UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разоружение по-винницки

После канонады «самоуничтожающихся» арсеналов (СА) в Артемовске и Новобогдановке военные наконец сделали первый первый превентивный ход...

Автор: Татьяна Пархомчук

После канонады «самоуничтожающихся» арсеналов (СА) в Артемовске и Новобогдановке военные наконец сделали первый первый превентивный ход. Уничтожение дряхлых боезапасов, доставшихся в наследство еще от советских вооруженных сил, решено поставить на поток. Первое соглашение об этом Министерство обороны подписало 2 августа с.г. с Винницкой обладминистрацией.

Довольно «штатское» название — «Программа совместных действий по выполнению первоочередных мероприятий относительно безопасного функционирования арсеналов, баз и складов ракетных вооружений и боеприпасов, ракетного топлива, расположенных на территории области» — не должно никого вводить в заблуждение. Смысл программы — создание в регионе Центра утилизации такого добра, призванного «разоружить» до 2010 г. четыре крупнейших склада области.

В частности, на 48-м арсенале управления ракетно-артилерийского вооружения департамента ресурсного вооружения МО в райцентре Калиновка, где хранится 8,9 тысячи условных вагонов боеприпасов, на протяжении 2004—2009 гг. предполагается выполнение работ на сумму 30 млн.грн. Причем уже в следующем году здесь запланировано освоить больше 11,5 млн.грн.

В 1,3 млн. грн. оценены работы на 3430-м авиационном складе ракетного вооружения и боеприпасов в селе Людовка Жмеринского района (1,6 тыс. усл. ваг. боепр.), которые предполагается выполнить на протяжении 2004—2006 гг. До 2007 г. почти 3 млн. грн. запланировано освоить на складе инженерных боеприпасов Западного оперативного командования в Гайсине (1,12 тыс. усл. ваг. боепр.). Еще около 3,7 млн.грн. на протяжении 2004—2007 гг. будут выделены Центру обеспечения топливом (больше 6 тыс. т ГСМ и спецсмесей), который дислоцируется в уже упоминавшейся Калиновке.

Предварительно смета программы оценена в 38,425 млн. грн., при этом почти половина средств (16,311 млн.грн.) будет выделена из бюджета области.

Перечисленное — все, что пока известно о столь громком почине. На пресс-конференции по итогам подписания Программы советник министра обороны Украины генерал — полковник Василий Собков добавил лишь, что первичная утилизация боеприпасов (то есть разборка) будет проходить не на базах и арсеналах, а на площадях простаивающих предприятий, их еще предстоит отобрать. Неизвестны пока, как признался губернатор области Григорий Калетник, и технологии утилизации, главное требование к которым — экологическая безопасность.

Безусловно, следует отдать должное новым винницким властям, которые первыми и пока единственными в Украине проявили инициативу и даже готовность частично профинансировать утилизацию боеприпасов, числящихся на балансе МО. Раньше-то подобной бюджетной щедрости не замечалось ни за одним из предыдущих руководителей области. Или, возможно, беда усугубила?

Невольно вспоминается экстренная ревизия складов после ЧП в Мелитополе и последовавший после этого приезд министра обороны. Общественность тогда заверили, что ситуация вокруг хранящихся в области 39 тысяч тонн боеприпасов контролируется, несмотря на то что примерно половина — с истекшим «сроком годности», которые и перевозить страшно, и хранить опасно. Но когда нам говорили обратное? Быть может, что-то оказалось уже на грани промедления. Если так, то, исходя из главного направления финансирования, объект потенциального ЧП может находиться как раз в Калиновке.

Есть и другое мнение. Некоторые военные считают, что инициатива местных властей, скорее всего, была сынициирована сверху. Как и выделение денег из бюджета.

Техногенная комиссия, созданная в области для проверки складов, действительно сначала запросила на утилизацию боеприпасов несколько миллионов гривен. С учетом, кстати, уже давно и тихо работающего в той же Калиновке утилизационного цеха. После чего сумма вдруг резко выросла. Что и вызвало вопросы относительно привлечения бюджетных средств для утилизации, на которой другие, напротив, зарабатывают. В частности, на гильзах, содержащих в своем составе латунь и медь. Зря, что ли, пыталась освоить этот рынок еще в 1993 г. американская компания Alliant techsystems? Пока ее не отодвинула, фактически монополизировав рынок «ненужных боеприпасов», отечественная корпорация «Содружество». Которая, кстати, и получала первично утилизированные руками солдат боеприпасы из Артемовска и Новобогдановки.

Возможно, последнее ЧП сместило акценты или, наоборот, — привлекло внимание к этому бизнесу. Причем речь, может быть, даже не о Министерстве обороны.

Утилизационная тема очень даже не чужда для некоторых кругов в Виннице. Так, одним из руководителей упомянутого «Содружества» некогда был известный винницкий генерал. Во-вторых, значительную часть миллионов, выделенных Штатами на ликвидацию нашего стратегического ядерного оружия (176 межконтинентальных ракет СС-19 «Стилет» и СС-24 «Скальпель» с шахтно-пусковыми установками) расформированной 43-й ракетной армии тоже получили несколько винницких фирм. Например, только одной фирме досталось почти 25 млн. долл., к тому же почти не облагаемых налогами. Не чужд теме еще один местный генерал в отставке, контролирующий почти половину заготовительной сети цветмета в регионе.

Утилизация боеприпасов гораздо мельче по доходам, но опыт подобной деятельности многие влиятельные винничане имеют, и вполне могут всплыть на волне новой Программы. Тем более что последней предусмотрено бюджетное финансирование и — ноль доходов от полученных при утилизации цветных металлов, легированных сплавов и пр. А ведь министр обороны Евгений Марчук недавно заявлял: «Вооруженные силы уже очень много отдали и земли, и военных городков, и техники, и лома», заверив, что отныне все конверсионные мероприятия в ВС будут проводиться исключительно на рыночных основаниях, а полученные от этого средства будут направляться в первую очередь на строительство и приобретение жилья для военнослужащих. Но в винницком начинании об этом — ни слова. Проглядели?

Единственное, что заметил губернатор Григорий Калетник: «Изучается возможность передачи народному хозяйству области некоторого имущества с ликвидируемых складов». Речь, в основном, о цистернах и прочих емкостях.

Не берусь загадывать о дальнейшей судьбе Программы, но главком ВВС Украины генерал-лейтенант Ярослав Скалько при таких раскладах уже высказал беспокойство относительно ее финансирования.

Не зря поэтому, наверное, до сих пор неизвестно, когда же состоится тендер среди претендентов в утилизаторы. Что, так сказать, беспокоит и его потенциальных участников. Но поскольку технологии утилизации боеприпасов есть фактически лишь у коммерческих фирм, они-то, судя по всему, и будут привлекаться к выполнению программы — причем независимо от бюджетного финансирования. А значит, наверняка не без цветметаллического интереса, измеряемого многосоттысячными бонусами в у.е. Что в конечном итоге может стать повторением мелитопольского механизма: отделения гильзы от снаряда с вытряхиванием пороха. Гильзы пойдут в чистый доход, порох в лучшем случае сожгут. Хорошо бы подальше от снарядов, которые остаются по-прежнему взрывоопасными. На утилизацию самих взрывчатых веществ, считают военные, нужны спецтехнологии, требующие средств на порядок выше.

Отсюда и тревога. Боязно жить на пороховой бочке, но не менее страшно и от того, что ее собираются перевозить туда-сюда, вскрывать на территории бывших заводов, которые поголовно — в городской черте. Так и токсикодермия в Болеславчике, вызванная «захороненным» в землю гептилом (ракетным топливом) может (тьфу-тьфу) показаться детскими шалостями. Ведь утилизировать собираются и 860 тонн меланжа, находящегося в той же Калиновке. Данный окислитель для ракетного топлива, как уже сообщалось «ЗН», является смертельным ядом, выделение которого «в атмосферу, грунт и грунтовые воды равнозначно применению биологического оружия и способно заразить огромные территории».

Кстати, заняться меланжем и прочими спецсмесями в Калиновке уже изьявила желание винницкая же фирма «Струм», ссылающаяся на имеющийся опыт таких работ. Так, в 2002 г. она уничтожила в Молдове 350 т меланжа методом сжигания. Но на предусмотренные в Программе для этого 3,7 млн. грн. есть и другие претенденты.

Рассматривается, в частности, возможность вывоза этой смеси азотной кислоты с фторсодержащими добавками в сумской НИИ минеральных удобрений и пигментов. Пока неясно, в чем перевозить эту отраву да и на чем (железная дорога к хранилищу не подведена), сумским студентам впору переориентировать свой марш протеста.