даже повезло, что ударили они с регионалами по рукам так быстро. Ведь получил он не только место в руководстве ПР и даже некую (достаточно условную) квоту для «своих людей» в будущих «объединенных» партийных структурах. Не чужие ему люди остались и в структурах исполнительной власти и при них. Конечно, на фоне подрядов под Евро-2012 бизнес на постельном белье выглядит «семейным подрядом», но тут, как говорится, «копейка рубль бережет».

Некоторые регионалы уже ворчат, что Тигипко их «развел», и для него сделка получилась куда выгоднее, чем для ПР. Впрочем, если «партия власти» на нее все же пошла, то для этого, разумеется, были веские причины. Уже тогда, когда Сергея Леонидовича только приглашали в правительство, «приглашающая сторона» особо не скрывала, что готовят ему роль «громоотвода» - потому и поручали ему то подготовку Налогового кодекса, то проведение пенсионной реформы. Каково же было удивление, когда выяснилось, что «капканы» для Тигипко даже ставить не было необходимости - он не просто вступал в каждый из них, но с азартом сам брался за выполнение самых непопулярных задач.

Но «громоотвод» все равно получился какой-то странный. Популяр­ность Тигипко и его проекта, конечно, падала, вот только негативный рейтинг всего правительства и премьера Азарова рос еще быстрее. К лету 2011-го он сравнялся и превысил показатели даже такой «абсолютной чемпионки» в этом виде состязаний, как Юлия Тимошенко. Покатились вниз и показатели Партии регионов. И чем ближе к парламентским выборам, тем дороже для «бело-синих» каждый процент.

Еще погода назад самостоятельное участие «Сильной Украины» в выборах казалось возможностью собрать голоса тех, кто за ПР не проголосует в любом случае, в копилку будущего парламентского большинства. Теперь на тигипковцев стали смотреть в первую очередь как на конкурентов, способных переманить пусть небольшое, но все-таки заметное число избирателей, готовых выбирать между ПР и СУ. А на «слияние» с партией вице-премьера - как на способ решения возникшей проблемы. Именно потому, кстати, на Липской планируют и другие «поглощения» - кандидатами называют, в частности, «народников» Владимира Литвина и «единоцентристов» Виктора Балоги. Порознь они, может быть, и набрали бы больше, но регионалам, во-первых, уже не до жиру, а во-вторых - нет уверенности в преодолении «союзниками» проходного барьера - а в этом случае проценты «неудачников» рассеиваются между провластными силами и оппозицией. И такой «подарок противнику» в ПР делать уже считают непозволительной для себя роскошью.

Любители конспирологии добавляют к этому, что выбор в пользу «слияний и поглощений» - это тактическая победа Сергея Левочкина, всегда отстаивавшего идею «консолидированной» избирательной кампании, в которой на стороне власти участвует только Партия регионов, а от всех путающихся под ногами и втайне мечтающих о роли «третьей силы» избавляются всеми доступными методами. А вот Андрей Клюев, мол, предпочитает действовать более широко, содействуя сразу нескольким явным и тайным союзникам, которые в будущем парламенте вынуждены будут «платить по счетам», играя роль, определенную победителем. Но кто сказал, что степень расхождения между штабистами власти не преувеличена самими конспирологами, слишком часто выдающими желаемое за действительное?

Нечто похожее происходит и с людьми из окружения Тигипко, которые теперь по большому секрету делятся «абсолютно достоверной информацией» о том, что в обмен на готовность «слиться» Сергею Леонидо­вичу предложили пост премьера, первое место в списке ПР и даже… статус «преемника». Последний пункт обычно произносят шепотом. Видимо, чтобы не услышал тот, кому Тигипко уже «назначили» в преемники. Он ведь, вполне возможно, о «сменщике» и не думал… Регионалы в ответ пожимают плечами и уверяют, что речь шла разве что о роли первого вице-премьера, да и то в том случае, если Николая Яновича наконец отпустят с миром на покой, а правительство возглавит Клюев. Но это, мол, тоже вилами по воде писано, поскольку премьерство Клюева нарушит хрупкий баланс внутри ПР и его придется компенсировать какими-то бонусами для других групп влияния, а дело это хлопотное, и уже потому со сменой руководителя Кабмина спешить не будут.

С другой стороны - вполне возможно, что именно поэтому у Тигипко на самом деле есть шанс подняться выше, чем ему готовы сейчас предложить регионалы. О замене Азарова придется думать в любом случае. И не только на посту премьера. Николаю Яновичу ведь полтора года назад успели дать в нагрузку еще и руководство партией. Не столько по расчету, сколько от безысходности и отсутствия других кандидатур. С приходом Тигипко такая кандидатура может появиться. А что? Представительный мужчина, за словом в карман не лезет, равноудален от конкурирующих групп «отцов-основателей»… К тому же верховное командование партией в любом случае останется за президентом. А с ролью «зиц-председателя» Сергей Леонидович великолепно справлялся на всех предыдущих должностях. Это ведь избиратели думают, что Налоговый кодекс он едва ли не в одиночку писал… Ну а если эксперимент окажется успешным - можно будет использовать Тигипко и в других амплуа.

Виктору Януковичу, между прочим, создать «правительство реформаторов» предлагали еще до его окончательной победы на выборах. Поскольку в его собственное «реформаторство» даже «сине-белый» электорат вряд ли поверил бы. Янукович, правда, не спешил и в конце концов предпочел «наведение порядка» и Азарова - как человека, способного выполнить именно эту задачу. Зато теперь можно подумать о смене приоритетов. Разумеется, реформаторский имидж Тигипко за полтора года несколько потускнел. Но это ж не значит, что Януковичу не могут снова посоветовать разыграть российский сценарий начала 90-х, когда Борис Ельцин сделал премьером рыночника Егора Гайдара, а потом на него, по сути, всю ответственность за реформы и свалил. Правда, для украинских политиков куда нагляднее украинский опыт начала 2000-х, и еще вопрос, захочет ли Янукович собственными руками лепить из Тигипко «второго Ющенко».

Только вот от самого Сергея Леонидовича выбор сценария уже практически не зависит. Структура нынешней власти этого просто не предусматривает. Даже в «специально приглашенных звездах» она признает исключительно исполнителей. Но кто вам сказал, что лидер «Сильной Украины» рассчитывал на что-то большее?