UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разделительный знак вопроса

Власть свои интересы уже обозначила. Она намерена контролировать не менее 17 комитетов. Причем некоторыми не собирается поступаться ни в коем случае.

Автор: Сергей Рахманин

Время от времени в политике наступает период, когда едва ли не каждый представитель этого ремесла невольно превращается не то в доморощенного счетовода, не то в аматора-графика. С кем ни заведешь разговор о будущем распределении сил в парламенте, собеседник тут же лихорадочно тянется за листком и принимается вдохновенно чертить таблицы и схемы, заполняя клетки именами и цифрами. Перья нервно бегают по бумаге, создавая причудливый орнамент из стрелок и кружков, плюсов и минусов, «птичек» и звездочек. Двух схожих рисунков вы не встретите, и объединяет их, пожалуй, только одно - знаки вопроса, которые в изобилии присутствуют на каждом чертеже рядом с различными фамилиями и названиями.

Сами политики называют сей увлекательный процесс просто и в то же время претенциозно - «дележ парламента». От того, как распределятся руководящие парламентские кресла и какие обязательства возьмут на себя «опортфеленные» депутаты, во многом зависит эффективность работы высшего законодательного органа. А это, в свою очередь, непосредственно отразится на судьбе страны. По традиции, раздел постов происходит достаточно болезненно, обостряя конфликт между властью и оппозицией, а также разжигая противоречия как в стане сторонников президента, так и в рядах его противников.

Вопросов и в самом деле больше, чем ответов. Последние существуют только в виде версий, которыми мы и спешим поделиться с читателями. Оговорившись, что речь идет о некоторых предварительных договоренностях, достигнутых на сегодняшний день. «Дележ парламента» - процесс сложный и болезненный, корректировка планов осуществляется едва ли не ежесуточно.

Отрывочных кулуарных новостей, связанных с будущим парламента, немало. Едва ли не главная - желание Банковой перенести дебютное заседание Верховной Рады с середины декабря на его начало. Виктор Федорович имеет намерение почтить своим присутствием парламентскую премьеру, но график его поездок якобы не позволяет ему выкроить время после 4 декабря. Известно, что 5 декабря Янукович собирается посетить Туркменистан, с 9-го по 12-е его ждут в Индии, на 17-18-е запланирован вояж в Литву.

Будет ли исполнено пожелание гаранта, во многом зависит от скорости бюджетного процесса. Задача по утверждению государственной сметы на будущий год возложена на действующую ВР. Справится - и парламент 7-го созыва соберется в первый вторник первого месяца зимы. Причем не исключено, что в этот же день пройдет и последнее заседание этого депутатского корпуса. Не справится - президентская ложа, скорее всего, будет пустовать. Впрочем, сомневаюсь, что значительную часть парламентариев это обстоятельство сильно опечалит.

Куда охотнее депутаты обсуждают другую новость: назначение Владимира Литвина руководителем группы по подготовке первого заседания ВР 7-го созыва. Дело в том, что, согласно ранее достигнутой договоренности, этот временный орган должен был возглавить первый вице-спикер Адам Мартынюк, который рассчитывал сохранить свой пост и в новой Верховной Раде. Правда, при другом спикере - Александре Лавриновиче. Но утром 22 ноября представителей большинства известили, что концепция изменилась. С подачи куратора процесса Андрея Клюева главой подготовительной группы избрали нынешнего председателя Рады. Адам Иванович о новой вводной, судя по всему, информирован не был. Очевидцы утверждают, что в четверг, на первом заседании рабочей структуры, он заметно нервничал. Однако многие наблюдатели сходятся во мнении, что нервничает зря - Мартынюк имеет высокие шансы остаться в привычном кресле независимо от того, кого Банковая определит в спикеры.

У Лавриновича поводов для беспокойства несколько больше. Насколько можно судить, кресло председателя ВР его привлекает сильнее, чем кресло главы Минюста. Но никакая другая должность в парламенте его не интересует, позиция вице-спикера или главы комитета его не устраивает категорически. Если окончательный выбор гаранта падет на кого-то другого, Александр Владимирович предпочел бы остаться членом Кабинета. Но от его желания зависит мало. А решение гаранта, отчасти, зависит от того, чьи аргументы - Левочкина или Клюева - окажутся весомее. Сергей Владимирович, насколько можно судить, оптимальной видит кандидатуру Лавриновича, политика опытного, искушенного, хитрого и подкованного.

Андрея Петровича, по нашей информации, возможное появление Александра Владимировича в кресле спикера не радует. По нескольким причинам. Он рассматривает подобный шаг как усиление Левочкина, своего конкурента в борьбе за влияние на босса. Он считает, что Лавринович ослабит его личное влияние на происходящее в ВР. Клюев рассчитывает на возвращение в Кабинет на пост первого вице-премьера, но при этом намеревается сохранить за собой неформальную должность директора-распорядителя Рады. Неуступчивый Лавринович едва захочет терпеть рядом с собой «неофициального спикера». Потому-то Клюев и пытается убедить шефа, что, получив высокий пост и относительную независимость, нынешний министр юстиции может превратиться в потенциальную угрозу для трона. Литвин, с точки зрения действующего секретаря СНБОУ, подобной угрозы не представляет. Ни для Януковича, ни для самого Клюева. Чья возьмет верх, пока не ясно. Ясно только: пока власть выбирает между двумя кандидатурами - Лавриновича и Литвина. Шансы прочих кандидатов на сегодня невелики.

Существует любопытная версия по поводу того, кто может стать преемником Клюева в Совбезе, если Андрея Петровича все-таки вернут в правительство или (что пока маловероятно) сошлют в Раду. На это место прочат Валерия Хорошковского. Впрочем, не только туда. На Банковой прекрасно понимают, что человеку с таким весом и с такими амбициями нужен портфель. Дабы было меньше времени и поводов интриговать. Поэтому Валерий Иванович значится в числе претендентов не только на должность секретаря СНБОУ, но и на пост руководителя Минфина, МИДа, Минэкономики и Минюста. Хотя в преемники Лавриновича (если его все же откомандируют в Раду) большинство наблюдателей прочат Андрея Портнова.

Еще несколько слов о будущих ротациях в системе исполнительной власти. Есть основания полагать, что Азаров с легким сердцем покинул бы пост премьера. Однако его планы, надо думать, не совпадают с планами президента. Значительная часть экспертов утверждают, что близкие к Семье министры (или, как их еще называют, «младодоны») в последнее время слишком очевидно засвидетельствовали свою несостоятельность, неготовность противостоять грядущим потрясениям. В условиях, когда реальные источники наполнения бюджета остаются загадкой, сохранение опытного, исполнительного, проверенного Николая Яновича выглядит необходимым. Кроме того, лишенный амбиций и возможностей вести самостоятельную игру Азаров во главе правительства столь же не опасен для Януковича, как и Литвин во главе парламента. Наконец, по рассуждению Банковой, Азарова стоит снимать уже тогда, когда появится реальная необходимость сваливать на кого-то всю полноту ответственности за исключительно скверное состояние экономики. А то, что оно окажется таковым максимум через 3-4 месяца, не сомневается практически никто. Так что, судя по всему, на сегодня альтернативы Николаю Яновичу на посту премьера пока нет.

Вопрос с Тигипко не закрыт. Правда, в отличие от Азарова, ему, говорят, предоставили право самостоятельного выбора своей судьбы. Полагаю, решение Сергея Леонидовича будет зависеть от того, чему он отдаст предпочтение - накоплению капитала или политической карьере. Если верх возьмет бизнесмен, Тигипко, скорее всего, пожелает остаться в правительстве. Если проснется подзабытый интерес к живой публичной политике, нынешний министр социальной политики может поиграть в «демплатформу в Партии регионов». Банковой такой вариант даже на руку. Дадут ли в этом случае Тигипко пост руководителя комитета - не ясно.

Во всяком случае, и его, и Дмитрия Табачника, которого, совершенно очевидно, не будет в правительстве, со счетов не сбрасывают. Ирине Акимовой, которая, скорее всего, покинет АП, могут предложить пост представителя президента в Раде, но окончательное решение по этому поводу также пока не принято.

Серьезные изменения планировались в губернаторском корпусе. Часть руководителей ОГА желают снять за провалы на выборах, другую часть (а заодно и некоторых мэров) видят новыми членами КМ. Но беда в том, что и проштрафившихся, и успешных некем заменить. Поэтому пока судить о масштабах ротации в регионах трудно.

Но вернемся к парламентским торгам. Задача «дотянуть» будущую фракцию ПР до
226 членов пока выглядит невыполнимой. При этом все регионалы, с которыми довелось пообщаться, убеждают, что они способны контролировать большинство Рады и без помощи коммунистов. Но при этом делают оговорку: часть самовыдвиженцев, поддержанных властью и готовых ей служить, не выглядят надежными. Концовка кампании во многих головах поселила сомнения, и носители этих голов в будущем могут сбежать из-под крыла власти, если появится адекватная альтернатива.

Пока значительная часть «независимых» мажоритарщиков выдвигают стандартный набор требований к власти:

- не принуждать их записываться во фракцию ПР;

- потешить самолюбие должностью (как правило, просят пост заместителя главы или секретаря комитета, многим все равно какого);

- компенсировать хотя бы часть расходов на кампанию;

- отдельной строкой прописать в бюджете средства для округа.

При выполнении всех этих требований практически каждый обещает отдать свою карточку Чечетову сразу после ее получения.

Аппетиты мажоритарщиков породили пусть и небольшую, но проблему - должностей на всех не хватает. Власти ведь и своих ублажить надо, и оппозиции что-то оставить. И если на прошлой неделе обсуждалось сокращение парламентских комитетов, то на этой заговорили об их возможном увеличении. Ориентировочное количество постоянных парламентских органов на сегодня колеблется от 28 до 33. Точно определена лишь судьба контрольной комиссии по вопросам приватизации - с высокой степенью вероятности ее не будет.

Власть свои интересы уже обозначила. Она намерена контролировать не менее 17 комитетов. Причем некоторыми не собирается поступаться ни в коем случае. Речь идет, в частности, о:

- комитете по вопросам бюджета (потенциальный глава - Владимир Макеенко. По некоторым данным, на эту должность может претендовать и Сергей Тигипко);

- комитете по вопросам регламента (Станислав Скубашевский);

- комитете по вопросам финансов и банковской деятельности (Виталий Хомутынник);

- комитете по вопросам государственного строительства и местного самоуправления (Владимир Рыбак);

- комитете по вопросам аграрной политики и земельных отношений (Григорий Калетник);

- комитете по вопросам экономической политики (Юрий Воропаев);

- комитете по вопросам здравоохранения (Татьяна Бахтеева);

- комитете по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (рабочий вариант - Николай Джига).

О своих претензиях на последний комитет заявила оппозиция, но власть предложила оппонентам в качестве компенсации комитет по вопросам правосудия (логично: одним - правосудие, другим - комитет, никакого риска). Откажутся - отдадут Кивалову, он не против. Регионалы, с подачи Банковой, объявили о готовности не бороться за комитеты по обороне и национальной безопасности, а также по науке и образованию. Хотя им известно о соответствующих желаниях Анатолия Кинаха и Дмитрия Табачника. Режим не против отдать комитет по ТЭК правой руке Яценюка Николаю Мартыненко. Особых возражений либо опасений эта кандидатура не вызвала.

Комитет по вопросам свободы слова власть, скорее всего, тоже отдаст оппозиции. Наиболее высокие шансы возглавить его имеют Николай Княжицкий и Юрий Стець. Сторонников президента, надо думать, больше устроил бы последний. По одной простой причине - это засчитали бы в качестве «галочки» Петру Порошенко. По слухам, Петр Алексеевич рассчитывает на пост спикера или как минимум на должность главы бюджетного комитета. Но пока ему не готовы предоставить ни того, ни другого. В лояльности Петра Алексеевича и нескольких связанных с ним депутатов власть заинтересована. Но надеется обойтись малой кровью. Во-первых, Банковая считает (и по-своему справедливо), что это она, а не Порошенко, в конечном итоге «завела» в Раду Александра Домбровского. Точно такой же «плюсик» Клюев собирается поставить напротив фамилии Стеця. В этом случае он вправе считать, что Петру Алексеевичу больше ничего не должен.

Насколько известно, представители провластного большинства озвучили и еще одно требование. Они не против отдать оппозиции кресло вице-спикера, но категорически не желают видеть на этом посту Александра Турчинова. Причин две. Первая - на этом месте Александр Валентинович способен превратиться если не в угрозу, то в неудобство - точно. Вторая - власть сознательно обостряет внутренний конфликт в рядах оппозиции. В ОО идут жаркие споры - кому быть главой фракции. Это в ПР все просто: кому скажут - тот и будет, а скажут, надо думать, Александру Ефремову. Руководить оппонентами режима хотят и Турчинов, и Яценюк. У последнего есть и повод («Фронт змін» был главным поставщиком средств для кампании), и причина (амбиции). Но старая гвардия «Батьківщини» видеть Арсения Петровича в роли вождя не желает. Они напоминают, что бютовцев в списке больше, и сомневаются в способности кормчего «ФЗ» быть полноценным лидером. Кроме того, в ОО есть люди, считающие, что формальное лидерство Яценюка, не лучшим образом проявившего себя после дня голосования, не будет с пониманием встречено избирателями.

Спасти ситуацию мог бы своеобразный размен: Турчинов идет в вице-спикеры, Яценюк возглавляет фракцию. Однако власть подыгрывать оппозиции пока не желает. Ее, скорее, устроил бы на посту зампреда ВР Николай Томенко.

Если оппозиция от поста вице-спикера откажется, а спикером все же окажется Литвин, регионалы вправе одно из трех мест в парламентском президиуме оставить за собой. На подобную роль они подыскивают опытного политика, сохраняющего ровные отношения со всеми. Эксперты считают, что более всего для такой роли подходит Владимир Макеенко, который, как мы уже писали, пока рассматривается в качестве главного претендента на пост руководителя бюджетного комитета. Слух о претензиях на этот пост со стороны Бориса Колесникова подтверждения не нашел. Борис Викторович почти наверняка покинет правительство, и пока его фамилия не называлась в числе реальных претендентов на посты руководителей комитетов.

Большинство комитетов, которые власть готова уступить оппозиции, относятся к разряду второстепенных. Как противники режима собираются их делить, Банковой все равно. О конкретных амбициях УДАРа и «Свободы» пока доподлинно ничего не известно. Некоторые источники утверждали, что кличковец Карпунцов претендовал на пост главы регламентного комитета, но кто же ему его отдаст? Сам Виталий Владимирович авторами слухов назывался в качестве претендента на посты и спикера, и премьера, но всерьез относиться к подобной молве сложно.

Интересы коммунистов находятся преимущественно за пределами ВР. Им, по традиции, нужны не очень приметные, но очень хлебные места в исполнительной власти. Разумеется, они заинтересованы в том, чтобы остались на своих местах глава Фонда госимущества Александр Рябченко и главный таможенник страны Игорь Калетник. Тем более что и за первого, и второго хлопочут не только ленинцы.

В предпарламентском состязании с оппозицией власть играет первым номером: она опирается на большинство. Но надежность этого большинства вызывает у нее опасения. Последние голосования убедили: лояльность требует постоянной подпитки. Есть ли у Банковой достаточный резерв для подобных подпиток - еще один вопрос.