Экономический рост не сопровождается развитием человеческого потенциала - этот малоутешительный вывод, к которому пришли составители «Доклада о развитии человека за 1996 год», группа международных экспертов под руководством Ричарда Джолли, был обнародован на презентации доклада в представительстве ООН в Украине.
Цель Программы развития ООН, для которой готовится подобный ежегодный доклад - седьмой по счету, - помогать людям из 175 стран мира (именно столько их числится в рейтинге этого года) создавать национальный человеческий потенциал, обеспечивать условия для всестороннего развития личности, при этом способствовать устранению нищеты и строить гуманное человеческое общество. 85% сотрудников Программы работают именно в тех странах, где наблюдается дисбаланс в этом вопросе, а 83% фондов направляются в 50 стран, где сосредоточено три четверти людей, живущих за чертой бедности.
Почему в то время, как одна часть населения наслаждается плодами экономического роста, другая пребывает в бедности? Почему там, где этот рост наблюдается, он не всегда улучшает условия жизни людей, не ведет к созданию новых рабочих мест? Кто владеет основной частью национального богатства, а кто получает лишь остатки? Что сделать для того, чтобы каждый получил равную долю экономического «пирога»? Не претендуя на роль документа, «Доклад о развитии человека за 1996 год» является источником информации к размышлению и предложений.
В упомянутом уже рейтинге стран, который составлялся, исходя из следующих показателей: продолжительности жизни населения, доступа к образованию и покупательской способности, составляющих т. н. индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), Украина занимает 80-е место. При этом она уступает России, Белоруссии, Эстонии и Казахстану, однако, оставив за собой Литву. По сравнению с рейтингом прошлого года, где Украина занимала 54-е место и входила в число стран с высоким ИРЧП, наблюдается явный регресс, ибо мы переместились в средний уровень (Россия осталась все же в высоком).
Еще один вывод доклада: рейтинг по человеческому развитию не совпадает с рейтингом доходов населения. Бытует мнение, что можно достичь увеличения доходов без роста человеческого потенциала. Однако много стран показывают обратный пример. Анализ же, сделанный в докладе, свидетельствует, что ни одно из этих направлений не является устойчивым, ибо не должно быть разрыва между экономическим ростом и справедливостью распределения доходов.
За последний год 98 стран попали в период стагнации, вследствие чего уменьшились доходы более четверти населения мира. Из 46 стран, где наблюдался экономический рост, в 19 (более 40%) не смогли увеличить занятость населения (рост без занятости).
Среди 89 стран со спадом экономического развития пребывают в основном страны с переходной экономикой. Специальный раздел посвящен социальной цене экономического перехода. Здесь оперируют пятью индикаторами - экономический рост, которые не ведет к появлению новых рабочих мест; развитие, при котором богатые становятся еще богаче, а бедные беднеют; экономический рост, который не сопровождается процессом демократизации; развитие экономики, которое не сопровождается культурным расцветом национальностей, живущих в стране; экономический рост без будущего.
Если в прошлом году составители разработали специальный индекс гендерного развития, сопоставляющий положение мужчин и женщин в процессе развития и расширения экономических и политических возможностей, то в этом году предложен новый показатель - «показатель бедности по возможностям» (ПБВ), измеряющий количество людей, не имеющих базовых условий для жизни. С его помощью можно увидеть все скрытые аспекты нищеты: во многих странах ПБВ гораздо выше, чем это могли бы позволить уровни бедности по доходам.
Не открывая Америки, авторы доклада еще раз пришли к известной истине: экономический рост - средство, а развитие человека - цель. И борьба за валовый национальный продукт не должна растоптать этого человека, для которого в конечном счете и создаются блага и богатство.