UA / RU
Поддержать ZN.ua

Расчеты и просчеты. О чем свидетельствует затянувшаяся «спикериада» областного масштаба

Подоплека событий, произошедших не так давно в областном совете столичной области, напоминает анекдот о дезертире с фронта, который жил не тужил, пока другие воевали, а после победы искал себя в списках награжденных...

Автор: Надежда Гоцуенко

Подоплека событий, произошедших не так давно в областном совете столичной области, напоминает анекдот о дезертире с фронта, который жил не тужил, пока другие воевали, а после победы искал себя в списках награжденных. Николаю Примаченко в реализации своих претензий удалось больше. Судите сами. Осенью 2003 года по настоянию губернатора Анатолия Засухи на смену председателю облсовета Николаю Баранюку приходит Николай Примаченко, как более удобная фигура для власти и для губернатора в преддверии намечающейся угрозе режиму. Расчет был точным. Когда в конце 2004 года Засухе понадобился в качестве «запасного аэродрома» еще и пост председателя облсовета, Николай Иванович оказался к этому готов. Убеждая депутатов пойти на концентрацию власти в одних руках, он ссылался на неважное здоровье, свой весьма солидный возраст, ну, и, само собой, на понимание сложившейся ситуации. Ибо «для подолання політичної кризи в державі та недопущения дестабілізації економіки необхідне тісне співробітництво виконавчої влади і місцевого самоуправління». Благодарный Анатолий Засуха, в свою очередь, не отправил Николая Примаченко на пенсию, а предложил избрать его первым заместителем председателя облсовета. Депутатское большинство проявило согласие с такой постановкой вопроса, от которой за версту несло политической конъюнктурой. После известных событий, когда Засуха не удержался ни на одном из двух постов, Примаченко волей обстоятельств остался наивысшим должностным лицом облсовета. И вот тут-то начался новый спектакль, интересный тем, что действующими лицами стали представители новой исполнительной власти.

В условиях реструктуризации совета, создания новых фракций возник вопрос о председателе облсовета, должность которого осталась вакантной. В ходе обсуждения кандидатур среди претендентов Примаченко не фигурировал. И как же были ошарашены депутаты, когда оказалось, что Николай Примаченко вознамерился возвратиться на свою прежнюю должность, которую добровольно уступил Анатолию Засухе. Причем решил сделать это отнюдь не посредством банальной процедуры голосования.

Открывая сессию облсовета 15 апреля, Примаченко сообщил, что он обратился в Печерский суд с иском, требуя восстановить его в должности председателя облсовета. Услышав это, собравшиеся пережили шок. Вопросы повестки дня были отложены, депутаты почти два часа возмущались, поражаясь цинизму придуманного хода. Сессии грозил срыв. Но председатель облгосадминистрации Евгений Жовтяк настойчиво просил отложить решение спонтанно возникшего вопроса, учесть ситуацию, что без принятия решений об изменении бюджета-2005 и ряда других никак не обойтись. Депутаты поддались на уговоры, продолжили сессию, приняли решения, но от рассмотрения оргвопроса не отказались, перенеся его на внеочередную сессию.

Более чем странным оказалось это мероприятие, проходившее перед Пасхой, в «чистый четверг» по православному календарю. Очищения не получилось. Присутствуя на сессии, корр. «ЗН» могла убедиться, что хотя между двумя сессиями прошло всего две недели, настроение депутатов изменилось. Просматриваемое ранее почти единодушное намерение в отношении Примаченко сменилось разнобоем мнений. До голосования дело так и не дошло. В ход пошел аргумент: о чем, дескать, говорить, если ожидается решение суда, которое разрешит все сомнения? Сессия закончилась ничем. А облсовет решением суда получил нового старого председателя. Показательно, что Евгений Жовтяк присутствовал на сессии, но не выступил. Призывы депутатов высказаться по кадровому вопросу не возымели никакого действия. Почему?

Отвечая на прямой вопрос корреспондента «ЗН» в отношении того, какая его позиция, кому возглавлять совет, Евгений Жовтяк опроверг слухи о своей поддержке Примаченко, при этом подчеркнул последовательность позиции, заметив: «я продолжаю молчать. Моя позиция — облгосадминистрация не должна «давить» на депутатов». Судя по всему, в то время Евгений Дмитриевич молчал не потому, что колебался. Он уже знал, что делать и как поступить. Ибо понимал, что затевать спикерскую эпопею с неясным исходом для области и для него лично ни к чему. Затея могла повернуться еще хуже. Областной совет постзасухинского образца способен поднести любой «сюрприз»: от избрания председателем еще менее предсказуемой фигуры, до превращения выборов в длительную «спикериаду» с неясным исходом.

Впрочем, отношение к происходящим в облсовете событиям вполне вписываются в стиль нового главы облгосадминистрации. Евгений Жовтяк не любит резких движений, охотно идет на компромисс, тогда ему удается достигнуть больше всего. В Белой Церкви, например. Здесь успех команде Жовтяка принесла не кавалерийская атака новой власти, с которой началось противостояние, а применение мягкого варианта воздействия, на котором настоял губернатор. В результате компромисса депутаты горсовета, находящегося под усиливающимся влиянием фракции «Наша Украина», при поддержке мэра, получили возможность сформировать новый состав горисполкома, избрать первым заместителем городского головы однопартийца Жовтяка Владимира Якимчука. Поддержав новоназначенцев, городской голова получил возможность приступить к использованию накопленных за несколько лет отпусков, а Белая Церковь избавилась от пикетов и митингов, перспективы проведения референдума и т.д.

Не случайно на Киевщине не происходят скандалы, подобные недавнему мукачевскому, ставшему предметом разбирательств на заседании ВР. Здесь скорее «не дожмут», чем «пережмут», даже в том случае, если оппоненты дают поводы для применения жестких мер. Но то, что губернатор часто сдерживает «горячие головы», вызывает нарекания, что его позиция излишне осторожна и либеральна к политическим оппонентам, окопавшимся в органах местного самоуправления. Особенно с учетом приближающихся парламентских выборов — нелады в населенных пунктах, кем бы они ни были вызваны, лягут темным пятном на исполнительную власть.

В мягкой позиции губернатора, в одних случаях приведшей к успеху, а в других – нет, многие усматривают проявление слабости, отсутствие настойчивости. В вину Жовтяку ставят неэффективное воздействие на органы местного самоуправления Переяслав-Хмельницкого, Ирпеня, Вишневого и других городов, где «мягкие» варианты не срабатывают. Мэры этих городов, не скрывая своей приверженности к старой власти, успешно держат оборону, отбиваясь от вяло наседающих на них, к тому же сдерживаемых губернатором оппонентов. Появились слухи об отставке, которые Евгений Дмитриевич не устает опровергать, заверяя, что не усматривает для них «никаких оснований».

Утверждение обоснованно, ес-ли рассматривать ситуацию в области в экономической плоскости, где все действительно не хуже, а даже лучше, чем в других регионах. Промышленное производство в области за январь—апрель 2005 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года возросло почти на 16%. В сельском хозяйстве просматриваются сдвиги к лучшему. Но в политическом смысле позиции Жовтяка слабеют. «Раздвоенность» губернатора между интересами родной УНП и «Народным союзом «Наша Украина» увеличивает число его недоброжелателей. В этой связи эпизод с «молчанием» на сессии, недовольство депутатов выжидательной позицией, в какую бы степень принципиальности они ни возносились, могут иметь негативные последствия во взаимоотношениях губернатора с органом представительской власти, которые и так отличаются неопределенностью. Тем более что в пробуждающемся облсовете закипают страсти и «бережное» отношение Жовтяка к Примаченко не находит понимания среди многих депутатов. Это выразилось, в частности, в том, что группа народных избранников подала кассационную жалобу с просьбой отменить как незаконное решение о восстановлении Примаченко в должности председателя совета. Если это обстоятельство и не скажется на продолжении карьеры Примаченко, то на репутации Жовтяка отразится не лучшим образом.

К плюсам Евгения Жовтяка можно отнести то, что он сумел без особых потерь и даже с выигрышем для области пойти на сближение с руководством столицы, не теряя времени, заключить соглашение о сотрудничестве, обеспечив тем самым поддержку сельхозпроизводителям со стороны столичных структур в наиболее сложное и ответственное время. Использование финансово-кредитного и технического потенциала столицы несомненно положительно скажется на результатах сельскохозяйственного сезона. При этом область не переусердствовала, были приняты упредительные меры, чтобы удержать дистанцию, оградиться от чрезмерных «объятий» более сильного партнера, охладить пыл вознамерившихся чуть ли не воссоединить два региона в один. Впрочем, в том, что киевский мэр пока что не преуспел в намерении «подмять под себя» Киевщину, сыграла роль не только защитная реакция команды губернатора, но и то, что силы столичного градоначальника уходят на гашение скандалов, связанных с застройкой столицы и выделением земельных участков. Еще не факт, что борьба за влияние на область закончилась и не сможет возобновиться впоследствии, когда выпадет более подходящий момент, а у Александра Александровича развяжутся руки и он всерьез возьмется за расширение границ города. Тем более что в столице свободной земли остается все меньше, и хочешь не хочешь, а решать проблему обеспечения землей под застройку придется за счет области. Осознавая «аппетиты» столицы и возможности ее мэра, губернатор принимает меры для сдерживания экспансии. В частности, разрабатывается Генеральный план развития Киевской области.

Еще один способ защиты Евгений Жовтяк, судя по всему, усматривает в административно-территориальной реформе. На фоне паузы, которую держат большинство глав облгосадминистраций, он очень резко выделился, ратуя за начинания вице-премьера Романа Бессмертного. Похоже, поддерживая реформу в ее наиболее радикальном виде, Жовтяк сжигает за собой все мосты. Выражая готовность предоставить область в полное распоряжение реформаторов, он многим рискует. Большинство его однопартийцев к реформе такого рода, к ее форсированию относятся прохладно. Это особенно ярко проявилось во время недавних областных слушаний по реформе, состоявшейся в Белой Церкви. Даже у некоторых вновь назначенных председателей райгосадминистраций и их заместителей нашлись аргументы против того, чтобы форсировать «бессмертные начинания». Наиболее распространенное мнение звучит так: если такие изменения и нужны, то пилотный проект все-таки лучше проводить не в столичной области, а где-нибудь в другом месте. В связи с такой приверженностью к реализации замысла Бессмертного, готовностью вопреки всему экспериментировать, возникает еще одна версия. Жовтяка устраивает тот факт, что облсовет возглавляет человек, которого без особых усилий и в любой момент можно отправить в отставку. Это станет необходимо, когда, по условиям эксперимента, должность председателя облсовета окажется более влиятельной, чем губернаторская. Иначе говоря, не готовит ли увлекшийся административно-территориальной реформой Евгений Жовтяк место для продолжения своей карьеры в новом качестве? Такие догадки уже витают.