UA / RU
Поддержать ZN.ua

Распри на перевале

Памятник венграм на Верецком перевале - давняя и очень деликатная тема в украино-венгерских отношениях, которую никак не удается закрыть цивилизованно.

Автор: Владимир Мартин

Ровно год назад Воловецкий районный суд Закарпатской области вынес приговор в громком деле о поджоге активистами "Свободы" памятника венграм на Верецком перевале. Но на этом тема, регулярно вызывающая нездоровое напряжение, не была исчерпана. Она и в дальнейшем напоминает о себе, причем чаще всего из-за пределов Закарпатья. Так, в июне этого года депутат Львовского облсовета от "Свободы" Остап Стахив призвал своих коллег по депкорпусу помочь закарпатцам разрушить "памятник венгерскому шовинизму", поскольку у закарпатской стороны нет на это денег. "Свободовец" заявил, что в случае раздела Украины Венгрия захватит Закарпатье, ориентируясь на этот "пограничный знак". Венгры не оставили этот призыв без ответа. После заявления Стахива представитель ультраправой венгерской партии "Йоббик" Иштван Салаи распространил обращение о том, что от Украины следует требовать постоянной вооруженной охраны памятника.

В июне же Генконсульство Венгрии в Ужгороде и "Общество венгерской культуры Закарпатья" установили возле памятника систему круглосуточного видеонаблюдения. Хотя всем понятно, что эта предупредительная мера не остановит радикалов.

История и политика

Памятник венграм на Верецком перевале - давняя и очень деликатная тема в украино-венгерских отношениях, которую никак не удается закрыть цивилизованно. У нее есть своя предыстория. Многие венгерские исследователи считают, что в конце ІХ в. венгерские племена именно через Верецкий перевал попали в Карпатскую низменность и нашли свою нынешнюю родину. В 1896 г. (тогда Закарпатье входило в состав Австро-Венгрии) в честь 1000-летия этого события здесь уже был установлен памятный знак, но в 1944 г. венгры, отступая под натиском Красной армии, сами демонтировали его. После распада СССР Венгрия снова подняла вопрос о памятнике на Верецком перевале, что вызвало отчаянное сопротивление украинских радикалов. Для этого было две причины. Во-первых, некоторые считают установление монумента на бывшей границе Венгрии проявлением шовинизма (многие СМИ распространили информацию, что сооружение увенчает тотемная птица турул, символизирующая венгерскую государственность). Во-вторых, в 1939 г., после оккупации Венгрией Карпатской Украины, на Верецком перевале были расстреляны пленные карпатские сечевики. Некоторые политики убеждают, что в расстреле принимали участие венгерские воины, поэтому монумент будет восприниматься как надругательство над памятью погибших украинцев. Но, если отбросить политику и обратиться к фактам, окажется, что страсти вокруг памятника часто раздувались искусственно. Например, никакой идеологической составляющей (включая турул) у сооружения нет. У него нейтральный вид - состоит из семи каменных глыб (по количеству семи венгерских племен) в форме часовни и символического алтаря с крестом. Что же касается расстрела сечевиков, то венгры имели к этому разве что опосредствованное отношение. После жестокого подавления венгерскими войсками сопротивления Карпатской Украины многие галичане, входившие в состав Карпатской сечи, спасались бегством в Румынию. Там беглецов отлавливали и возвращали в Венгрию, которая сразу же депортировала их на родину, т.е. в Польшу. Поляки очень ревностно следили за освободительным движением украинцев за Карпатами, опасаясь, что оно перекинется и на Галичину, поэтому просто расстреливали депортированных без суда и следствия. Можно дискутировать, догадывались ли венгры, какая судьба ожидала сечевиков после депортации, но в расстреле они участия не принимали - это установленный историками факт.

Культурный обмен

С начала 2000-х вопрос о памятнике венграм на перевале рассматривался на уровне Закарпатской ОГА, а его практическое решение стало возможным при президентстве В.Ющенко. Руководители Украины и Венгрии осуществили культурный обмен. В 2007 г. В.Ющенко принял участие в открытии памятника Т.Шевченко в Будапеште. Кроме того, венгры пообещали установить в своей столице памятный знак жертвам Голодомора (выполнили свое обещание в апреле 2009 г.). Украина же пообещала содействовать в установлении венгерского монумента на Верецком перевале, связав это с сооружением памятника расстрелянным сечевикам. Торжественное событие по случаю открытия двух памятников при участии президентов Украины и Венгрии запланировали на 8 июля 2008 г., но после заявлений украинских радикалов об акциях протеста его отменили. Через две недели без излишней огласки менее представительная двухсторонняя делегация сначала открыла памятник погибшим сечевикам (установлен недалеко от места их расстрела), а затем - сооруженный на расстоянии нескольких километров памятник венграм. Официальное открытие, как это часто бывает, готовилось в спешке - при строительстве венгерского памятника не были получены все разрешительные документы. И это в дальнейшем сыграло с организаторами злую шутку.

С момента открытия венгерский памятник стал площадкой для политических акций украинских радикалов. Его неоднократно покрывали обидными для венгров надписями и пытались повредить. Самый громкий "протестный акт" состоялся в феврале 2011 г. - трое активистов "Свободы" ночью обложили символический алтарь автомобильными шинами, облили бензином и подожгли. Языки пламени увидели работники Госслужбы охраны, патрулирующие территорию нефтепровода, и "свободовцев" задержали. Против них возбудили уголовное дело за хулиганство, совершенное группой лиц.

Поджог памятника перечеркнул все перспективы сотрудничества украинских и венгерских ультраправых, которое как раз начало налаживаться и рекламировалось обеими сторонами. Сразу после инцидента венгерский "Йоббик" заявил, что никакое сотрудничество со "Свободой" невозможно в принципе.

Суд по делу о поджоге памятника "свободовцы" вполне прогнозируемо использовали как трибуну для политических речей. Свою вину они не признали, хотя и рассказали об обстоятельствах поджога. Поскольку при возведении памятника не были получены все разрешительные документы, он является незаконным сооружением, - утверждали подсудимые. В конце процесса двое "свободовцев", имеющих на содержании несовершеннолетних детей, подали ходатайство о применении к ним амнистии. Суд ходатайство удовлетворил. То есть суд признал, что "свободовцы" совершили преступление, но освободил их от наказания. Третьему подсудимому, не подпадавшему под амнистию, вынесли приговор об ограничении свободы на три года с испытательным сроком полтора года. Осужденный подал апелляцию, при рассмотрении которой Апелляционный суд по формальной причине отменил приговор и отправил дело на новое рассмотрение. 13 августа 2012 г. Воловецкий райсуд снова признал подсудимого виновным в хулиганстве и осудил его к тем же трем годам ограничения свободы, назначив испытательный срок теперь уже на два года. Через 15 дней приговор вступил в законную силу.

При рассмотрении дела суд фактически пошел на компромисс. С одной стороны, не стал исследовать законность возведения памятника, на чем настаивали "свободовцы", поскольку это выходило за рамки предмета уголовного дела (на сегодняшний день все упущения с разрешительными документами устранены, осталось внести памятник в государственный реестр). Обвинительный приговор вынесен исходя из того, что для квалификации хулиганства правовой статус памятника не имеет значения. С другой стороны, суд не удовлетворил гражданский иск ОВКЗ о возмещении 92583 грн на восстановление памятника, поскольку эта сумма не была подтверждена доказательствами. Обе стороны остались недовольны судебным решением, но главное то, что после процесса вопрос о памятнике не удалось решить по сути. Ни у кого нет сомнений, что он напомнит о себе и в будущем. Надеяться на толерантное отношение или европейский опыт примирения сторон при решении этой деликатной проблемы, скорее всего, не приходится.

Вот что по этому поводу сказали ZN.UA представители "Свободы" и "Общества венгерской культуры Закарпатья".

Председатель закарпатского центра "Свободы" Олег Куцин, один из участников поджога венгерского памятника:

- Расцениваю свои действия на Верецком перевале как вполне адекватные. Думаю, так должен сделать любой украинец, если на могилах твоих предков, воевавших за украинскую государственность, потомки тех людей, которые расстреливали их, строят неоимперский символ... Для венгров этот памятник символизирует границы их государства, они так и называют его - памятник в честь того, что венгры нашли свою родину. Но почему-то установлен он не на границе Украины и Венгрии, а на старой границе Венгерской империи. Поэтому я считаю, что мои действия были адекватными.

Мы и в дальнейшем будем выступать против венгерского памятника, но уже не такими действиями. Я организовал обращение в Верховную Раду (соответствующее обращение будет и к правоохранителям) о том, что памятник установлен с нарушениями законодательства. Все решалось с помощью телефонного звонка без соответствующих согласований, и в процессе слушания дела это всплыло. Коррумпированному суду удалось скрыть этот факт, но сейчас дело будет находиться на контроле у депутатов, и, я думаю, законным путем нам удастся убрать этот неуместный памятник с украинской территории. То есть наша цель - это демонтаж памятника...

Председатель "Общества венгерской культуры Закарпатья" Миклош Ковач:

- Верецкий перевал - это идиома в венгерском историческом сознании, не несущая никакого оскорбления для Украины. Считается, что наши предки во главе с Арпадом нашли свою родину, перейдя через этот перевал. К памятнику всегда приходят многие венгерские туристы, поэтому каждая попытка повредить его воспринимается в Венгрии резко негативно. К сожалению, это не удается донести до понимания наших оппонентов из-за острой асимметрии в политической культуре и представлениях о базовых понятиях. Но между двумя странами, поддерживающими добрососедские отношения, должны работать схемы на высшем уровне.

Существуют конкретные договоренности, есть определенный баланс. Венгрия открыла у себя памятники Тарасу Шевченко и жертвам Голодомора, а Украина - памятник венграм на Верецком перевале. И если в Венгрии никто не посягает на украинские памятники (верю, что этого не будет и в будущем), то аналогично должно быть и в Украине. Если же такие инциденты все же имеют место, то существует элементарная логика уголовного закона - если преступление остается безнаказанным, этим самым государство дает сигнал преступникам и в дальнейшем действовать в подобном духе.

Считаю, что Украина должна жестче относиться к таким проявлениям, иначе это только усугубит проблему. Это не просто слова. Ведь даже после известного поджога памятника было несколько новых попыток разрисовать и повредить его. Кроме того, в Берегове неизвестные подожгли офис нашего общества. Подобные действия будут иметь место и в будущем, поскольку у радикалов такая тактика действий. Что мы можем сделать в подобной ситуации? Будем писать заявления в правоохранительные органы, ждать их реакции и делать вид, что живем в правовом государстве с гражданским обществом...