UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пятна под солнцем

Ситуация — хоть плачь, хоть смейся. Похоже, власти в Киеве и Симферополе надеялись, что мазут, ушед...

Автор: Валентина Самар

Ситуация — хоть плачь, хоть смейся. Похоже, власти в Киеве и Симферополе надеялись, что мазут, ушедший в воды Керченского пролива после ноябрьского кораблекрушения, то ли растворится, то ли уйдет по дну к российским берегам. Не рассосалось. Как и предрекали экологи, с потеплением воды покрытые мазутом ожерелья водорослей после каждого волнения стало выбрасывать к берегу, а вдоль побережья там и сям появляются мазутные пятна. На территории Керченского порта — террикон из собранной за все это время смеси песка, водорослей и мазута — 4 200 тонн. Один крымский чиновник даже назвал причину, по которой отходы утилизировать нельзя: гора из мешков с мазутной смесью является вещдоком вины судовладельцев в нанесении ущерба окружающей среде.

«Совмин Крыма все проспал, — говорит бывший начальник Крымского главка МЧС Сергей Василенко. — Создали в ноябре штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации на уровне Кабмина, но финансовый год закончился, и штаб закрылся. Извините, вы что, первый день работаете в исполнительной власти? Не знали, что так будет?»

Нет, вопрос о том, что собранную нефте-песчаную смесь в порту надо утилизировать, на заседаниях Совмина поднимали — но только отцы автономии всегда отвечали: это проблема государственного значения, а Крым в ее решении — только составляющая. От непрерывных призывов «зеленых» утилизировать нефте­продукты до наступления тепла — ведь есть опасность повторного загрязнения акватории — крымские власти отмахивались.

«Высказывания экологов — не более чем независимые суждения, за которые никто не отвечает. Нам хотелось бы, чтобы это было сделано грамотно, на государственном уровне, чтобы люди подтвердили свои предположения расчетами. После этого будет принято решение и профинансировано», — обещал премьер Виктор Плакида.

Из чего следовало: дадут деньги — будем решать. Пошли разговоры о том, что надо вывезти всю собранную смесь в Николаевскую область, затем в Кировоград, поскольку там есть предприятие, которое имеет установку и технологию безопасной переработки. Протест заявили экологи: с потеплением везти это добро небезопасно, кроме того, возить придется еще долго. Ведь с каждым днем море будет выбрасывать все новые нефтяные комки и ленты.

И вдруг случилось чудо — деньги нашлись. На всех уровнях.

18 марта крымское правительство направляет 2 млн. гривен Республиканского фонда окружающей природной среды на ликвидацию последствий загрязнения мазутом керченского побережья.

19 марта Кабмин решает создать специальную комиссию по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в Керченском проливе. План первоочередных мер по этой ликвидации должен быть разработан в течение трех дней. Кроме того, будет решен вопрос финансирования работ по ликвидации последствий мазутного загрязнения.

Что случилось? А президент решил начать свою поездку в Крым с посещения Тузлы и провести в Керчи совещание по проблемам пролива. Визит был назначен на 20 марта. И вдруг, без объяснений, перенесен. А программа состоявшегося была совершенно другой и в другом месте — в Ливадии. Ну не верить же некоторым аналитикам, сказавшим, будто Тимошенко коварно «обезоружила» Ющенко, приняв решение по Керчи как раз накануне объявленного визита!

В Ливадии президент со ссылкой на министра по вопросам чрезвычайных ситуаций В.Шандру сообщил журналистам, что утилизация собранных отходов начнется в ближайшие дни. «Я убежден, у МЧС есть сегодня все средства, чтобы в ближайшие две-три недели полностью справиться с этой ситуацией».

Не знаю, о каких возможностях МЧС докладывал президенту В.Шандра. Но на сегодня любому, кто знает ситуацию не по докладам, понятно: за две-три недели с проблемой не справиться.

24 марта в Керченском морском торговом порту прошло заседание той самой правительственной комиссии под председательством министра охраны окружающей природной среды Г.Филипчука. Песчано-мазутную смесь решили утилизировать на месте. Для этого установку предприятия «Эко-центр» из Кировограда привезут в Керчь. Как рассказал «ЗН» председатель Рескомприроды Евгений Бубнов, возглавляющий оперативный штаб комиссии, на территории порта выбрана площадка для установки, которая работает по безопасной технологии. Чтобы демонтировать установку в Кировограде, привезти и установить в Керчи, запланировано 10 дней. По словам технологов, собранную в порту нефте-песчаную смесь можно будет утилизировать в течение 60 дней.

В пятницу в некоторых крымских правительственных кабинетах наблюдался переполох: что имел в виду президент, когда сказал, что проблему утилизации надо решить за две-три недели? Правительственная комиссия, согласно утвержденному плану первоочередных мер, остановилась на варианте утилизации на месте. Но за срок, названный президентом, это невозможно. Значит, вывозить за пределы Крыма?! Но ведь установка уже едет в Крым! К моменту сдачи материала загадка решена не была. Поэтому временно крымские чиновники ситуацию не комментируют…

Между тем уже сегодня надо искать ответ на вопрос: а что дальше? Установка будет работать только до ликвидации завала в порту или останется здесь навсегда. Ведь каждый день будет приносить новый «улов». Сергей Василенко считает, что штаб по ликвидации последствий должен работать до конца лета и одних усилий бойцов МЧС здесь недостаточно. Крымские «зеленые» предлагают все же вывести утилизацию нефтепродуктов с территории порта, с побережья. «Вблизи Керчи найдено место, бывший карьер, где можно было бы складировать собираемые отходы и без аврала, спокойно утилизировать по мере поступления, — говорит зампредседателя КРО Партии зеленых Виктор Мусияненко. — Даже если дно карьера не закрывать специальной пленкой, загрязнение почвы будет незначительным, и потом ее тоже можно будет утилизировать».

До сих пор нет ответа и на вопрос: а как и, главное, какими средствами спасатели намерены ликвидировать пятна, которые будут всплывать? До сих пор их «ловили» на берегу. Хотя есть новейшие разработки (и они предлагались МЧС) биосорбентов и установок для их распыления. Причем ничего не надо искать за рубежом, все есть в родной стране, включая технологию утилизации. От мазута останется нейтральный порошок, который по заключению Госсанитарной службы является экологически безопасным и может использоваться при производстве асфальтобетона для дорожных покрытий. Разве в МЧС все это время не знали, что в Кировограде есть такая установка?

Второй момент — финансирование. Деньги из Киева пришли, но что-то там со статьями напутали, так что в ближайшие дни надо рассчитывать только на крымский взнос. А ведь речь идет не только об оплате услуг предприятия по утилизации нефте-песчаной смеси. Деньги наконец-то запланированы на проведение мониторинга состояния загрязненной территории. Что, кстати, теперь уже официально подтверждает справедливость упреков экологов: все время с момента аварии надлежащий мониторинг не проводился, не говоря уже о прогнозировании развития ситуации. На мониторинг не выделялось ни копейки, а крымские чиновники не устают отрицать направление течений и ветра, о которых говорят «зеленые».

Будь все это в ноябре-феврале, — эта история имела бы другое значение. «До срыва курортного сезона морской воде осталось прогреться на 5 градусов» — грустно шутит «Новый регион». И столько же — до начала. Всплывать мазут начнет, когда вода прогреется до 15 градусов. А выбрасывать мазут на пляжи, откуда его можно будет убрать только вместе с галькой или песком, море начнет при 18—20 градусах. В Рескомприроды уверены, что больше, чем уже собрано, море мазута не выбросит. Да, только летом это уже не будет плотный комок песка и водорослей. Министр Г.Филипчук говорит, что мазут остался на дне пролива. И сколько его там, пока никто не знает, «поэтому экологическая катастрофа полностью не ликвидирована». «Никто точно не может сказать, сколько мазута находится на дне Керченского пролива. Мы ведем мониторинг, и с потеплением будем серьезно смотреть. Например, Европейская комиссия считает, что мазута там нет», — сообщает министр по вопросам ЧС В.Шандра.

Водолазы ведомственные обследовали дно в проливе и утверждают, что мазута там нет. Как сообщил начальник Морского аварийно-спасательного центра Юрий Козлов, обследование дна производилось в районе села Героевское в 100 метрах от береговой полосы, подводная часть от начала Аршинцевской косы до ее центра, подводная часть у Тобечикской перемычки, побережье городской набережной на расстоянии 70 м от береговой черты, побережье у крепости Ени-Кале. На обследованной территории в 8500 квадратных метров нефте­продукты не обнаружены.

А другие водолазы, российские, у Тузлы погрузились и вынырнули в полном ужасе. «Хотя мы были готовы встретить мазут на дне, я, признаться, не совсем ожидал, что после подводного отбора проб в районе косы Тузла моя маска и лицо окажутся измазанными в мазуте, — говорит руководитель экспедиции Василий Спиридонов. И кому верить?

Я верю рыбакам. Они жгут сети и терпят убытки. Закинули на селедку — поймали нефть. А что же сама рыба и прочие морепродукты? Информации о том, что обитатели моря, которых мы едим, загрязнены — нет, уверяют в крымском правительстве. При этом признают — экспертизы учеными не проводились, есть только данные местных СЭС.

И только на следующей неделе в Керченском проливе начнет работу экспедиция Минприроды. Предполагается исследовать дно Азово-Черноморского бассейна в месте разлива нефтепродуктов, береговую полосу в акватории кораблекрушения, изучить флору и фауну моря.

Сколько денег для всего этого понадобилось? Два миллиона из крымского бюджета, девять — из государственного. Копейки по сравнению с заявленной суммой ущерба от последствий экологической катастрофы. Хорошо бы еще посчитать, во что обошлась окружающей среде и сколько еще будет стоить, с учетом недополученных средств от курортного сезона и рыбного промысла, бездеятельность властей в Киеве, Симферополе и Керчи.